Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение условий и процедур получения экологической информации




 

Все условия и процедуры получения экологической информации постоянно нарушаются органами власти и другими владельцами (собственниками) информационных ресурсов. Типичными нарушениями являются:

§ задержка (несвоевременное предоставление) информации;

§ требование платы за информацию;

§ неправомерное придание экологической информации категории ограниченного доступа и другие ограничения доступа к информации;

§ представление информации в усложненном, малопонятном виде.

§ представление информации в неполном или искаженном виде.

Своевременность информации является одним из главных условий ее действенности. Упомянутое выше государственные доклады о состоянии среды, чрезвычайных ситуациях и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения публикуются, как правило, с запозданием более чем на год. Обычны случаи, когда о нештатных ситуациях на объектах атомной индустрии сообщается с многодневным опозданием. По существующим правилам (Указ Президиума ВС СССР от 12.04.68. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", в ред. от 04.03.80., с изм. и доп. от 02.02.88) ответы на запрос об информации должен быть дан в течении месяца (в исключительных случаях - с продлением еще на месяц, с сообщением об этом заявителю), на запрос о рассекречивании информации - в течение трех месяцев (ст. 15 закона "О государственной тайне"). Обычной практикой является задержка с предоставлением экологической информации по запросу граждан. Одними из множества примеров задержки информации об опасных авариях, угрожающих жизни или здоровью граждан могут служить:

§ задержка на несколько месяцев информации о радиационном загрязнении прибрежных участков р. Дона у НовоВоронежской АЭС в 2000г.;

§ задержка на несколько дней информации по радиационной обстановке в районе гибели атомного подводного крейсера «Курск» в Баренцевом море;

§ задержка на несколько дней информации по выбросам радиоактивного йода реакторами Курчатовского института в Москве в феврале 2002 г

 

Законодательство не в достаточной степени регулирует отношения по поводу бесплатности (платности) предоставления экологической информации. С одной стороны, на уровне федерального закона закреплено, что информирование населения о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении должно осуществляться бесплатно (ст. 4 закона "О гидрометеорологической службе" и др.). но это касается только так называемой информации общего назначения. Получение же гражданами специальной информации предполагается как платное (см. Положение о Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды (Пост. Правительства от 21.12.99 № 1410) и Федерального информационного фонда данных социально - гигиенического мониторинга (Приказ Минздрава РФ от 18.07.00 № 278), созданных, в том числе и с целью обеспечение информацией населения о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье, однако порядок и размеры платы нигде не регулируются.

Информация о состоянии окружающей среды и здоровья населения должна быть легко доступна. Распространенным нарушением является затруднение доступа к информации. Это достигается разными способами. Один из них - придание экологической информации категории информации «ограниченного доступа». Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 10) устанавливает две категории информацию с ограниченным доступом: «конфиденциальную» и «секретную». Перечень сведений конфиденциального характера включает, среди других, служебную и коммерческую тайну (Указ Президента РФ от 06.03.97, № 188). Однако ст. 7 закона «О государственной тайне», а также ст.10 закона «Об информации…» запрещает относить к информации с ограниченным доступом экологическую и санитарно-эпидемиологическую информацию, а в соответствии с постановлением Правительства РСФСР (от 05.12.91 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну") коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды и вреде здоровью населения. Один пример. Областной комитет по охране окружающей среды Костромской области отказал Костромскому областному общественному экологическому движению в просьбе познакомиться с актами по экологическим правонарушениям дирекцией строящейся АЭС, а также материалов по согласованию перевода лесов 1-ой группы. Отказ был мотивирован тем, что указанная информация предусмотрена "для служебного пользования" и носит конфиденциальный характер. Только после ряда судебных решений и с помощью судебного пристава эти документы были получены.

Другим способом ограничения доступа к экологической информации является недостаточное, ограниченное ее распространение. Эта информация, как правило, публикуется небольшими тиражами, или в малораспространенных специальных изданиях. Повсеместно отсутствуют в открытом доступе данные по заболеваемости эколого-зависимыми болезнями, смертности, загрязнению среды, могущему представлять угрозу для здоровья и благополучия граждан, в том числе по радиоактивному загрязнению. Доступ к информации может быть затруднен ведомственными правилами. Так, например, в соответствии с п. 6 «Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Пост. Правительства РФ от 11.05.99 № 526) доступ к декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов предполагается только после согласования запроса с органом исполнительной власти. Такое согласование противоречит, в частности ст. 12 закона “Об информации, информатизации и защите информации" (1995), которая устанавливает, что граждане и общественные организации обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Широко распространенным нарушением является представление неполной или искаженной экологической информации. Несколько судебных процессов, связанных с загрязнением окружающей среды выбросами Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) показали, что предприятие занижало количество вредных выбросов и скрывало истинное положение с опасным влиянием на окружающую среду не только от граждан, но и от официальных органов.

Одной из формой нарушения прав на экологическую информацию является предоставление ее в непонятном для населения виде. Например, при превышении нормативных выбросов АЭС атомщики приводят, мало что говорящие неспециалистам, абсолютные величины выбросов. НИИ атомных реакторов Минатома РФ в г. Димитровграде, сообщало в августе 1997 г.: «По состоянию на 28-29 июля значения выбросов по инертным газам не превышают разрешенных, по йоду-131 суточный выброс составляет 60-70 милликюри», «…выбросы йода-131 с остановленного реактора МИР значительно снижены и составляют 10-11 милликюри в сутки…». За этими формально точными формулировками скрывалось превышение суточной нормы выброса опаснейшего для здоровья радиоактивного йода (3,3 мКи) в десятки раз (Пискунов, 1997).

Несомненно, нарушения в предоставлении экологической информации в немалой степени связаны с нечеткостью (а порой противоречивостью) нормативных документов. В подзаконных актах отсутствуют четкие определения понятий "доступ", "ознакомление", "предоставление", «оказывать содействие гражданам в получении информации». В законодательстве не достаточно детально описаны процедуры предоставления информации. Это положение допускает широкий произвол держателей информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.