Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. В соответствии со статьей 5 Закона от 3 февраля 1993 г




1. В соответствии со статьей 5 Закона от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе», определяющего правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь, под та­моженной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенны­ми органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъ­емлемым условием такого ввоза или вывоза, кроме случаев, предусмотренных за­конодательством Республики Беларусь.

В силу статей 18 и НО ТК таможенные платежи включают таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Беларусь и возобновление их действия; сбо-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25__________________________________________ Статья 231

ры за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформле­нию и возобновление его действия; таможенные сборы за: таможенное оформле­ние, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров; плату за: информиро­вание и консультирование, принятие предварительного решения, участие в тамо­женных аукционах и другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (см. Классификатор видов таможенных платежей (0805) в прил. 4 к Положению о таможенном документе «Грузовая таможенная деклара­ция*-, утв. приказом ГТК от 9 июля 1998 г. № 246-ОД (в ред. приказа ГТК от 20 декабря 1999 г. № 567-ОД, постановлений ГТК от 9 октября 2001 г. М 53 и от 2 апреля 2002 г. № 18).

2. Под уклонением от уплаты таможенных платежей понимается:

—бездействие: неуплата таможенных платежей в крупном размере в уста­
новленные сроки;

—действие: заявление в таможенной декларации заведомо недостоверных
сведений о таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспорт­
ных средств или других заведомо недостоверных сведений, дающих основания
для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера (сокры­
тие или занижение объекта платежа), повлекшее неуплату таможенных плате­
жей в крупном размере.

По общему правилу таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации (ст. 119 ТК). Законодатель­ство республики предусматривает возможность освобождения от уплаты тамо­женных платежей (например, освобождение от уплаты таможенных сборов за та­моженное оформление товаров, имеющих характер гуманитарной помощи либо предназначенных для благотворительных целей) или уменьшения их размера, а также предоставления отсрочки и рассрочки их уплаты (см., например, ст.ст. 75, 114, 121 ТК).

Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть связано с неупла­той одного вида таких платежей в крупном размере или нескольких их видов, образующих в совокупности крупный размер. В последнем случае ответствен­ность по статье 231 наступает при условии, что неуплата нескольких видов тамо­женных платежей в общей сумме, равной крупному размеру, охватывалась еди­ным умыслом виновного.

(О понятии крупного размера неуплаченных таможенных платежей см. при­меч. к ст. 231.)

3. Неуплата таможенных платежей в размере, меньшем, чем крупный, не мо­
жет влечь ответственность по статье 231. При этом необходимо иметь в виду
следующее. Заявление в таможенной декларации и иных документах, необходи­
мых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенных режиме, стои­
мости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявле­
ние иных недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от та-

| моженных платежей или занижения их размера, не повлекшие неуплату таких

платежей либо повлекшие их неуплату не в крупном размере, образуют, в зави­симости от размера неуплаченных таможенных платежей, состав преступления,


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25__________________________________________ Статья 231

предусмотренного статьей 216, либо административного правонарушения, преду­смотренного статьей 19342 КоАП «Действия, направленные на неправомерное осво­бождение от таможенных платежей или их занижение».

Для указанных действий характерно наличие специальной цели: уклонение от уплаты таможенных платежей. Если названные действия преследовали цель уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, однако достичь намеченного виновному не удалось по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное лицом подлежит уголовной ответственности по статье 231 с примене­нием статьи 14 «Покушение на преступление».

4. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь под видом
товаров не для коммерческих целей товаров, в действительности предназначенных
для осуществления производственной или коммерческой деятельности, совершен­
ное с целью уклонения от уплаты таможенных платежей и повлекшее их неуплату
в крупном размере, следует квалифицировать по статье 231. Совершение указанных
действий, не повлекшее неуплату таможенных платежей в крупном размере, вле­
чет административную ответственность по статье 19342 КоАП. Те же действия, со­
вершенные без цели уклонения от уплаты таможенных платежей, подлежат адми­
нистративной ответственности по статье 19340 КоАП «Перемещение товаров че­
рез таможенную границу Республики Беларусь под видом товаров не для коммер­
ческих целей».

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей — преступление, совершаемое
с прямым умыслом.

6. Субъект анализируемого преступления — специальный: лицо, достигшее
16-летнего возраста:

 

—декларант — лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъ­
являющее товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению,
от собственного имени (см. п. 15 ст. 18 ТК);

—специалист по таможенному оформлению, действующий от имени таможен­
ного агента, перемещающего, декларирующего, представляющего и предъявляюще­
го товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению, от соб­
ственного имени (см. п. 15 ст. 18 ТК);

—иные лица (должностное или иное уполномоченное лицо владельца тамо­
женного склада и другие лица, указанные в ТК — см. ст.ст. 18, 50, 56, 85, 118,
154, 157, 161, 172 и др.).

Так, например, в статье 124 ТК предусмотрено, что, если лицо, перемещаю­щее товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Бе­ларусь, не является декларантом, оно несет солидарную ответственность с декла­рантом за уплату таможенных платежей. Это означает, что ответственности по статье 231 за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере подлежат все лица, перемещавшие товары и транспортные средства через тамо­женную границу, знавшие о том, что они обязаны уплатить такие платежи и не уплатившие их. Для квалификации описанных деяний не имеет значения на-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25____________________________________________ Статья 231

личие либо отсутствие сговора между указанными лицами на неуплату таможен­ных платежей в крупном размере.

7. Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, совершенное
повторно (см. ст. 42) либо группой лиц по предварительному сговору (см. ст. 17),
надлежит квалифицировать по части 2 статьи 231.

8. Преступление, предусмотренное статьей 231, следует отличать от схожих с
ним действий, связанных с возвратом излишне уплаченных или взысканных тамо­
женных платежей по требованию лица, их уплатившего, что оговорено в статье 125
ТК. В соответствии с пунктом 70 Инструкции о порядке исчисления, уплаты и
контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможен­
ной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной поста­
новлением ГТК Республики Беларусь от 16 августа 2001 г. № 45, возврат (зачет)
излишне уплаченных либо взысканных сумм таможенных платежей и процентов
осуществляет таможня, на счет которой эти суммы уплачивались либо которая
производила их взыскание. Представление таможенному органу Республики Бела­
русь документов, предусмотренных пунктом 64 этой инструкции (в ред. постанов­
ления ГТК от 27 марта 2002 г. № 17) и содержащих недостоверные сведения, даю­
щие право на возврат уплаченных таможенных платежей, должно влечь админис­
тративную ответственность по статье 19343 КоАП. К числу указанных документов
относятся:

 

1) письменное заявление плательщика (в произвольной форме), в котором
указываются обоснование возврата (зачета), излишне уплаченная (взысканная)
сумма платежа, подлежащая возврату (зачету), вид платежа, реквизиты платеж­
ного документа, согласно которому платеж был уплачен (взыскан), банковские
реквизиты плательщика. Если за плательщика уплату сумм таможенных платежей,
процентов производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может ука­
зать банковские реквизиты этого лица, которому подлежит возвратить излишне
уплаченные либо взысканные суммы таможенных платежей, процентов;

2) копии документов, на основании которых исчислялись и уплачивались
суммы таможенных платежей;

3) копии платежных документов, подтверждающих уплату сумм таможенных
платежей, процентов;

4) иные документы по требованию таможенного органа.

Однако если в обоснование возврата уплаченных таможенных платежей пре­доставляются заведомо недостоверные сведения, дающие право на их возврат, в зависимости от обстоятельств дела и наличия признаков, указанных в уголовном законе, частное лицо подлежит ответственности за мошенничество или поддел­ку, изготовление или использование поддельного документа (ст.ст. 209 или 380), а должностное или иное уполномоченное лицо — за хищение путем злоупотреб­ления служебными полномочиями, служебный подлог либо злоупотребление слу­жебными полномочиями (ст.ст. 210, 427 или 424).

9. Если лицо при перемещении товаров и транспортных средств через тамо­
женную границу Республики Беларусь применяет обманное использование докумен-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25_____________________________________________ Статья 232

тов либо заведомо недостоверное декларирование таких товаров и транспортных средств исключительно с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, оно подлежит ответственности только по статье 231. Дополнительная квалификация указанных действий по статье 228 не требуется.

Невозможность идеальной совокупности контрабанды и уклонения от упла­ты таможенных платежей не исключает реальной совокупности таких преступле­ний. Так, лицо, заявившее в таможенной декларации заведомо недостоверные сведения как дающие основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера (цель — уклониться от уплаты таможенных плате­жей), так и влияющие на принятие таможенным органом решения о перемеще­нии товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Бе­ларусь (цель — незаконно переместить их через таможенную границу республи­ки), подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотрен­ных статьями 231 и 228.

(См. также п. 9 коммент. к ст. 228.)

Статья 232. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивиду­ального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в вы­даче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осу­ществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую дея­тельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления —

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.