Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рубинштейн




Значительное влияние на становление психологического образования в советский период истории развития нашей страны оказал вариант изложения системы психологического знания, разработанный С.Л.Рубинштейном. Рубинштейн после завершения собственного философского образования в Марбурге – одном из центров тогдашнего неокантианства, где он защитил докторскую диссертацию, посвященную проблеме интегрального метода (1914), возвратился на свою родину в Одессу и начал преподавать психологию в гимназии. Непродолжительное время он заведовал оставшейся после смерти Н.Н.Ланге (1922) вакантной кафедрой философии в Одесском университете, а с 1930 г. становится во главе кафедры психологии Ленинградского педагогического института. В 1935 г. выходят из печати его "Основы психологии", а в 1940 г. их переработанный и расширенный вариант – "Основы общей психологии". С осени 1942 г. начинается московский период творчества Рубинштейна. В конце 50–х годов публикуются три небольшие его монографии: "Бытие и сознание" (1957), "О мышлении и путях его исследования" (1958), "Принципы и пути развития психологии" (1959), а через тринадцать лет после его смерти – оставшаяся незавершенной монография "Человек и мир" (1973).
Центральной идеей, которой подчинена система развертывания психологического знания, выстроенная Рубинштейном, является идея диалектико–материалистического монизма в ее преломлении к осмыслению природы психического. Иначе говоря, задача, первоначально стоявшая перед Рубинштейном, состояла в открытии такой элементарной ячейки (клетки), в составе которой было бы уже явственно представлено психическое и из которой путем систематического ее развития можно было бы построить все здание психологии. Оценив состояние мировой психологии 30–х годов как кризисное, выразившееся в конфронтации трех ведущих направлений – интроспекционизма, бихевиоризма и персонализма (психологии духа), Рубинштейн вместе с тем отверг возможность его преодоления путем простого суммирования выделяемых ими аспектов психического. Для того чтобы осуществить подлинный синтез, требуется, по его мнению, найти такую категорию, в содержании которой была бы снята изначальная противопоставленность субъекта и объекта.
На основе анализа теоретического наследия К.Маркса он приходит к выводу, что такой категорией является категория деятельности. Содержание этой категории особым образом по сравнению с категориями восприятия или переживания демонстрирует единство реального и идеального, причем как единство процессов объективации и субъективации. В процессе объективации субъект не просто вычерпывает, извлекает из себя как бы уже существующие внутри него в готовом виде и конституирующие его самого образования, а создает самого себя, поскольку объективируемые конституенты, включаясь в системы объективно существующих связей, предоставляют возможность субъекту не только увидеть себя со стороны, но и включить себя в объективно детерминируемый процесс изменений.
В структуре деятельности (действия, поступка) уже представлен идеальный план отношения между внешним (объективным) и внутренним (субъективным), но не как нечто третье, а именно как их тождество/нетождество. Важно подчеркнуть, что здесь это соотношение дано иначе, чем в случае соотношения между объектом и его образом в сознании, поскольку в качестве объекта выступает именно объективированное содержание субъекта, содержание субъективированного намерения. В статье, посвященной анализу ранних рукописей К.Маркса, Рубинштейн формулирует три важных, по его мнению, тезиса относительно нового понимания природы психики: психика есть продукт деятельности самого человека; психика есть порождение предметного, т.е. созданного человеческой деятельностью, мира; психика есть продукт исторического развития, она меняется в связи с историческим развитием общества.
Центральный принцип диалектико–материалистической концепции психического – принцип единства сознания и деятельности – интегрирует в своем содержании в трактовке Рубинштейна четыре других принципа:
а) психофизического единства психического с органическим субстратом, функцией которого оно является, и с объектом, который в ней отражается;
б) развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов;
в) историзма, т.е. взаимообусловленности общественного бытия и сознания;
г) единства теории и практики, т.е. осмысления изменений условий жизнедеятельности, с позиций системы психологических понятий и осуществления практических воздействий с опорой на определенные концептуальные основания.
"В радикальном отличии от основных тенденций традиционной психологии, изучающей функцию или структуру сознания только имманентно, в замкнутом внутреннем мире, психология должна исходить при изучении человеческого сознания из его отношения к предметному миру объективной действительности" (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.22).
Выдвижение на первый план принципа единства сознания и деятельности не означает, что проблема соотношения вещи и ее образа в сознании игнорируется, но показывает, что за этим фундаментальным отношением обнаруживается еще более фундаментальное взаимодействие двух материальных реальностей, результативным выражением которого является образ. Идеальное и реальное не обособляются как самодовлеющие субстанции, но их соотношение упорядочивается по критерию первичности/вторичности. Сознание, конституированное образами восприятия, представления, переживаниями, операциями мышления, обнаруживается и существует как производное и вторичное по отношению к данности в этом сознании реального мира. "Действие связано с сознанием в Силу того, что сознание выполняет по отношению к нему функцию его регуляции. Поэтому то, что в процессе осознания мира переходит из бытия в сознание, затем, преломившись через субъекта, через действие входит в объективный мир, преобразуя его" (Рубинштейн С.Л. Пути и принципы развития психологии. М., 1959,СЛ62).
Композиционно "Основы общей психологии" состоят из пяти частей. Первая играет роль методологического (глава 1 "Предмет психологии", гл. 2 Методы психологии") и исторического (гл. 3 "История психологии") введения. Сквозная тема второй части определена категорией развития: гл. 4 "Проблема развития в психологии", гл. 5 "Развитие поведения и психики животных", гл. 6 "Сознание человека". Центральное место в трактате и по расположению и по объему материала занимает третья часть. Здесь последовательно характеризуются психические процессы (функции): гл. 7 "Ощущение и восприятие", гл. 8 "Память", гл. 9 "Воображение", гл. 10 "Мышление", гл. 11 "Речь", гл. 12 "Внимание", гл. 13 "Эмоции", гл. 14 "Воля". В четвертой части Рубинштейн обращается к освещению вопросов, которые по смыслу его концепции несут основную объяснительную нагрузку: гл. 15 "Действие", гл. 16 "Деятельность". В пятой части характеризуются интегративные по отношению к процессам, проанализированным в третьей части, психические образования: гл. 17 "Направленность личности", 31 гл. 18 "Способности", гл. 19 "Темперамент и характер", гл. 20 "Самосознание личности и ее жизненный путь".
Логика общей композиции наряду с первой главой кратко изложена и обоснована также во введении к третьей части. Здесь же Рубинштейн отвечает на вопрос о том, какой должна быть последовательность изложения психологических знаний. На первый взгляд, пишет он, представляется естественным и правильным начинать с личности как реального и конкретного субъекта всех ее действий, мыслей и чувств, с потребностей и интересов как исходных побуждений, а затем уже переходить к характеристике ощущений, восприятий, эмоций, чувствований и т.д. Однако на самом деле следует поступать, согласно Рубинштейну, как раз наоборот. При всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; психология личности подменяется метафизическими или социогенетическими рассуждениями о личности. Лишь выделив сначала путем анализа из уже данного живого конкретного целого личности более абстрактные определения – отдельные функции, процессы – психологическое познание может, пройдя через многообразные определения различных сторон психики, раскрыть психологию личности в ее конкретной целостности. В процессе познания, т.е. познавательного проникновения мысли в свой предмет, то, что в действительности является исходным пунктом для мышления, неизбежно выступает как результат.


Завершая этот по необходимости беглый обзор выдающихся программ психологического образования, требуется, конечно, сделать хотя бы некоторые общие выводы из их сопоставления. Будучи преемственно связаны между собой (даже программа Рубинштейна, наиболее резко и подчеркнуто дистанцирующаяся от своих непосредственных предшественников, вряд ли могла бы иметь место, если бы ей не предшествовала программа Челпанова), они отличаются друг от друга не только условиями своего возникновения и распространения, но и своими собственными, имманентно им присущими характеристиками. Если их объединяет структура понятийно–терминологического аппарата, то различия обнаруживаются, во–первых, в принимаемой ими трактовке дидактического начала (с чего следует начинать изложение системы психологического знания), во–вторых, в характере распределения материала по отдельным разделам программ, в удельном весе отдельных разделов в составе программы в целом и, в–третьих, в принятых способах введения понятий и раскрытия их содержания.
Приведенные характеристики выдающихся произведений учебной психологической литературы по своему жанру являются деобиблиографическими эскизами. Но наряду с такого рода подходом к отдельным произведениям учебной литературы требуется, конечно, и подход классификаторски–систематизирующий. Поэтому в следующих двух параграфах рассмотрим, с одной стороны, видовое многообразие учебных предметов вообще, которое, так или иначе, приложимо к описанию учебной психологической литературы, в том числе к использованию его при квалификации учебных предметов по психологии, а с другой, – многообразие видов психологического знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.