Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика мышления (после 5 лет)




(Методика Л.А.Венгера)

1. Название методики: «Самая не похожая»

Цель: выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Оборудование: 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой - большой; один квадрат маленький, другой - большой). Остальные фигуры другого цвета.

Инструкция: взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие». Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?» Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Затем одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку. Экспериментатор просит: «Найди среди остальных фигурок самую не похожую на эту. Самая непохожая - только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Интерпретация: уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые назвал.

Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и название одного - двух;

Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и название одного;

Низкий уровень - преобладание выбора по одному признаку без названия признака.

 

2. Название методики: «Вопросы и ответы»

Цель: Изучение процесса мышления дошкольника.

Инструкция: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты должен будешь ответить на них.

Ход: Воспитатель задает вопросы ребенку, он отвечает на них.

1. Какое животное больше: медведь или лиса?

2. когда ты ужинаешь: утром или вечером?

3. днем на улице светло, а вечером... (темно)

4. трава зеленая, а небо... (голубое)

5. банан, персик, яблоко - это... (фрукты)

6. репа, картофель, свекла - это... (овощи)

7. Уфа, Москва, Сочи - это... (города)

8. покажи правую руку и левый глаз.

9. какие виды транспорта ты знаешь?

10. сколько тебе лет? Сколько будет через 3 года?

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок ответил на все вопросы без затруднений. 8-9 баллов - ребенок ответил на все вопросы с помощью воспитателя. 6-7 баллов - ребенок не ответил на 1 - 2 вопроса с помощью воспитателя. 4-5 баллов - ребенок не ответил на 3 - 4 вопроса с помощью воспитателя. 2-3 балла - ребенок не ответил на 5 - 6 вопросов с помощью воспитателя. 0-1 балл - ребенок не ответил на 7 - 8 вопросов с помощью воспитателя.

Интерпретация::

10 баллов — очень высокий уровень; 8-9 баллов — высокий уровень.

4-7 баллов - средний уровень. 2 — 3 балла — низкий уровень. 0 — 1 балл — очень низкий уровень.

 

4. Диагностика уровня развития памяти дошкольника

Название методики: «10 слов»

Цель: выявить уровень развития (зрительной, слуховой) памяти.

Инструкция: Воспитатель называет(показывает картинки) ребенку ряд из 10 слов, не связанных между собой, с интервалом 1-2 секунды, ребенок должен их запомнить, а потом их воспроизвести.

Для детей 5-6 лет он может быть следующим:

Самолет, Чайник, Бабочка, Кошка, Бревно, Свеча, Тачка, Журнал, Машина, Волк (другой вариант слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, ведро, конь, гриб, игла, мед.)

По окончанию он просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляет сделанные ребенком ошибки, воспитатель записывает, сколько было сделано ошибок. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, воспитатель медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно, через 20-30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем, теперь воспитатель ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.

Ход: слушай меня внимательно, я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия.

Интерпретация: количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. При мгновенном воспроизведении норма для 5- 6 лет воспроизведение 4-5 слов при первом воспроизведении и запоминании всего ряда после 2-3 повторений, при отсроченном воспроизведении через 20-30 минут в норме дети должны воспроизвести 5-7 слов. Если ребенок не может воспроизвести даже 2-3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти, можно предложить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

Вариант интерпретации: Высокий уровень — 6—8 слов запоминает с первого предъявления.

После 3—4 предъявлений воспроизводит 9—10 слов, через час — не менее 8. Средний уровень — 3—4 слова с первого предъявления, после неоднократного повторения — не менее 6, через час — не менее 5.

Низкий уровень — после первого предъявления запоминает менее 3 слов, после 3—4-кратного повторения — от 0 до 5, через час — от 0 до 3.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.