КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение понятий «проблема, предмет и объект» исследования
Соотношение этих понятий как социологического, так и этнологического или социально-психологического, наглядно представлено в схеме, предложенной В.А. Ядовым [10].
Рис.1. Соотношение понятий проблемы, предмета и объекта исследования
Рассмотрим, для примера, как формулируются проблемы, объект, предмет, цели и задачи исследования теории и практики развития национальной школы в поликультурном обществе. Мы указываем, что центральная для данного исследования проблема обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике развития национального образования рядом противоречий. Эти противоречия проявляютсямежду: тенденциями развития современного российского общества и функционированием институтов национального образования; потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в поликультурное пространство, и недостаточными знаниями и навыками, получаемыми в стенах учебных заведений; готовностью выпускников школ к интеграции в межкультурное образовательное пространство и недостаточным знанием этнопсихологических и этнопедагогических особенностей народов, проживающих в стране или регионе; потребностями производства в высоко квалифицированных работниках и реальным уровнем подготовки выпускников национальных школ; образовательными и жизненными ориентациями молодежи национальных и этнических групп и реальными возможностями, предоставляемыми обществом; вкладом учителей в формирование социально зрелого молодого поколения и социально-психологическим самочувствием самого учителя; потребностями общества в наставниках, постоянно совершенствующих свое профессиональное мастерство, способных творчески работать в современных условиях многонационального общества, и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, которая не в состоянии полностью удовлетворить эти потребности.
Анализ имеющихся противоречий приводит к необходимости формулировки главного педагогического противоречия между подъемом национального самосознания народов России, признанием уникальности их традиционных ценностей и неразработанностью российской модели национальной школы для поликультурного общества. С учетом выявленных противоречий делается выбор темы исследования "Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе". Далее следует определения объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные социально-политические социально-педагогические, психологические, этнические или другие процессы или явления, т.е. то, на что направлен процесс познания. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов определенных вузов с учетом их возраста, пола и других характеристик. Объект еще можно определить как определенную область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. В качестве объекта выбирается та, которая содержит в себе противоречие, заключающееся в проблемной ситуации. Объект исследования в нашем случае – национальные образовательные учреждения в Российской Федерации. Чтобы более четко определить интересующую нас область исследования, следует определить предмет исследования,т.е. те свойства и стороны объекта, которые наиболее полно выражают исследуемое социальное явление. Предмет исследования в нашем примере – развитие национальной школы в поликультурном обществе (на материале Западно-Сибирского региона).
Цель исследования – осуществить концептуальную разработку оптимальной модели современной национальной школы, включающую основные тенденции ее становления, принципы и социально-педагогические условия эффективного развития и функционирования. Далее следует выдвижение научных гипотез. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Гипотезы – это логически обоснованные предположения о структуре исследуемых объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями. Основные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. Известны два типа гипотез: первый – описательного характера с указанием причин и возможных следствий, второй – объяснительного характера, когда раскрываются возможные следствия из определенных факторов, а также условия, при которых эти следствия обязательно произойдут. Желательно предлагать несколько гипотез, а в заключительной части показать, что подтвердилось, а от чего пришлось отказаться в ходе исследования. В эмпирических исследованиях проверяются именно гипотезы-следствия, сформулированные в конкретных понятиях. Лишь при подтверждении всех гипотез-следствий можно говорить о подтверждении основной гипотезы. По степени общности предложений различают гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Требования, предъявляемые к гипотезам в научном исследовании [5, с. 36]: • использование понятий, которые уточнены и эмпирически интерпретированы, их проверяемость и верифицируемость, т.е. обеспеченность понятий, входящих в гипотезу, индикаторами; • непротиворечивость по отношению к уже известным научным фактам; • простота, отсутствие множества оговорок и ограничений; • соответствие познавательным возможностям имеющихся в распоряжении методов эмпирического исследования; • не допустимость ценностных суждений. Гипотеза является необходимым атрибутом любого научного поиска, в том числе психолого-педагогического или социологического. Д.И. Менделеев говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой.
В процессе нашего исследования выдвигается гипотеза, предполагающая, что существует тенденция развития национальной школы в России, обусловленная особенностями ее социокультурного пространства и детерминированная всем ходом исторического развития российской государственности; - тенденция развития представляет собой закономерную и последовательную смену различных моделей национальной школы, что позволяет, применяя историко-системный анализ, вскрыть современное переходное состояние национальной школы и объективирует ее ближайшее будущее; - перспективная модель развития национальной школы может быть разработана на основании учета прогнозирования ближайшего будущего и специального анализа тех нововведений в организации деятельности национальных школ, которые уже проявляются в ее настоящем; - эффективность развития поликультурной национальной школы можно оценить в результате анализа тех преобразований, которые уже возникли на начальном этапе реализации модели; - полноценное национальное образование учащимся обеспечивает поликультурная модель школы, которая функционирует в определенных социально-педагогических условиях, понимаемых и принимаемых всеми участниками образовательного процесса: органами управления, педагогическим корпусом и самими обучающимися. Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач. Задачи формулируют вопросы, ответы на которые должны быть получены для реализации цели исследования. Задачи принято подразделять на основные (отвечают целевой установке) и дополнительные (формулируемые "для пристрелки"). В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания различного типа: знание отдельных фактов, воспроизведение системы фактов, теоретический вывод. В нашем случае задачи могут быть сформулированы следующим образом: – выявить ведущие тенденции и социально-педагогические условия развития национальной школы в российском обществе и разработать положения, составляющие теоретико-методологическую основу исследования;
– типологизировать существующие модели национальной школы в системе российского образования; – осуществить концептуальную разработку оптимальной модели современной национальной школы, включающую основные тенденции ее развития и функционирования; – разработать этнический компонент как системообразующий фактор деятельности национальной школы поликультурной модели в ее целевом, содержательном и методическом аспектах; – подготовить научно-практические рекомендации, вытекающие из теории развития современной национальной школы в поликультурном обществе.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |