Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3 – 28-02-2012




 

Гуманистическая психология

Один из основателей – А. Маслоу

 

Гуманистическая псих – надо изучать человека в высших проявлениях, нельзя только изучать невротиков или животных, поэтому вид человека как он представал в психоанализе или бихевиризме сторонников гуманистической психологии не устраивал.

 

Человек, добр, мудр, стремится к развитию и реализации своих возможностей. Он хорош от природы и если социум не мешает он будет развиваться и достигнет вершин человеческой сущности.

 

Самоактуализирующиеся личности – образцы человечности. Провел их исследования. Изучил своих учителей и начал выделять отдельные черты.

 

Ранний Маслоу – начало 40 годов – иерархия потребностей. ЧЕловек развивается последовательно реализуя базовые потребности, они врождены, присущи самой природе человека. Он предполагал, что люди развиваются реализуя базовые потребности в Пирамиде Маслоу.

Длина прямоугольника – это степень удовлетворенности этой потребности.

Суть – человек при переходе к вышележащих потребностей, кога удовлетворены нижлежашие потребности.

Он описывал стремления, а не реальное поведение.

 

1) Физиологические потребности (пища, сон, воздух) – она должна быть удвоелтворена, но не здесь и теперь, но у западного человека эти потребности удовлетворены полностью.

2) Потребность в безопасности – потребность в стабильности, структуре, законе, свободе от страха. СТраховка, откладывание денег на черный день.

3) Потребность в принадлежности и любви – привязанности, принадлежности к группе, любви. Любить и быть любимым.

4) Потребность в признании – потребность в уважении, социальном статусе, престиже, внимании, славе, а также руга сторона – потребность в самоуважении.

5) Потребность в самоактуализации – стремление реализовать свои потенции, возможности, стать тем, кем он может быть, самовоплотиться. Понимал очень широко эту потребность. Умение слушать себя и заложенные в себе возможности и уменье не слышать требования социума.

 

Потребности нижнего уровня насыщяемы, их можно удовлетворить однажды и потом ему это не надо.

 

Принципе функциональной автономности мотивов и они могут выступать как самостоятельная сила, а не иметь такую жесткую структуру.

Маслоу начала воспринимать эту схему условно, подходящую для большинства, но не для всех.

Бывает, что человек застревает на каком – то уровне.

Может быть много причин в нежеании перехода на урвоень самоактуализации – например все есть, а самоактуализирвоаться не хочется, я банкир и останусь им, а не буду художником. Причины – лень, общества, комплекс Ионы (хочет отказаться от своего избранничества может испугаться). Их актуализация требует так много, что ему тяжело реализовать себя, комплекс страха перед собственными возможностями.

 

Маслоу думал, что самоактуализирующиеся люди (их очень мало) – это 1 процент общества.

Характеристики самоактуализирующихся людей:

· Приверженность какому-то делу – посвящают свою жизнь какой то работу,

· Эти люди в меньшей степень боятся себя и нет потребности в защитных механизмах, потому они более эффективно воспринимают реальность

· Терпимы и толерантны

· Непосредственность, простота, естественность

· Очень демократичны, им не важны социальные условности

· Независимость, они нон конформисты, они не слушают общество, хорошо понимают свою природу и устойчивы по отношению к давлению социума

· Потребность в уединении

 

Межличностные отношения есть, более глубокие, но их круг ограничен, несколько друзей, 1 любовь, они предпочитают любить таких же самоактуализирующихся. Все самоактуализирующиеся люби псих здоровы.

 

Пиковые переживания

 

Им характерны пиковые переживания (вершинные) – их можно отнести к измененным состояниям сознания. Это интенсивные эмоции – экстаз, блаженство, счастье, в этот момент человек погружен в настоящее время, он максимально живет сейчас и теперь. Сущее и должное начинает сливаться.

Он принимает реальность и себя – это чувство глубокой удовлетворенностью собой. Состояние безвременья. Полная поглощенность делом или эстетическим объектом.

 

Рецептивный модус – основная форма – принятие реальности. Челвоек не желает преобразовывать, а принимает реальность.

Вместо расчленяющего, категориального, познание полное в пиковых переживаниях.и Познание бесцельное, отсутствует мотиваци.

 

Меняется внимание, мышление. Когда мы мыслим в момент пережвианий, мы принимаем мир и не видим противоречий, речь нарушается, трудно их описывать. ЧЕловек может видеть вещи под знаком вечности, воспринимает являения, видя в нем философские стороны. Дейсвтиетльность и смешная и мучительная

Эти пережвиания приходят внезапно.

 

У самоактуализирующихся людей есть плато переживания, где вместо экстаза ровное состояние счастья. Если пиковые переживания воспр в терминах смерти возрождения, то плато – это постоянная радость. Плато – произвольны, менее интенсивны.

 

Креативность, демократичный характер, сопротивляющийся к окультуриванию, чувство состраданию, чувство общности, философское чувство юмора, умение жить здесь и теперь.

 

В середине 50х годов Маслоу пересматривает концепцию.

Выделяет:

· Дефицитарная мотивация – мотив устранить дефицит, если это будет делаться – это профилактика псих потребностей, а если нет, то это невроз – болезнь. Снять напряжение

· Мотивы роста – мотивы которые ненасыщаемы, связаны со стремлением усилить напряжение. Реализовать потенциал. Неудовольтеворение – это метапаталогия – психологическое нездоровье. Апатия, отчуждение, цинизм,бесцветность, угрюмость, внешний локус контроля, пьянство, наркотики.

· Би потребности - Бытийные ценности – закон, совершенство, красота, богатство, честь.

Критика:

 

· Маслоу считал, что от природы потенции заложены в человеке изначально, а экзистенциальные считали, человек стоит перед выбором – реализовывать или нет, мы видим человек как результата его выбора, то есть сначала идет выбор возможностей.

· Критиковали за то, что в нем заложены только положительные потенции. Но как же при потенциях преступника.

· За вражду человека и общества, но многие ситали, что социокультурные силы противоположны, но они могут быть и направляющие

· За то что он считал что сущность неизменна, но существуют разные формы реализации

· За биологизацию потенциала человека

· За субъективность его отбора самоактуализирующихся личностей

 

СО временем у Маслоу развивалось понятие самоактуализации монимается как высший мотив (ранее как цель). С – это не завершающий этап, а процесс развития. С ранее понимались как пиковые переживания и как отправная точка бытия (перехода к бытийному познанию).

 

Надо учить ребенка, чтобы обучение способствовало росту, чтобы он мог слышать себя, отделять желанное от нежеланного, чтобы были пиковые переживания, чтобы растущий человек смог это все почувствовать.

 

 

Теория когнитивного дессонанса Леона Фестингера.

 

КОгниция – это иедя, представленность самого человека. Знания о мире, о себе и тд.

Побуждения возникает только когда человек замечает когнитивную рассогласованность. Чем больше различия, тем больше мотив уменьшить дессонас (изменить 1 или несколько элементов).

Например, курить, но знать, что это вредно.

Можно добавть новые элементы, или уменьшить значимость (я курю, но это вредно). Используются какие то уловки.

Можно вводить какие то элементы эмоции (например, я курю, но я тогда добрый)

 

Конфликты после принятия решения. Выбрав одну альтернативу, человек начинает жалеть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.