КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рациональный выбор оптимален для всех 2 страница
2. В современных развитых странах значение переданных социальных характеристик отнюдь не симметрично начальным условиям для творческой самореализации. Необходимый минимум для этого обеспечен всем, а слишком высокие начальные условия подавляют социальный стимул для творческой деятельности. Таким образом, передача социальных преференций наследникам может войти в противоречие с задачей их творческой самореализации. В силу данных обстоятельств исключительно социальное понимание долга перед наследниками в ходе развития творческого процесса уступает место осознанию индивидами необходимости передать потомкам ценности, созданные в результате собственной творческой самореализации, участия в развитии творческого процесса. Новое понимание мотива наследования также опровергает возможность применения к современному обществу известного тезиса о неизбежном перерождении любых статусных элит. «Никогда не может быть чистой меритократии, ибо обладающие высоким статусом родители неизбежно будут пытаться передать детям свои позиции... таким образом, через одно поколение ме-ритократия переродится в замкнутый привилегированный класс», —пишет, например, Дэниел Белл. Лучшее понимание путей достижения собственных внутренних мотивов должно переориентировать членов элит в развитых странах мира с создания своим детям эксклюзивных социальных преимуществ на обеспечение им возможностей для полноценной творческой самореализации в рациональном, стабильном и предсказуемом мире. Подобная переориентация гарантирует общество от неизбежной консервации и деградации правящей элиты. Значение реализации творческого инстинкта
для реализации основного социального инстинкта Как мы уже подробно писали в предыдущих разделах, общество, наиболее полно реализующее творческий потенциал своих членов, способно обеспечить им наиболее высокий уровень материального и интеллектуально-эстетического потребления. Рационализация (рациональное согласование) мотивов на микро- и макроуровнях Рационализация социальной системы предполагает рационализацию (рациональное согласование) различных внутренних мотивов индивидов, групп индивидов, разных обществ, человечества, его современных и будущих поколений на основе приоритетной реализации творческого инстинкта. Итак: 1. Рационализация на уровне индивида. Рациональное согласова- ние мотивов социальной деятельности индивидов на базе приоритетной реализации творческого инстинкта, ведущее к наиболее полной реализации: • основного социального инстинкта; • творческого инстинкта; • инстинкта сохранения жизненных ресурсов; • инстинкта наследования. 2. Рационализация на уровне общества. Рациональное согласова- ние интересов общества и индивидов на основе социального стимулирования обществом реализации творческого инстинкта индивидов, ведущее к наиболее полной реализации: • внутренней мотивации каждого индивида; • творческого потенциала общества; • обеспечению поступательного развития творческого процесса в обществе. 3. Рационализация на уровне человечества. Рациональное согласование интересов разных обществ на основе позитивного взаимовлияния на развитие их творческого потенциала, ведущее к наиболее полной реализации: • внутренней мотивации каждого принадлежащего к ним индивида; • творческого потенциала человечества; • обеспечения поступательного развития всемирного творческого процесса. 4. Рационализация на уровне поколений человечества. Рациональ-
ное согласование интересов современных и будущих поколений человечества на основе приоритетной реализации творческого инстинкта их членов, ведущее к: • обеспечению наиболее полной реализации внутренней мотивации каждого члена современного и будущих поколений; • наиболее полной реализации творческого потенциала современного и будущих поколений; • обеспечению поступательного развития всемирного творческого процесса на уровне современного и будущих поколений. Рациональное согласование мотивов индивидов КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Основой для рационального согласования внутренних мотивов индивида является синтез творческого и социального, достижение единства действий, направленных на реализацию творческого и социального инстинкта. Условие для такого согласования — лимитированное удовлетворение обществом социального инстинкта индивидов на основе стимулирования их творческой самореализации. Данное согласование мотивов на уровне каждого конкретного индивида можно описать как диалектический процесс:
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Причины неудачи эгалитарного социального эксперимента Наиболее масштабная попытка организовать общество на разумных, рациональных началах, обозначить конкретный социальный идеал и пути к его достижению была предпринята в России после октябрьского переворота 1917 года. Российские большевики, исповедовавшие радикальную версию марксизма, поставили знак равенства между эгалитаризмом, коллективизмом, с одной стороны, и рациональностью — с другой. Эта фундаментальная ошибка стала причиной краха коммунистического эксперимента. Культивировавшаяся большевиками идея эгалитаризма как наиболее рациональной формы социальной организации объяснялась убеждением в равной ценности для общества всех форм производительного труда. Основным принципом социалистического общества было провозглашено распределение по труду. Социальное неравенство в идеале допускалось только в зависимости от добросовестности и механической продуктивности труда. При этом его ценность для общества, творческая успешность практически не учитывались (инженеры зачастую зарабатывали меньше, чем рабочие, учителя — чем таксисты, ученые — чем передовики физического труда). Такое положение дел определялось непониманием роли творческого процесса как двигателя всех форм прогресса человеческого общества. На этом заблуждении основывался главный социальный принцип коммунистов, который можно сформулировать примерно так: если все виды производительного труда имеют одинаковое значение для общества, значит, они должны примерно одинаково оцениваться. Этот вывод (не касавшийся на практике бюрократической номенклатуры и купленной части творческой элиты), — рациональный по форме, но основанный на изначально неверной посылке, — привел к творческому застою и в конечном счете стал одной из причин краха реального социализма. Другое основополагающее заблуждение коммунистов — вера в имманентный индивидам социальный альтруизм или коллективизм, в полной мере проявиться которому мешают только несовершенные социальные условия. То, что эгалитаризм, социальный альтруизм, коллективизм не были полностью реализованы даже за десятилетия правления их ярых (во всяком случае в декларациях) апологетов, лишний раз доказывает, что эти принципы противоречат самой природе человека, его основному социальному инстинкту. В результате коммунистического эксперимента социальная иерархия не исчезла, была лишь создана новая модель ее формирования. Обеспечение данной модели производилось путем административного перераспределения позиций социального статуса. Естественно, что осуществлявшая это перераспределение правящая номенклатура, движимая социальным инстинктом, стремилась исключить себя и свою идеологическую и научную обслугу из общего эгалитарного порядка. Предельно низкий профиль иерархии мог поддерживаться только ограниченное время за счет террористической политики Сталина с помощью перманентного насилия против различных элитных групп (от богатых крестьян-кулаков до партийной аристократии). Однако такая политика входила в противоречие с интересами правящей элиты, держалась волей одного человека — Сталина и потому не могла продолжаться долго. Естественно, что в эпоху Хрущева, а затем Брежнева элита «отпустила вожжи», сдерживавшие социальную мотивацию и, как следствие, социальное неравенство. В результате стало очевидно, что она не стремится отстаивать провозглашенные ею же идеальные цели. Это противоречие между идеологией и социальной практикой стало заложенной под фундамент социализма бомбой замедленного действия, взорвавшейся в конце 1980-х годов. История Советского Союза и других социалистических стран убедительно доказала, что социальные амбиции, а не социальный альтруизм определяют социальную деятельность подавляющего большинства людей. Социальный порядок, способный наиболее полно реализовать творческий потенциал общества, может быть основан только на рациональной организации ненаследственного социального неравенства. Рациональное общество и меритократические теории Наиболее известный образ меритократического общества, созданный английским социологом М. Янгом в рассказе «Возвышение меритократии», предполагал, что каждый человек займет место в социальной системе на основании «коэффициента интеллектуального развития», а обладатели наивысших значений этого коэффициента организуют управление этим обществом. М. Янг небезосновательно предположил, что в таком обществе неизбежно произойдет конфликт между правящей меритократией и дискриминированным большинством людей, обладающих средним интеллектуальным уровнем, что приведет его к краху. Критику такой модели меритократического общества поддерживает и Д. Белл: «Жизнь не должна строиться по принципам „математических моделей", а каждый человек должен развивать свои собственные способности, чтобы жить своей жизнью», — пишет он в классической работе «Грядущее постиндустриальное общество» [3]. Можно согласиться с Д. Беллом: любой сознательный директивный отбор, определяющий на основе тестов или экзаменов социальную судьбу людей помимо их воли и выбора, не в состоянии стать основой стабильного, рационального общества. Он всегда будет порождать ограничение свободы самовыражения, произвол правящей элиты, социальное недовольство дискриминируемых масс. Подлинно рациональное общество призвано создать условия для того, чтобы индивиды, обладающие определенными способностями, исходя из собственных рациональных интересов, сами выбирали оптимальную для себя профессиональную деятельность, признавая предполагаемое социальное вознаграждение за нее правильным. Такое положение дел может существовать только в обществе, распределяющем позиции социального статуса индивидов исходя из результатов их профессиональной деятельности по идеальной (творческой) мотивации. В таком обществе возможность для самовыражения и чаемой социальной реализации получают и представители творческой элиты, и менее творчески одаренные индивиды (данный социальный порядок, как мы уже писали, стал бы результатом самостоятельного рационального выбора и тех и других). У читателя может возникнуть вопрос: если творческая самореализация является самостоятельной ценностью и не требует преодоления сберегающего социального инстинкта, не может ли рациональное общество вообще обойтись без ее социального стимулирования, предполагающего существование социального неравенства? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Любое, даже идеально рациональное, общество не способно установить полное равенство доступа его членов к позициям престижа, редким новым материальным благам и власти-свободы. В случае престижа любое локальное уравнение различий в позициях может выражаться только в исключении наиболее низких их значений (никакое общество не сможет заставить индивида одинаково восхищаться успехами выдающихся ученых, актеров, писателей и работой своих собственных соседей, таких же, как он сам). Потребление новых, только что созданных благ и достижений науки и техники также всегда будет доступно индивидам в разной мере (как мы уже писали, их просто на всех хватить не может). Распределение позиций власти-свободы не может быть абсолютно равным в обществе, так как процесс синхронизации уровня рациональности социальной системы с достижениями творческого процесса бесконечен и предполагает существование и целенаправленную работу в этом направлении страт управления. Итак, абсолютное социальное равенство невозможно, социальное распределение никогда не будет эгалитарным. Однако любое перераспределение, основывающееся не на идеальных (творческих) результатах социальной деятельности, мотивирует индивидов на манипулятивные методы достижения социальных целей. Таким образом, социальное неравенство и иерархия неизбежны даже в самом рациональном обществе, однако их формирование там должно основываться на рациональных принципах. Профиль социальной иерархии (разрыв в позициях социального статуса) в рациональном обществе должен быть настолько низок, чтобы индивиды, находящиеся не на самом ее верху, могли принять и признать данный порядок вещей, и настолько высок, чтобы социально стимулировать творческую деятельность всех членов общества. Рациональная иерархия профессиональных страт и групп Рациональная иерархия профессионально-функциональных групп и страт должна быть основана на рациональном выборе индивидов. Соответственно наиболее высокие места в иерархии получат те профессиональные группы, чьи функции наиболее важны с точки зрения рациональных интересов всех членов общества. Исходя из этого, профессиональные функции должны оцениваться пропорционально тому, насколько они способствуют реализации внутренних мотивов индивидов. При этом необходимо учитывать, что осуществление этих функций не является совершенно обособленным процессом, наоборот, все они находятся во взаимосвязи. Порядок их реализации зачастую носит последовательный иерархический характер. Без обеспечения реализации одних функций невозможна последующая эффективная реализация других. Перечислим профессиональные группы в порядке важности их функций и целей для реализации внутренних мотивов индивидов таким образом, чтобы эффективное достижение каждой последующей функции могло быть возможным только при условии достижения предыдущей. Иерархия профессионально-функциональных групп 1. Профессиональные группы творческого труда, работающие в сфере здравоохранения, экологии, безопасности, глобальных проблем, генетики. Цель — поддержание здоровья и продолжительности жизни членов общества и его будущих поколений. Функция — реализация сберегающего инстинкта членов общества в части невосстановимых жизненных ресурсов и их мотива наследования. 2. Профессиональные группы управляющей макростраты и группы, принадлежащие к макрострате творческого труда, в функции которых входит образование. Цель — рационализация социальной системы, позволяющая более полно реализовать творческий потенциал общества. Функция — создание условий, создающих большие возможности для реализации творческого инстинкта членов общества. 3. Другие профессиональные группы творческого труда. Цель — развитие творческого процесса. Функция — реализация творческого и социального инстинкта членов общества. 4. Профессиональные группы механического труда. Цель — воспроизводство материальных благ. Функция — реализация социального инстинкта членов общества в части материального потребления. Итак, цель поддержания здоровья и продолжительности жизни членов общества является основополагающей. Без ее реализации остальные цели просто лишаются смысла. Далее, без рационализации общества невозможно эффективное развитие творческого процесса, ведущего к нелинейному росту потребления творческих и социальных первичных ценностей. Последняя цель — простое воспроизводство материальных благ — носит менее значимый, подчиненный по отношению к задачам творческих страт характер. Итак, общество, основывающееся на рациональном выборе индивидов (идеально-рациональное), сформировало бы иерархию таким образом, чтобы статус профессиональных страт варьировался от наиболее высокого для выполняющих функцию 1 до наиболее низкого — для функции 4. Рациональная социальная иерархия Принцип рационального выбора определяет необходимость построения социальной иерархии общества на основании масштаба и специфики творческих способностей индивидов. Определение объективных критериев оценки творческих способностей индивида — камень преткновения для всех ме-ритократических теорий. Чаще всего их ищут вне контекста существующей социально-профессиональной дифференциации общества. Среди существующих версий — определение IQ (коэффициента интеллекта) и различного рода методы тестирования. Мы предлагаем определять творческие способности как функциональный потенциал индивида, оцениваемый по его идеальной составляющей. Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности определяются степенью соответствия структуры личности индивида декларируемым (идеальным) требованиям к осуществлению различных функционально-профессиональных обязанностей на данной стадии развития общества. Имманентная иерархия способностей индивидов к успешному осуществлению профессиональной деятельности по ее идеальной мотивации может служить единственным критерием для формирования социальной иерархии в идеально-типическом рациональном обществе. Выстроим иерархии всех индивидов по величине их способностей для осуществления деятельности по идеальной (творческой) мотивации в каждой из существующих в данном обществе профессионально-функциональных групп. В результате индивиды получат количество виртуальных мест в иерархии общества, равное числу существующих профессиональных групп. Затем расположим эти группы в соответствии с их рациональной иерархией (см. подраздел «Рациональная иерархия профессиональных страт и групп»). В результате этого одна из профессиональных групп даст индивиду наиболее высокое место в виртуальной иерархии способностей всех членов общества. Выполнение профессиональных функций в этой группе предоставляет индивиду возможность для идеальной творческой самореализации и будет оптимальным для других членов общества. Таким образом, место индивида в виртуальной иерархии идеально-типического рационального общества определяется по следующей формуле: его место в иерархии способностей к осуществлению профессиональной деятельности по идеальной мотивации (х), умноженное на понижающий коэффициент (у), характеризующий статус этой профессиональной группы в иерархии рационального общества. Приведем условный пример. Господин X имеет 100-е место в иерархии способностей членов общества к деятельности ученого-генетика, 50-е — к работе учителя, 10-е — к деятельности медицинского брата и т. д. Понижающие коэффициенты в иерархии профессиональных групп следующие: у профессии ученого-генетика — 2, учителя — 4, медбра-та — 10. Итого, принадлежа к группе ученых-генетиков и учителей, X получает 200-е, будучи медбратом — 100-е место в социальной иерархии общества. Следовательно, являясь медбратом, господин X сможет наилучшим образом реализовать свой творческий и социальный потенциал, а другие члены общества получат максимальную полезность от его профессиональной деятельности. Таким образом, работа медбрата является оптимальной профессиональной функцией данного индивида, а соответствующее место в социальной иерархии — его социальным положением в условиях рационального общества. Принципы формирования идеально-рационального социального поля Социальная организация идеально-типического рационального общества, при которой каждый индивид получил бы возможность наиболее полно реализовать свои внутренние мотивы и творческий потенциал, а общество — творческий потенциал всех своих членов, должна основываться на следующих правилах: 1. Всем индивидам должна быть предоставлена возможность полу- чать адекватную информацию о тех социальных перспективах, которые могут обеспечить их способности. 2. Все индивиды должны получить возможность заниматься профессиональной деятельностью, к которой имеют наиболее высокие способности. 3. Все индивиды должны иметь возможность получать адекватное своим способностям образование (знания и профессиональную подготовку). 4. Общество должно оценивать профессиональную деятельность индивидов позициями социального статуса, исходя из того, насколько она успешна исключительно с точки зрения ее идеальной (творческой) мотивации. 5. Как следствие всего вышеперечисленного, место индивида в со- циальной иерархии его профессиональной страты и общества в целом должно совпасть с местом в виртуальной иерархии его способностей к осуществлению профессиональной деятельности по идеальной мотивации в группе, страте и обществе в целом. При соблюдении этих правил каждая профессиональная группа формируется из индивидов, обладающих наилучшими способностями к данному виду деятельности, а социальная иерархия этих групп и общества в целом оптимально стимулирует осуществление профессиональной деятельности по идеальной (творческой) мотивации, обеспечивая рациональное согласование мотивов (см. подраздел «Рационализация мотивов на микро-и макроуровнях). Раздел 8. НУЖЕН ЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |