КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Тема 2. Источники трудового праваТема 2. Источники трудового права Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19 июня 1998 г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря. Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Том I. Женева, Международное бюро труда, 1991 г. Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958г.). Конвенция ратифицирована РСФСР 4 мая 1961 г. Библиотечка Российской газеты. 1999. Вып. № 22-23 Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002г. № 1. Ст.3. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. № 18. Ст. 565; 1992. № 34. Ст. 1947. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.// Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551. Литература Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации / Е.А. Ершова. - М.: РАП, 2008. Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. Юрайт, 2012. Ершова, Е.А. Трудовое право в России. - М.: Статут, 2007. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008. Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм: Монография.- М.: Институт государства и права РАН, 2003. Уржинский К.К. Пробелы в трудовом законодательстве и некоторые проблемы защиты прав в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1 Анишина В.И. Применение российскими судами международных трудовых норм. Учебно-методическое пособие - M., Международная организация труда, 2003. Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография. Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.: Юстицинформ, 2012. Киселев И.Я. Трудовое право. Историко-правовое исследование- М., 2004 г. Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010. При изучении данных тем необходимо исходить из того, что под источниками права принято понимать "законодательство", "форму права", а точнее "внешнее выражение или способ выражения права". Нормы трудового права содержатся в многочисленных законах и других нормативных правовых актах. В совокупности все эти нормы составляют отрасль "трудовое законодательство" или источники трудового права. Большое внимание следует уделить некоторым особенностям в формировании трудового законодательства, а также уяснить, что само его развитие в нынешний период обусловлено появлением ряда новых факторов экономического, социального и иного характера. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится трудовое законодательство. Как предусмотрено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Эти законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Развитие трудового законодательства на базе Конституции Российской Федерации при возможных его различиях на территории субъектов РФ, должно, в целом, содействовать свободному перемещению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов РФ не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с чем необходимо сближение правового регулирования трудовых отношений на всей территории РФ. Следует обратить особое внимание на закрепленные в ч. 1-5 ст. 37 Конституции важнейшие положения, которые принято рассматривать как основные начала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по своему желанию род деятельности и профессию при запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях формирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации, в полной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рассмотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на индивидуальные и коллективные трудовые споры реализуется с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции для работающих по трудовому договору, им гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Уделяя внимание тенденциям в развитии российского трудового законодательства, студенты не должны забывать и о некоторых особенностях в формировании самих источников трудового права. Такой особенностью является широкое участие работников и их представительных органов, как правило, профсоюзов в формировании локальных норм права. Эти локальные нормы занимают значительное место в регулировании трудовых отношений и дают возможность, в наибольшей мере, учитывать специфику труда данного коллектива работников, работодателя, особенности отдельных категорий работников. На современном этапе возрастает роль локальных актов в регулировании трудовых отношений по вопросам оплаты труда работников, их гарантийных и компенсационных выплат, иных льгот, сохранения рабочих мест и др. Особое место в системе нормативных актов о труде занимают акты-соглашения: генеральные, отраслевые и иные. Акты-соглашения разграничиваются по сфере их применения и сторонам их подписавшим. Это представительные органы: от трудящихся (соответствующий профсоюзный орган) и от работодателей (союз, ассоциация, соответствующий орган управления), как правило, с участием государственного органа. Акты-соглашения результат трехстороннего сотрудничества и как источники права играют немалую роль в регулировании трудовых отношений в сфере всех отраслей промышленности, отдельной отрасли, региона и т.д. Достигнутые в результате соглашений социальных партнеров (работников и работодателей) решения по указанным вопросам закрепляются в соглашениях, коллективном договоре, которые являются важными источниками - нормативными договорами. Другой особенностью трудового права является сочетание единства и дифференциации, выражающееся более всего в наличии норм общего и специального действия (общие и специальные нормы). По своей природе трудовые отношения должны регулироваться общими нормами, определяющими единство в правовом положении работников независимо от национальности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, несвязанных с деловыми качествами работников. Единство трудового права обеспечивается действием общих норм, закрепляющих основополагающие начала (конституционные положения, принципы) применительно к работникам всех категорий. Вместе с тем, общие нормы не учитывают различий в условиях труда той или иной отрасли как не разграничивают физиологические особенности разных субъектов (женщины, молодежь, лица с ограниченной трудоспособностью) либо местоположение организации (Крайний Север и др.), а также не выделяют иные важные обстоятельства (работа в чрезвычайных обстоятельствах и т.д.). Студентам необходимо обратить внимание на то, что все указанные обстоятельства являются основой дифференциации и учитываются путем дополнения либо изъятия или исключения из действия общих норм и отражаются в специальных нормах трудового права. При изучении вопроса о единстве и дифференциации необходимо разобраться какие обстоятельства положены в основу дифференциации те, которые учитываются законодателем (либо в коллективном договоре) путем предоставления льгот и преимуществ по оплате труда, рабочему времени, времени отдыха и другим показателям, либо устанавливают некоторые изъятия из общего порядка регулирования. Уяснив все рассмотренные вопросы, можно обратиться к определению источников трудового права и видам этих источников. Для этого необходимо вспомнить, что источник права, в том числе и трудового, является следствием нормотворческой деятельности компетентных на то органов государства. Следовательно, вид этих источников и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов и их нормотворческой компетенции. В этой связи необходимо проанализировать нормы ст. 5 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но эти постановления и другие разъяснения по вопросам судебной практики играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве руководящих разъяснений. Из-за пробелов в праве эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы ибо судебный прецедент не является источником права. Поэтому так важно уяснить соотношение между трудовым законодательством и судебной практикой в разрешении трудовых споров. Следует понимать, какое большое значение в современных условиях придается международным нормам трудового права, принимаемым Международной Организацией Труда (МОТ). Далеко не все Конвенции МОТ ратифицированы Россией, но многие вопросы Конвенций и Рекомендаций МОТ принимаются во внимание, как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в коллективно-договорной практике. Задача 1. Рассмотрите структуру и содержание Трудового Кодекса Российской Федерации. Раскройте роль локальных нормативных актов в регулировании условий труда. Раскройте значение постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Задача 2. Иностранная организация приняла локальный нормативный акт в отношении работников - граждан Российской Федерации, работающих в филиале организации в РФ. Данный локальный нормативный акт ухудшает положение указанных работников по сравнению с действующим в РФ трудовым законодательством. Подлежит ли данный локальный нормативный акт применению на территории Российской Федерации? Задача 3. Применяется ли в трудовом праве исковая давность по делам об увольнении работников по инициативе работодателя; по делам о незаконности наложения дисциплинарных взысканий; при взыскании материального ущерба, нанесенного одной из сторон трудового договора другой стороне? Задача 4. В каких статьях Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные трудовые права и обязанности работников? Приведите примеры Федеральных законов о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по трудовым делам. Задача 4. Найдите в Трудовом Кодексе Российской Федерации статьи, регулирующие: понятие трудового договора и основания прекращения этого договора; ежегодные и дополнительные отпуска; гарантии при увольнении по инициативе работодателя; продолжительность рабочего времени, его режим и учет. Задача 5. Найдите в Трудовом Кодексе Российской Федерации статьи, регулирующие оплату труда, выделите те из них, которые отражают нормы централизованного и договорного регулирования. Приведите примеры, где в статьях ТК закреплен порядок регулирования оплаты труда по соглашению между работниками в лице их представительного органа, с одной стороны, и работодателем - с другой. Какую роль в правовом регулировании трудовых отношений играют соглашения и коллективный договор? Задача 6. В каких статьях Трудового кодекса Российской Федерации закреплен порядок рассмотрения трудовых споров, выделите статьи о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, найдите статьи, регулирующие сроки для обращения и разрешения индивидуальных трудовых споров. Задача 7. Приведите примеры общих и специальных правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Какими нормативными актами регулируются: трудовая деятельность членов производственного кооператива; труд государственных служащих; судей? Задача 8. Не будет ли нарушения трудового законодательства, если организация в правилах внутреннего распорядка укажет, что единовременно может быть предоставлено не более 14 календарных дней отпуска, остальные - в удобное для работника время? Задача 9. Имеют ли право органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждать обязательные для организаций формы статистического наблюдения по вопросам охраны труда? Задача 10. В соответствии со ст. 10 Трудового кодекса РФ нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В связи с ратификацией Россией Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках" обязан ли работодатель предоставлять одну из частей ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех рабочих недель?
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |