Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод организованных стратегий




Метод экспертных оценок.

Эвристические методы решения творческих задач

Тема № 14.

Метод дерева целей.

 

Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей цели на подцели. Их, в свою очередь, на более детальные составляющие – новые подцели, функции и т.д.

При применении метода дерева целей необходимо учитывать требования:

o конкретность формулировки целей;

o сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению;

o измеримость: формулировка цели должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени её достижения;

o каждая цель высшего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня т.о., чтобы объединение понятий подцелей полностью характеризовало понятие исходной цели.

При построении дерева необходимо, чтобы между понятиями цели и подцелей нельзя было включать промежуточные понятия. Исключение хотя бы одной подцели меняло понятие исходной цели.

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и устойчивой структуры целей, проблем, направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то времени почти бы не изменялась.

 

 

Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на предположении о том, что неизвестная характеристика исследуемого объекта есть случайная величина как индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. Истинное значение характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов.

Проблемы, решаемые этим методом, делятся на 2 класса:

1) те, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией.

2) те, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости гипотез недостаточно.

Чаще экспертное оценивание применяется для решения задач 1-го класса. При обработке материалов коллективной экспертной оценки используются методы корреляции.

 

 

В основе метода лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи, принцип отстранения, то есть рассмотрение объекта, предмета, процесса каждый раз с неожиданно новой точки зрения.

Эвристическими правилами метода организованных стратегий являются:

1) спонтанность, т.е. в процессе решения творческой задачи записываются все спонтанно возникающие идеи (стратегии);

2) наряду с использованием предлагаемых далее организованных стратегий, используются и проверяются спонтанно возникающие стратегии;

3) одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.

Стратегия функционально-целевого анализа

1. Для чего это нужно делать? – Анализ потребностей.

2. Что нужно делать? – Каковы цели решения задачи.

3. Почему это следует делать? – Анализ и синтез причин.

4. Где это следует сделать? – Уточнение места действия.

5. Когда это можно сделать? – Время действия.

6. С помощью чего? – Средство.

7. Как это сделать? – Метод.

Стратегия преодоления барьера

1. Устраните препятствие.

2. Обойдите препятствие.

3. Разрешите препятствие.

4. Частично воздействуйте на препятствие.

5. Усильте препятствие.

6. Преодолейте препятствие по этапам.

7. Воздействуйте на препятствие с неожиданно-новой позиции.

Стратегия использования информации

1. Используйте известную Вам информацию, применимую для решения данной задачи.

2. Соберите дополнительную информацию из смежных видов деятельности.

3. Используйте опыт других.

4. Преобразуйте информацию с учётом специфики задачи.

5. Избавьтесь от второстепенной задачи, если таковая имеется.

6. Проверьте достоверность, точность и надёжность информацию.

7. Используйте принципиально новую информацию.

Стратегия поиска идеи, противоположной общепринятой

или наиболее очевидной.

Если в процессе решения задачи все стремились:

1. уменьшить что-то, то не лучше ли увеличить?

2. ускорить что-то, то не лучше ли замедлить?

3. расширить поле поиска, то не целесообразнее ли его сузить?

4. рассмотреть явление в статике, то не рассмотреть ли его в динамике?

5. проанализировать прошлое, то не лучше ли осмыслить, что произойдёт в будущем?

6. соединить элементы, то нет ли возможности оставить их разъединёнными?

7. решить задачу сразу, то не лучше ли решить её по частям?

Стратегия оценочных суждений.

1. Оцените сложность и трудность исходной ситуации.

2. Уточните критерии, по которым будут оцениваться суждения.

3. Оцените результаты наиболее важных этапов работы.

4. Оцените степень риска.

5. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения.

6. Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.

7. Сравните эталон – конечный результат – с наиболее оригинальным и оптимальным вариантом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.