Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и формы психологического консультирования




а) Цели и задачи психологического консультирования

Основной целью психологического консультирования в сфере социальной работы является оказание непосредственной психологической помощи клиенту.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

o оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

o оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

o информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

o повышение общей психологической грамотности;

o Мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обес­печивающих самостоятельное решение проблем;

o коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

o выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

б ) Показания к психологическому консультированию

Существуют три типичных повода для проведения психологической консультации:

o самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;

o приглашение клиента на консультацию психологом;

o направление клиента на консультацию администрацией.

 

Первый вариант является наиболее благоприятным для эф­фективной работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой человек обращается к психо­логу. Для увеличения доли самостоятельных обращений должна быть налажена система информирования населения о возможности полу­чения психологической консультации.

Второй вариант обусловлен необходимостью профилактической работы с различными категориями населения, находящимися на учете органов социальной защиты. Особенностью консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования мотивации к работе, снятие возможного напряжения и беспокойства.

Третий вариант наиболее сложен для работы психолога. В данной ситуации психолог выступает в роли посредника, возможно в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника в нормализации состояния и поведения клиента, предотвращении назревающих отклонений и срывов. Для ус­пешного решения задач консультирования в этом случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации, снятие негативных установок по отношению к работе с психологом.

При отсутствии мотивации клиента к работе с психологом прове­дение эффективной консультации невозможно.

в) Условия проведения психологической консультации

Консультация проводится в отдельном изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультации помещение должно быть недоступно для неожиданных вторжений пос­торонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный отдельный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную» освещенность. Целесообразно иметь специальное оборудование для создания цветового и звукового фона (диапроектор со слайдами, магнитофон с записями функциональной музыки). Дизайн кабинета должен располагать, к доверительному неформальному общению. Же­лательно иметь удобную мягкую мебель, а также стол и необходимые принадлежности для психологического тестирования, включая компь­ютер и соответствующее программное обеспечение. При проведении беседы психолог-консультант и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Следует избегать ситуаций, когда консультант и клиент разделены столом или чем-либо подобным. Консультанту желательно не принимать закрытых, скован­ных поз (скрещенные руки, положение «нога на ногу»), поскольку это передает напряжение клиенту. Во время работы полезно возможно чаще смотреть в лицо собеседнику, обеспечивая «контакт глаз»; При про­ведении консультации психологу следует избегать курения, приема пищи, каких-либо посторонних дел, отвлекающих внимание от клиента.

Продолжительность одной консультации варьирует от одного до полутора часов. Нецелесообразно делать перерывы во время консуль­тации..

Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Психолог может вести рабочие записи во время консультации, если это не мешает основной работе и не вызывает воз­ражений клиента. В протоколе консультирования должны быть отраже­ны паспортные данные, информация о семье, состояние здоровья, кем направлен на консультацию, заявленная клиентом психологическая проблема, результаты тестирования, предварительный и уточненный психологический диагноз, формы и методы консультации, проработан­ные проблемы, результаты консультации, поведение человека в процессе беседы и его отношение к работе, личные впечатления психо­лога о клиенте, ошибки и промахи консультанта, направления дальней­шей работы с клиентом, а также другие необходимые сведения.

г) Классификация форм психологического консультирования

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сход­ными психологическими проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

· однократные и многократные;

· консультации по личному обращению;

· в результате вызова, направления;

· без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;

· без привлечения методов психологической коррекции и с привле­чением этих методов;

· изолированные и комбинированные с другими методами психо­логической помощи (например,

социально – психологический тренинг в промежутках между консультациями).

 

Консультации классифицируются по характеру решаемых задач (основных и дополнительных), в частности, на информирующие, проб­лемно-ориентированные, развивающие, корригирующие и другие.

Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гу­манистическая психология, психоанализ и другие).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.