Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс. для специальности № 022000 – Связи с общественностью




для специальности № 022000 – Связи с общественностью

Автор: к.и.н., доц. Евгеньева Т.В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Социология и психология массовой коммуникации" предназначен для студентов специальности «Связи с общественностью».

Курс имеет целью ознакомить слушателей с основными психологическими подходами к анализу процесса массовой коммуникации, с его основными закономерностями, методами и механизмами, используемыми в этом процессе.

В курсе получают продолжение и развитие знания, полученные в курсах «Общая психология» и «Социальная психология», с одной стороны, и курсах «Основы теории коммуникации» и «Социология массовой коммуникации» - с другой.

Главное внимание в курсе уделяется исследованию основных закономерностей функционирования массового и индивидуального сознания и поведения, и возможностей воздействия на них с помощью массовой коммуникации.

Задачи курса:

- дать студенту знание об основных психологических подходах к исследованию массовой коммуникации, ее структурных элементов и механизмов функционирования СМИ;

- научить студента современным методам исследования процесса массовой коммуникации;

- сформировать у студента понимание основных психологических закономерностей и механизмов функционирования средств массовой коммуникации.

Поставленной цели и задачам соответствует структура курса, построенная по принципу постепенного углубления проблемы в процессе перехода от общих психологических закономерностей процесса восприятия сообщений массовой коммуникации к анализу конкретных способов и механизмов управления аудиторией.

Курс включает в себя анализ подходов основных направлений психологии к анализу проблем массовой коммуникации и предполагает изучение работ ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Курс состоит из 16 модулей.

Изучение студентом каждого модуля построено по принципу самостоятельного выполнения следующих заданий:

1. Изучение основной и дополнительной литературы, предлагаемой к данному модулю - 7 часов.

2. Заполнение рабочей тетради – 5 часов.

3. Выполнение тестовых заданий – 0,5 часа.

4. Написание эссе – 3 часа.

Формы итогового контроля по каждому модулю:

1. Задания в рабочей тетради.

2. Тестирование.

3. Написание эссе.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Психологические закономерности процесса восприятия в массовой коммуникации.

 

Тема 1. Образ мира личности как основа восприятия информации в процессе массовой коммуникации

Когнитивная теория массовой коммуникации и ее соотношение с иными подходам.

Образ мира аудитории и возможности его формирования и трансформации в процессе массовой коммуникации.

Массовая коммуникация и модели поведения.

Роль механизмов категоризации и атрибуции в формировании образа мира и моделей поведения аудитории массовой коммуникации.

 

Тема 2. Установка в массовой коммуникации.

Установка как состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.

Исследования установки в работах Д.Узнадзе.

Исследования установки в работах Г.Олпорта.

Происхождение и основные функции установки. Функция барьера и ее роль в массовой коммуникации.

Проблеме формирования и трансформации установки.

 

Тема 3. Стереотип в массовой коммуникации

Механизм стереотипизации как основа формирования стереотипа. Источники формирования стереотипов.

Концепция стереотипа в работах У.Липпмана и Дж. Цаллера. Пропагандистский стереотип.

Проблема устойчивости стереотипа. Массовая коммуникация как источник формирования стереотипов.

Стереотип и имидж.

А.Назаретян о "переворачивании" стереотипа.

 

Раздел II. Психологические механизмы передачи сообщения в процессе массовой коммуникации.

 

Тема 4. Механизм убеждения в массовой коммуникации

Рациональное и эмоциональное в массовой коммуникации.

Механизм убеждения. Его возможности и ограничения в массовой коммуникации. Логические аргументы и специфика их восприятия. Позитивные и негативные формы аргументции.

Убеждаемость и убежденность. Условия эффективности убеждения.

Особенности использования механизма убеждения различными каналами массовой коммуникации.

 

Тема 5. Механизм внушения в массовой коммуникации

Механизм внушения. Понятия внушаемости.

Особенности внушения в массовой коммуникации. Внушение через большинство. Внушение через авторитет. Внушение через опровержение.

Условия эффективности внушения.

Особенности использования механизма внушения различными каналами массовой коммуникации.

 

Тема 6. Возможности использования механизмов подражания и заражения в массовой коммуникации.

 

Механизмы заражения и подражания. Действия механизмов заражения и подражания в условиях непосредственной коммуникации.

Групповое давление. Группомыслие.

Я-концепция и самоподкрепление. Защитные механизмы.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) в массовой коммуникации. Мета-модель и милтон-модель.

Возможности и ограничения использования механизмов заражения и подражания в условиях массовой (опосредованной) коммуникации.

Особенности использования механизмов заражения и подражания различными каналами массовой коммуникации.

 

Раздел III. Психология процесса передачи информации в массовой коммуникации.

 

Тема 7. Знаки и их значение в массовой коммуникации.

 

Соотношение факта и суждения (высказывания). Верификация суждения.

Язык как система знаков. Вербальные и невербальные знаки. Слова как знаки. Слова-символы.

Вербальное воздействие в массовой коммуникации. Соотношение между значением и смыслом. Коммуникативные барьеры.

Методы и приемы манипулирования словами. Черная ритлрика.

 

Тема 8. Метафора в массовой коммуникации.

 

Постмодернистский подход к анализу языка массовой коммуникации. Культурные и коммуникативные коды.

Пропаганда и пропагандистские мифы.

Роль метафоры в массовой коммуникации. Концепция метафоры Р.Барта. Концепция метафоры Д.Лакоффа и У.Джонсона.

Виды метафор. Ориентационные метафоры.

Метафоры и ритуалы. Игра слов.

 

Тема 9. Особенности невербальной коммуникации.

Понятие невербальной коммуникации. Виды и возможности невербального воздействия.

Жесты и мимика как средства невербальной коммуникации. Направление взгляда. Зоны контроля. Одежда, аксессуары, интерьер.

Конгруэнтность вербальной и невербальной коммуникации.

Использование цвета и формы в невербальной коммуникации.

 

Раздел IV. Масса как объект воздействия в массовой коммуникации.

 

Тема 10. Управление массовыми настроениями в процессе массовой коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.