Права человека сегодня стали одной из ключевых научных проблем, которые изучаются с самых широких и разнообразных позиций — с философско-гуманистической точки зрения, в аспекте сущности и яв- ления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной политики, борьбы с экологическими уг- розами, преступностью и т.д. На права человека возлагают решение ряда внутренних, международных и глобальных задач. Права обнару- живают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятель- ности человека. Мир прав человека стал реальнее, богаче.
Неисчерпаемость прав есть отражение природы их носителя — че- ловека, в связи с чем им нельзя присвоить однозначного смысла и теоретически их следует анализировать целостно, комплексно, как ка- тегорию многогранную и полифункциональную.
Права человека, будучи субстанционально-содержательно едины, в своих проявлениях полиморфны. Каждая их сторона демонстрирует те или иные свойства прав, однако взятые в изоляции, вне органичес- кой связи друг с другом, они не в состоянии представить феномен прав человека в его истинном объеме. Поэтому при анализе для ком- пенсации сущностной неполноты каждого из отдельных проявлений прав необходимо их представление в контексте целого, во взаимосвя- зи отдельного и общего (холистически).
Прежде всего, права человека подлежат экспликации с социоан- тропологических позиций, т.е. в качестве важного условия для обеспе- чения безопасности и развития индивида как одного из способов со- хранения необходимых для жизни природных (естественных) и соци- альных начал личности.
Права защищают людей в их биосоциальной, духовно-космичес- кой сущности. Поскольку человек может обитать в рамках достаточно узкого диапазона параметров биологической и социальной среды, то права устанавливают такие правила поведения в социуме, чтобы за-
22 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции
щитить его, во-первых, как биологическую особь с ее психофизиоло- гическими потребностями, во-вторых, как социальное существо, оби- тающее в среде с себе подобными, в-третьих, как духовное бытие с творчески-созидательными функциями и, в-четвертых, как уникаль- ную (как пока знает человечество) часть мироздания и универсума.
Фундаментальные потребности человека указывают на ряд его жизненно важных функций, каждая из которых определяет сферу, в которой должна быть создана атмосфера необходимой безопасности для личности. Это — жизнь (витальная безопасность), физическое здоровье (физическая безопасность), психическое здоровье (психи- ческая безопасность), генетика человека (генетическая, наследствен- ная безопасность), репродуктивная способность (репродуктивная без- опасность, обеспечивающая способность зачатия и плодоношения), интеллект (интеллектуальная безопасность, обеспечивающая способ- ность и возможность овладения человеком имеющимися знаниями), духовность (духовная безопасность)1.
Благодаря правам удовлетворяются разнообразные запросы лич- ности. Права открывают возможности для гарантированного доступа к материальным и духовным благам. Они позволяют претендовать ин- дивиду на некоторую помощь со стороны общества и государства для поддержания жизни на достойном уровне. Права стимулируют актив- ность самой личности, помогают ей раскрыть собственный деятель- ностный потенциал, столь необходимый для удовлетворения личных потребностей и интересов. Права человека прививают тем самым ка- чества творчества и ответственности, помогают личности в свободе собственного развития, усиливают ее жизнестойкость.
Права человека обладают защитным характером, их предназначе- ние в идеале — оградить людей от воздействия всякого насилия и при- нуждения. Права человека, располагая арсеналом гарантий (индиви- дуального, коллективного, государственно-правового, международно- го уровня), обеспечивают безопасность личности, ее защищенность.
Регулируя общественные отношения на определенных началах, на- чалах уважения человеческого достоинства, права человека позволяют предвидеть разрешение той или иной ситуации в строго конкретном формате и рассчитывать на то, что при помощи механизмов защиты интересы и потребности человека, провозглашенные в правах, будут реализованы. В конечном счете все это оказывается необходимым и для динамичной эволюции самого общества и государства в целом.
* См.: Каламкарян Р.А. Международно-правовое обеспечение безопасности челове- ка (по материалам «круглого стола») // Государство и право. 2001. № 6. С. 98.
§ 1. Многоаспектный характер прав человека 23
Права человека имеют социальное измерение, это исключительно обгцественное (а не индивидуалистическое) явление, личностный, персо- ноцентристский* принцип социальной организации. Права человека по своему предназначению упорядочивают и координируют общественные связи, пытаясь совместить свободу и уважение достоинства каждого чле- на общества с общим благом и стабильностью социальных отношений.
Права человека стали результатом определенного этапа развития социума, на котором общественным сознанием был достигнут уровень понимания важности каждого индивида для всех социальных пер- спектив. Права человека стали также результатом взятия обществом некоторой социально-экономической планки, позволившей обеспе- чить (относительным образом) жизненно важные человеческие по- требности. Таким образом, права человека оказались «позволенными» обществом индивиду по объективным показателям, а не по волевым соображениям или прихоти властвующих лиц.
Права человека определяют меру свободы личности в отношениях с обществом. Нет другого социального института, представляющего собой столь прямое выражение индивидуальной свободы. «Права че- ловека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личнос- ти, не находящейся в состоянии прямой зависимости (рабской, вас- сальной, крепостной, теперь — в более замаскированной, но не менее изощренной) от других людей»2, — отмечает проф. Б.С. Эбзеев.
Суть прав — в свободе. Они не связаны какими-либо обязательст- вами, за исключением общей обязанности не нарушать права других. При этом в правах человека как социальном институте достигнут тот компромисс и согласие, что позволяют соединять элементы индивиду- альной воли с коллективными началами. Права человека изначально консенсуальны, в них достигнута гармония личной свободы и общих интересов, необходимых как для общества в целом, так и для отдель- ной личности. Подобная характеристика прав человека объясняет, по- чему они ведут к персонализации общества, а не к его атомизации, снимают обвинения в чрезмерном индивидуализме, которым якобы страдает институт прав человека. Права человека — индивид y.i'.n юти- ческая система, но не в смысле безусловного во всех ситуациях при- оритета частных притязаний, а в том, что они не позволяют использо-
) См.: Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. С. 9-15.
2Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани- на — обязанность государства. Вступительная статья // Комментарий к постановлени- ям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. Т. 2. М„ 2000. С. 9.
24 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции
вать отдельного, человека как средство для удовлетворения каких бы то ни было общих или групповых интересов.
Права человека выполняют ряд важных функций в обществе и среди них — функцию критической оценки существующего положе- ния вещей, корректировки фактического статуса личности, выявле- ния «узких» мест в политике, экономике, праве, культуре. С их помощью удается вытеснять из действительности устаревшие фраг- менты материальной и интеллектуальной культуры, внедрять новые и оптимальные формы социальных связей. Таким образом, права человека обладают инструментальной ценностью и индексируют степень уважения обществом каждого своего представителя, демон- стрируя тем самым уровень цивилизованности общественной струк- туры в целом.
Права человека основаны на принципе «личность в государстве», это политический феномен. Являясь элементом политической жизни, они, с одной стороны, стали средством противостояния произволу представителей государственной власти и сохраняют свой потенциал в качестве механизма контроля за администрацией, ограничивают все- властие государства, чтобы не дать последнему перерасти в тоталита- ризм. С другой стороны, они преодолевают отчуждение власти от на- рода, широко привлекая население к формированию и участию в Дея- тельности государства и других политических структур. С рождением прав завершилась эпоха абсолютизма власти.
Права человека существуют объективно и независимо от призна- ния или игнорирования их государством. Идея правочеловеческой защиты исходит из презумпции обладания каждым лицом вне поли- тической общности и государства совокупностью прав, коими оно на- делено самим фактом своего бытия. В этом смысле права человека наднациональны и экстерриториальны. С этим обстоятельством свя- зано и мировое движение за права человека.
Права человека очерчивают границы деятельности государства, определяют направленность государственной политики. Власть исто- рически всегда была силой, мало считающейся со своими гражданами. Официальное же признание прав стало инструментом, ограничиваю- щим государственный произвол, подчиняющим своеволие представи- телей власти интересам человека и народа. Права устанавливают четкие правила, на которых строятся взаимоотношения личности и государства, развиваются принципы автономии или сотрудничества, а равно ответственности друг перед другом.
В основе осуществления прав человека лежит идея конституцио- нализма, которая означает, что власть действует на основании закона и в рамках закона. Правовое, социальное и демократическое государ-
§ 1. Многоаспектный характер нрав человека
ство, воплощающее эту идею, возникает для достижения целей уваже- ния достоинства и защиты прав каждого члена общества.
Права человека есть юридическое понятие. Как совокупность право- вых норм, они выражают возможности личности иметь, пользоваться и приобретать материальные, социальные и духовные блага для удовлетво- рения своих разнообразных интересов и потребностей. Поскольку инди- вид существует в ситуации конфликтов, сталкивающихся интересов, за- трудняющих либо создающих условия невозможности пользоваться пра- вами, то требуются гарантии и помощь ему в реализации прав или восстановлении нарушенных прав. Такой гарантией выступает закон, ко- торый предусматривает для всех, невзирая на лица, одинаковые правила. Тем самым достигается равенство людей в сфере прав, их равноправие.
Права человека базируются на жесткой шкале закона. Получая за- крепление в правовых нормах, которые четко прописывают возмож- ные варианты поведения, права человека становятся правилом, фор- мально определенным, обязательным для всех, гарантированным со- ответствующими механизмами обеспечения и процедурами защиты. В законах четко отделяется желаемое в сфере прав от фактически воз- можного, объективно реализуемого для конкретно-исторического мо- мента. Поэтому в законотворческом плане перед правами человека стоит сложная задача: с одной стороны, они должны отражать и под- держивать гуманистические долгосрочные перспективы, а с другой — во имя эффективности не могут существенно отрываться от нацио- нальных, политических, экономических и других реалий.
Поскольку права человека фиксируют первоосновы бытия челове- ка и опосредуют их во взаимоотношениях с государственностью, то они позитивируются в законах самого высшего уровня — конституци- онных, которые фокусируют вокруг себя все другие нормы публично- го и частного права.
Права человека, будучи правовой формой отражения интересов всех людей мира, насущных потребностей каждого представителя че- ловечества, помимо национального признания провозглашены и на международном уровне. Как универсальные и региональные стандар- ты, они закреплены в многочисленных международных документах и требуют единого, повсюду одинакового обращения с человеком, под- держки его достоинства.
Благодаря правам человека правовая система, признавшая и защи- щающая их, сама подвергается трансформации. Право очеловечивает- ся, гуманизируется и демократизируется, поворачивается лицом к че- ловеку, представляет не только власть, но и индивида.
Права человека — это один из способов поддержания человеческо- го достоинства, осуществляемый в русле требований гуманистических
26 Глава 1 Права человека как целостное явление- структура и функции
взглядов. Права человека — это философская категория, предлагаю- щая гуманистическую картину человеческого общежития. Гума- низм — фундаментальная теория и мировоззрение прав человека, принципами которого являются свобода, равноправие, солидарность, справедливость. Кроме того, гуманистическая задача сохранения и под- держания устойчивости в развитии человечества экологизирует права человека, заставляет считаться и соизмерять их с «правами» биоты, дру- гих живых существ, ориентирует на эволюцию в направлении экогума- низма. Императивы информационного общества, опережающее развитие интеллектуальных процессов по сравнению с материальными ставят акценты на защите духовно-творческого, интеллектуально-информа- ционного бытия индивида, закладывают видение будущего прав чело- века как стратегии становления ноосферного человека.
Права человека — гуманистическое и глубоко нравственное явле- ние. Они языком права выражают и проводят в жизнь нравственные императивы добра и справедливости. Как этическая конструкция права человека, с одной стороны, устанавливают моральный стандарт внешнего поведения, т.е. требуют отношения каждого к другим людям с позиций добра, терпимости, долга, ответственности и т.д., с другой — внутренне ориентируют самоопределение и саморазвитие личности, воспитывают черты нравственности, духовности и гражданственности («Каким надо быть, чтобы быть человеком?» — И. Кант). Поэтому права человека рассчитаны на правокультурное общество, они обуча- ют пользоваться правами на началах взаимности, уважения и призна- ния прав и интересов других людей и всех вместе.
Благодаря высокогражданским формулам прав человека ценности демократического общения — господство права, эффективность зако- на, свобода, обязанность, ответственность, плюрализм и уважение чу- жого мнения, взаимопомощь и т.д. — перестают быть абстракцией, ло- зунгом или простым пожеланием. Таким образом, права человека уг- лубляют нравственно-этические начала права как системы социальной регуляции и государства как системы власти.
Права человека называют сегодня «современной гражданской ре- лигией»', желая подчеркнуть веру и надежду людей при помощи этой земной, лишенной святости идеи решать свои многочисленные и по- стоянно возникающие практические проблемы.
Права человека имеют социально-экономическое содержание. Во-первых, сам факт их появления в жизни Западной Европы был
1Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии нрава и государства / Пер. с нем. М., 1994. С. 248.
§ 1. Многоаспектным харакгер нрав человека 27
спровоцирован обособлением частной собственности от власти-собст- венности. Права человека защищают самостоятельность и успехи хозяйствующего субъекта, его независимость от властных агентов. Во-вторых, социально-экономические права заставили государство вплотную заняться проблемами нищеты и голода, помощи безработ- ным, женщинам-матерям, детям, пенсионерам, беженцам, всем обездо- ленным. Иными словами, первоначально индивидуалистическая на- правленность прав человека со временем приобрела социалистичес- кие тенденции и заставила сотрудничать государство и личность в решении насущных проблем материального благополучия человека.
Права человека — это социально-психологическое явление, т.е. осо- бый мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, отража- ющих место человека в обществе и природе, его возможности, потреб- ности, а также обязанности и ответственность. Как форма сознания, точнее, нравственное политико-правовое сознание, права человека есть совокупность идей и чувств, несущих в реальность социального бытия человекоуважение. В этом сознании переплетены моральные воззре- ния о добре и справедливости с политическими взглядами о свободе и равенстве людей, а также с правовыми способами их обеспечения.
Отражение прав человека в индивидуальном и общественном со- знании обеспечивает возможность накапливать обобщенные знания о связях, проявлениях, закономерностях объективного мира и человека в нем, ставить цели и разрабатывать предваряющие деятельность планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональ- ные и предметно-практические отношения, определять ценностные ориентиры бытия и творчески преобразовывать условия существова- ния. Благодаря рациональным (идеологическим) и эмоциональным (психологическим) компонентам сознания происходит накопление определенных представлений о правах человека, формируются соот- ветствующие мотивы поведения и возникает волевая готовность субъ- екта действовать в направлении реализации и защиты прав человека.
Порождая мир идеальных образов, мир особых идеальных объек- тов, права человека, отраженные сознанием, дают возможность отры- ваться от материальных основ бытия, возвышаться над ними, творить себя и мир вокруг себя, откликаясь на гуманистические соображения.
Становление информационного общества требует осмысления прав человека и как педагогического, воспитательного явления. Гума- нитарная культура и образование, связанные с формированием граж- данственной личности, умеющей пользоваться и защищать свои права, накапливают дидактические материалы для этого.
Принцип прав человека «разрешено все, кроме прямо запрещенно- го» рассчитан на правокультурное общество и индивида, обученного
28 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции
пользоваться своими правами аккуратно, ответственно, на началах взаимности, признавая права других и не причиняя ущерба обществу, В основе прав человека лежит особая воспитательная схема — чтобы спрашивать, сначала нужно разрешить. Поэтому права человека в каче- стве воспитательного инструмента формируют особый стиль мышле- ния и поведения, развивают гражданственность личности, помогают ей осознать свои права как почетный и общественный долг.
Обучение правам человека является средством становления куль- туры прав человека как на социальном, так и индивидуальном уров- нях. О правокультурной личности можно судить, качественно оцени- вая такие показатели: уровень информированности индивида о своих правах (кто не знает своих прав, тот их и не имеет), усвоение знаний о правах, убежденность в необходимости соблюдать права всех субъек- тов, правомерное поведение, степень социально-правовой и полити- ческой активности индивида по реализации и защите прав. Формула культуры прав человека звучит так: знаю, принимаю, следую, от- стаиваю.
Для России в этом контексте особенно актуальным является фор- мирование привычки законы выполнять. На этом фоне имеет вообще смысл движение к уважению человека, его достоинства и прав.
Права человека — это конкретно-исторический феномен. Они воз- никли эволюционно и естественным путем у западных народов и стали лозунгом революционных преобразований в Европе конца XVIII в. Они дали толчок прогрессу и обеспечили зримые достижения западной цивилизации. Благодаря указанию в декларациях, сйздан- ных в Америке и в Европе, некоторой совокупности прав (а не только обязанностей), без которых не могла состояться личная, имуществен- ная и гражданская самостоятельность индивида, т.е. не мог появиться тип личности, адекватный идущим процессам модернизации, были высвобождены творческие склонности человеческой натуры. В других регионах мира — на Востоке и Юге — права человека появились в ре- зультате их прямого заимствования государствами, вставшими на путь модернизации. Права человека — обязательный элемент об- ществ, осуществляющих переход от традиционных культур к совре- менным, от системоцентристской социальной организации к персоно- центристской.
Всеобщее признание прав — это объективная тенденция, сопро- вождающая самоопределение личности, которое необходимо для ста- новления постиндустриального человечества и глобализации мира. Права человека, выражая заботу об отдельном индивиде, естественно, не безразличны к судьбе человечества в целом. Профессор Ф.М. Ру- динский вообще определяет права человека как «способ защиты чело-
§ 1. Многоаспектный характер нрав человека 29
вечества от многочисленных угроз его существованию»'. Права чело- века напрямую подключены к решению главной глобальной пробле- мы — преодолению антропологического кризиса и сохранению чело- веческой личности в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения.
Права человека являются специфической глобальной проблемой, собирающей и интегрирующей иные глобальные проблемы, такие как защита мира и предотвращение войны, борьба с терроризмом и воен- ными конфликтами, предотвращение демографического, экологичес- кого, энергетического, продовольственного, духовного кризисов, со- хранение будущего планеты и т.д. В одних случаях эти проблемы при- нимают форму движения за права человека, в других — права человека становятся их целью или объектом воздействия.
Права человека — универсальная идея, способная объединить мир, консолидировать общие усилия, интегрировать международное сооб- щество. Признание всеобщих прав — одно из важных направлений становления человечества как единого субъекта.
В правах человека можно обнаружить много иных «смысловых полей». Здесь перечислены в основном те, которые уже стали предме- том научного внимания. Но даже представленная характеристика гра- ней правочеловеческой защиты позволяет обнаружить достаточно об- ширную социальную нишу прав, указать на роль и пределы возмож- ностей прав в решении разнообразных задач, стоящих перед обществом, обозначить их основные социальные функции. Все это ставит вопрос о необходимости дать общее определение прав человека как многогранному явлению, памятуя о том, что мнения о главной «точке» силы прав человека различаются, а их многоаспектный харак- тер и сферы распространения предполагают существование ряда рабо- чих определений.
Сегодня очевидны два основных подхода, определившихся по от- ношению к формулированию общего понятия прав человека: подход, следующий из личностных начал, и подход, исходящий из прав как общественных задач.
Первый, в свою очередь, дифференцируется по двум направле- ниям: 1) акцентирующий антропологический срез в правах (подчерки- вающий свойства человеческого в человеке) и 2) выделяющий дея- тельностный момент в индивиде. Кроме них имеются и смешанные (гибридные) дефиниции, в которых отражен факт генетической
)Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире (марксистская оценка) // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 4.
30 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции
неоднородности прав. Ведь часть прав действительно производны от поведенческих возможностей лица, но есть и такие, которые не требу- ют от их обладателей каких-либо действий (например, право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода мысли), они выражают лишь возможности пребывания в определенном состоянии. Кроме того, есть права, подразумевающие, что личность может самостоятель- но их реализовать, некоторые же предполагают помощь со стороны общества и государства (например, группа социальных прав).
Антропологический подход к правам человека чаще всего звучит на международной арене. В ряде международных документов указы- вается: «Права человека — это то, что делает нас людьми, это права индивида, без которых он не может существовать как член общества». Генеральный секретарь ООН К. Аннан в одном из своих выступлений характеризовал их так: «Это часть нас самих, и мы являемся частью этих прав»'.
«Деятельностные» определения прав человека даны, например, в работе немецкого ученого О. Хеффе, в которой он называет права че- ловека «справедливыми притязаниями людей по отношению друг к другу, а затем — и по отношению к государству»2. В отечественной литературе в этом же ключе проф. Ф.М. Рудинский определяет права человека как «неотъемлемые свойства и возможности развития, выте- кающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека»3. В.А. Четвернин правами человека называет «минимальную, неотъемлемую меру свободы»4.
Права человека как требования определенного уровня положения личности в обществе и государстве, т.е. как общественные задачи, имеют место также в ряде работ. Так, А. Г. Бережнов полагает, что права человека — это «определенный минимум общесоциальных (в рамках отдельного общества), общечеловеческих и общедемократи- ческих требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе, вне зависимости от особенностей его социально-пра- вовой системы»5. Основные права определяются А.Б. Венгеровым как
' Информационные материалы ООН в Российской Федерации. Пятидесятая го- довщина Всеобщей декларации прав человека. 1998.
2Хеффе О. Указ. соч. С. 254, 295.,
3Рудинский Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Совет- ское государство и право. 1991. № 9. С. 3.
4Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в тео- рию. М., 1993. С. 28.
5Бережное А.Г. Политика и права человека // Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1993. С. 173.
§ 2. Системность прав человека
«объективные условия, возможности жизнедеятельности человека»*. О.Э. Лейст считает, что.это — «гарантированные возможности пользо- ваться каким-либо благом»2.
Определения прав человека под разным углом зрения, с позиций индивидуальных притязаний или общественных задач аргументиро- ваны в работах Е.А. Лукашевой. Они объясняются и как «гарантиро- ванная законом и обеспеченная судебной защитой способность реали- зовать свои притязания в различных сферах жизнедеятельности...»3, и как «притязания на определенный объем материальных и духовных благ»4, и как «система жизнеобеспечения личности, без которой не- возможно ее нормальное развитие»5.
Представляется, что последняя позиция наиболее адекватно отра- жает существующее положение вещей. Права человека имеют разное содержание и разные формы претворения в жизнь, поэтому общее оп- ределение должно подчеркивать и индивидуальное, и общественное начала их сущностно-содержательной природы в единстве. В этой связи можно предложить такой вариант дефиниции: права человека — это возможности личности удовлетворять и развивать свои потреб- ности и интересы, гарантируемые и стимулируемые со стороны обще- ства и государства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление