Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Где будет базироваться служба тьюторов? И как будет организована их работа?




Кого бы вы «в идеале» хотели видеть в числе сотрудников?

Предположительно как в целом будет строиться тьюторская работа?

Артем Козин: Проект еще только начинается, и масштабы потока обращений нам пока не ясны. Мы разместили объявления в большинстве корпусов Вышки. Уже сейчас к нам могут обратиться все желающие — записаться на консультацию, заполнив форму на сайте проекта. Работать с каждым студентом мы будем индивидуально — и столько времени, сколько понадобится для решения его проблем.

Пока у нас есть «ядро» из нескольких основных участников проекта. А дальше посмотрим, сколько сотрудников будет нужно. Мы уверены, что магистрантов-психологов проект заинтересует. Он рассчитан на обучение в процессе работы, так что присоединиться можно в любой момент.

Борис Борисов: Прежде всего, людей с психологическим образованием: работа тьютора предполагает обладание компетенциями психолога-консультанта. Для нашего проекта также важно, чтобы его участники хорошо представляли себе специфику учебы в Вышке, особенности работы в университете и его социокультурную среду, поэтому наш «идеальный» кандидат — выпускник или студент магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ. Особенно мы рассчитываем на магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности». Подход, какому обучают на этой программе, думаю, наилучшим образом подходит для тьюторов, то есть тех, кому предстоит работать с ресурсами человека.

 

Артем Козин: Институт развития образования ВШЭ готов предоставить нам помещения в здании на Славянской площади (станция метро «Китай-город»). График консультаций будет размещен на сайте. Очень надеюсь, что мы сможем помочь нашим студентам.

 

Комментарий научного руководителя проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Исака Фрумина:

— Результаты наших исследований, действительно, показывают, что источники многих проблем студента на университетской «дистанции» кроются за пределами учебного процесса. В этом плане университет может и должен работать сразу с несколькими аспектами «проживания» студентами университетского этапа жизни, в том числе помогать держать психологический тонус, эффективно социализироваться, а по большому счету — научить управлять собственной образовательной и жизненной траекторией.

Этот проект, как мы надеемся, даст основание для появления новой для Вышки деятельности — регулярной и планомерной работы по содействию студентам в обучении и университетской жизни. Кроме того, эта инициатива имеет отношение и к разрабатываемой в нашей лаборатории тематике студенческой вовлеченности в учебный процесс, ведь здесь идет речь о практической работе с этой вовлеченностью и причинах ее отсутствия.

В западных университетах, в частности, американских, такого типа работа носит системный характер, это вообще важнейшая часть политики университета. Практически это реализуется в самых различных форматах как «сверху», так и «снизу»: тьюторство, коучинг, консультирование, специальные студенческие инициативы и прочее. Нам важно также сделать шаг в этом направлении.

 

Комментарий директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной:

— Проблема адаптации первокурсников к вузу — нередкая. Если к студентам предъявляются высокие требования, то на первом и втором курсах у многих возникают сложности с успеваемостью. Причина, как правило, не в лени или нежелании учиться, а в различиях школьного и вузовского подходов к обучению: школы остаются патерналистскими, там заставляют учиться, контролируют каждый шаг, а вузы, напротив, предоставляют студентов самим себе. «Воздух свободы» на многих действует опьяняюще — ребята болезненно переживают смену обстановки, переезд в другой город.

Концепция тьюторского сопровождения, предложенная лабораторией «Развитие университетов», представляется мне очень интересной и полезной. В такой помощи особенно нуждаются студенты, только что поступившие в Вышку. А тьютор из числа тех, кто сам не так давно был студентом или продолжает учиться в магистратуре, может оказаться тем Вергилием, который проведет вчерашнего школьника от начала учебы в вузе к получению им диплома. И чем раньше проблему начнут решать, чем больше информации о студенте будет у тьютора — тем больше шансов на успех.

 

Комментарий Вениамина Колпачникова, доцента кафедры психологии личности, преподавателя магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности»:

— Насыщенная образовательная программа, нередко напряженная ситуация в семье, необходимость совмещать учебу с работой, непростые внутренние переживания — все это достаточно типичные реалии бытия студента Вышки. Помочь ему разобраться в собственной жизненной ситуации, расставить приоритеты и конструктивно организовать свою жизнь и учебу призваны многие службы ВШЭ: Центр психологического консультирования, служба кураторов и другие.

Конечно, эти службы важны, но тьюторы-студенты или выпускники магистратуры факультета психологии обладают рядом важных преимуществ перед кураторами и профессиональными консультантами. Близость к студентам по возрасту и хорошая осведомленность об их жизненной ситуации — основа для доверия и понимания. Если прибавить сюда солидную подготовку в области психологического консультирования, какую получают магистранты программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности», то такой тьютор может оказаться бесценным помощником для студента. На мой взгляд, инициатива по созданию института (службы) тьюторов — обоснованная и полезная, важно ее поддержать.

 

Комментарий начальника методического управления НИУ ВШЭ Александры Серовой:

— Истоки эксперимента, о котором идет речь, можно увидеть в принципах обучения в Вышке, которое с самого начала строилось на отборе лучших из лучших. Как следствие — достаточно высокий отсев студентов. Однако демографическая ситуация в стране и возрастающая конкуренция между вузами заставляют дополнить подход, построенный на отборе и выживании сильнейших, другим: ведь есть студенты, которые хотят и могут учиться, но испытывают сложности, прежде всего, адаптационного характера. Жалобы студентов на перегрузки и стресс, который они испытывают, подтверждаются мнением специалистов Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ о растущем числе обращений. В таких условиях ребятам необходимо оказать поддержку. Тьюторское сопровождение — один из способов сделать это.

В опыте Вышке уже представлены две модели работы тьюторов. На факультете экономики ВШЭ тьюторы — это студенты-волонтеры, которые помогают первокурсникам адаптироваться к жизни университета, делятся с ними опытом, рассказывают о курсах, преподавателях, помогают советами по учебным и неучебным ситуациям. Первокурсники получают «своего» тьютора на первом же собрании; им может стать любой студент факультета, но чаще всего это студенты второго курса. Хорошо помня, насколько это было важно им самим год назад, они помогают тем, кто только пришел в университет.

Другую концепцию реализует факультет бизнес-информатики ВШЭ. Здесь тьюторами по итогам конкурсного отбора становятся лучшие студенты. Их задача — помогать студентам прежде всего в учебе (в том числе и с помощью различных интернет-технологий). Такие тьюторы получают статус учебных ассистентов, их работа оплачивается. Каждый тьютор может оказывать помощь по ограниченному числу курсов, читающихся на факультете бизнес-информатики.

Судя по отзывам студентов, тьюторское сопровождение, предложенное факультетами экономики и бизнес-информатики, чрезвычайно востребовано.

Лаборатория «Развитие университетов» предлагает третью концепцию тьторской помощи. В основе ее лежит представление о преимущественно психологическом характере затруднений, которые испытывают студенты.

На мой взгляд, итоги эксперимента лаборатории должны помочь руководству университета решить: какая форма тьюторского сопровождения является наиболее эффективной и нужной и, соответственно, должна получить централизованную поддержку. Ведь есть и еще один взгляд на тьюторство, который, например, реализуется в магистерской программе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) «Тьюторство в сфере образования»; под тьютором здесь понимается специалист, который помогает выстроить и сопровождает индивидуальную образовательную программу учащегося. Сейчас инициативная группа, куда входят эксперты Федерального института развития образования и МПГУ, разрабатывает проект профессионального стандарта по тьюторскому сопровождению.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.