Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и природа




Всестороннее понимание взаимосвязи единства и многообразия культуры возможно лишь в случае применения «теории среднего уровня», позволяющей соединить достоинства культурного релятивизма и универсализма. Суть этой теории состоит в том, что культура едина и многообразна.

Культура едина в том смысле, что все национальные культуры и цивилизации взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждая из них уникальна, значима и вносит свой вклад в мировую культуру. Культурно-исторический процесс является непрерывным, так как определенные достижения одной культуры усваиваются другими народами и тем самым сохраняются в культурной памяти человечества. Лучшие из этих достижений входят в сокровищницу мировой культуры, которая является величайшим достоянием всех народов планеты. Мировая культура и цивилизация являются реальностью, а не «пустым звуком» и потому, что представители разных культур связаны общностью происхождения, обладают сходными потребностями и решают одинаковые проблемы, стоящие перед ними.

Единство культуры не имеет ничего общего с единообразием. Оно наступит лишь тогда, когда сформируется единая универсальная цивилизация, которая поглотит самобытные национальные культуры. И хотя ряд ученых прогнозируют подобный результат культурно-исторического развития, он вряд ли возможен, во всяком случае в обозримом будущем. Почему?

Стремление к разнообразию заложено в самой человеческой природе, имеющей противоречивый характер. Многообразие культур и цивилизаций делает мир ярким, интересным и увлекательным. Этот многоцветный мир дает человеку возможность удивляться, восхищаться, сравнивать, анализировать и тем самым способствует его интеллектуальному и духовному развитию. Взаимодействие различных культур приводит к их обогащению и рождает новые творческие импульсы, необходимые как для развития данных культур, так и для культуры человечества в целом.

Идея единой универсальной культуры противоречит плюрализму1 и толерантности, которые по мере развития современной цивилизации все больше набирают силу. Не соответствует она и потребности большинства людей отождествлять себя с определенной культурой. Однако если единая универсальная культура все же станет реальностью, то не только различные культуры и цивилизации утратят свою самобытность, но и возникнет угроза для сохранения людьми своей индивидуальности, а значит, и творческой активности. А творчество, как известно, является главным источником развития культуры.

Таким образом, культура едина, но не единообразна. Она представлена множеством разных культур и цивилизаций, которые и в условиях глобализации современного общества сохраняют свой неповторимый облик.

 

Глава 4 Культура – природа – человек

 

Обычно культуру выделяют в качестве особой области действительности, прежде всего в сравнении с природой. В самом деле, культура, эта созданная человеком «вторая природа», отличается от естественно существующего мира природы именно тем, что она - результат человеческой деятельности, плод ума и рук человека. Однако резкое разделение и противопоставление этих, пусть и разных миров является неоправданным, так как культура и природа тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Культура не может существовать вне природы, которая является не только естественной средой обитания человека, но и необходимым условием возникновения, последующего существования и развития культуры. А природа на протяжении человеческой истории испытывает все более сильное воздействие со стороны человека, который неустанно меняет ее облик.

Связующим звеном между природой и культурой является человек. Во-первых, создавая культуру на основе природных ресурсов и вводя искусственные объекты в природную среду, он как бы соединяет, связывает два столь непохожих мира между собой. А во-вторых, он сам сочетает в себе два начала – биологическое (природное) и социальное.

Как природа воздействует на материальную культуру? Природная среда обитания людей во многих отношениях влияет на характер их хозяйственной деятельности и ее результаты. Так, природно-климатические условия оказывали и до сих пор оказывают огромное влияние на развитие агрикультуры тех или иных стран и народов. От них зависят набор возделываемых культур, техника земледелия, преобладание определенных отраслей в структуре сельскохозяйственного производства и, конечно же, урожай и уровень поголовья скота. Содержание недр, ископаемые богатства, энергетические ресурсы, как известно, существенно воздействуют на индустриальное развитие страны.

Климат в сочетании с рядом других природных факторов (флорой, фауной и т. д.) во многом определяет особенности одежды, пищи и жилища различных народов. Так, чукчи, ненцы и другие народы Севера традиционно питались мясом и рыбой, а для жителей Сахары и по сей день основной пищей являются финики. Народы жарких стран используют при приготовлении еды большое количество специй, прежде всего, острого перца. Это обусловлено тем, что продукты здесь быстро портятся и поэтому специи применяются в качестве средства, предохраняющего от возможных пищевых отравлений.

Природная среда диктует конструкцию традиционного жилища и форму его крыши. Так, легкие деревянные дома в Японии строились на столбах, врытых в землю, что было обусловлено угрозой землетрясений. Разборные стены и особые крыши также имели свой смысл: стены могли раздвигаться, и тогда в жару дом был открыт прохладным сквознякам, а широкая крыша защищала от солнца и дождя.

Применение того или иного строительного материала для создания традиционных жилищ также зависит от природных ресурсов. Например, в степных и лесостепных районах Башкирии в ХVIII – начале ХХ в. башкиры строили дома из самана(кирпича, состоящего из глины, песка и соломы), плетня, пластов дерна; в местах, богатых плитняком, но бедных лесом - каменные избы, а в лесных зонах – дома из дерева. Выбор строительного материала во многом зависел и от уровня зажиточности людей. Так, состоятельные башкиры возводили, как правило, бревенчатые дома, а беднякам порой приходилось довольствоваться избами из дерна.

Природа оказывает большое воздействие и на духовную культуру: на искусство, эстетическое восприятие и нравственные качества людей, на менталитет, обряды и традиции различных народов. Так, природное окружение существенно влияет на менталитет и национальный характер1 народов. Изучению этой проблемы уделяли внимание многие ученые. Например, французский философ Ш.Монтескье (1689-1755) считал, что природно-климатические условия способствуют развитию определенных черт национального характера, а они, в свою очередь, определяют форму правления. Жаркий климат, полагал он, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и, в конечном счете, является причиной деспотического правления. Островитяне же более склонны к свободе, чем жители континента, поэтому тирания не может получить у них поддержку.

Историк В.О.Ключевский (1841-1911) и философ Н.А.Бердяев (1874-1948) рассматривали природу России в качестве одного из источников формирования менталитета русского народа. По мнению Ключевского, степь способствовала широте русской натуры, а река – стремлению к порядку и умению действовать совместно. Бердяев считал, что у русских природный элемент, стихийность натуры развиты сильнее, чем у западных людей. Это объясняется не только соединением в типе русского человека языческого и православного начал, но и своеобразием природного окружения. «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта. На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует образованию и развитию цивилизации - и строение земли, и строение души. Можно сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности. Ему нелегко давалось оформление, дар формы у русских людей невелик»2.

К интересным выводам пришел японский философ культуролог Т.Вацудзи (1889-1960). Он считал, что четкая и ритмичная смена времен года при внезапных переменах погоды, вызванных тайфунами, обусловили появление в характере японцев, помимо уступчивости и покорности, «скрытой ярости и воинственного безразличия». Поэтому покорность японца – это раздражительное терпение в ожидании внезапных перемен и способность к внезапному примирению со всеми изменениями в любой момент. Выводы Вацудзи помогают приблизиться к пониманию уникальной культуры Японии, в которой почитание традиций, стремление к стабильности так удачно сочетаются с готовностью и умениемвоспринимать новое, идти в ногу с научно-техническим прогрессом.

В.В. Овчинников1 считает, что английская погода, которая меняется часто, но незначительно, способствует уравновешенности, даже флегматичности характера англичан. Раз перемены недолговечны, нет смысла сетовать на них и проявлять беспокойство по этому или другому поводу.

Для мастеров искусства природа является источником вдохновения и творческих идей. Бесконечное многообразие и красота природного мира, смена времен года и состояний природы рождает у них самые разнообразные чувства от восторга, ощущения полноты бытия до тихой грусти и умиротворения. Все эти переживания находили и находят воплощение в прозе, поэзии, живописи, музыке и т. д. Никого не могут оставить равнодушными музыкальные циклы «Времена года» П.Н. Чайковского и А.Вивальди, пейзажи П. Брейгеля Старшего, Э. Коро, К. Моне, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, И.И.Левитана и многие другие произведения искусства.

Природа в немалой степени обусловливает своеобразие художественной культуры различных народов. Так, величественная тропическая природа Индии, одновременно цветущая и грозная, праздничная и жестокая, по мнению искусствоведа Н.А. Дмитриевой, содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и искусства. Овчинников полагает, что ландшафты Японии, составленные из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха, во многом объясняют особенности японской живописи, для которой характерна неяркая цветовая гамма, отсутствие броскости и эффектности. Но сколько в ней лиризма, тонкого понимания природы и очарования!

Природно-климатические условия, смена времен года и связанные с ней циклы земледельческих работ испокон веков находили отражение в обычаях, обрядах и праздниках. Так, обычай не употреблять в пищу свинину сложился у арабов еще в древности, а затем, приобретя характер религиозного запрета, распространился на все мусульманские народы. Он во многом обусловлен жарким климатом Аравии, где свинина разлагается быстрее, чем другие виды мяса. Сжигание умерших на погребальном костре в Индии в немалой степени объясняется жарким и влажным климатом этой страны, который приводит к быстрому разложению тела, а это, в свою очередь, способствует интенсивному распространению инфекций.

Русский народный праздник Масленица имеет древние языческие корни и символизирует проводы зимы и переход к весенним земледельческим работам. С природой связаны такие обрядовые праздники башкир, как Нардуган, Каргатуй или Грачиная каша, Кукушкин чай и Сомболя. Сабантуй – древний земледельческий праздник плуга - не только не утратил своего значения, но стал одним из самых любимых и широко отмечаемых праздников в Башкортостане. И хотя Сабантуй является составляющей народной культуры башкир и татар, в нем с удовольствием принимают участие и представители других народов нашей многонациональной республики.

Природа оказывает огромное воздействие на духовный мир человека. Она развивает в людях чувство прекрасного и будит фантазию, стимулирует любознательность и активизирует стремление к познанию ее тайн. Удивительное многообразие природного мира не только заставляет восхищаться природой, но и настраивает человека на то, чтобы быть творческой личностью, индивидуальностью и воспринимать мир во всем его многоцветии, то есть как совокупность различных культур, идей, взглядов, мнений. Общение с животными и растениями способствует и развитию нравственных качеств человека, так как учит заботиться, жалеть, проявлять терпение и милосердие.

Судьба природы и связанной с ней культуры, прежде всего, зависит от отношения человека к природному миру, от его экологического сознания. Каковы особенности отношения человека к природе в различных типах культуры, и как это отношение менялось на протяжении человеческой истории?

Первобытный человек не видел существенной разницы между природным и человеческим. Он воспринимал мир как единое, одушевленное и одухотворенное существо, а себя рассматривал в качестве его неотъемлемой части. Данное миропонимание находит отражение в ранних формах религии: тотемизме, анимизме, фетишизме и магии.

При этом перед первобытным человеком, как и перед любым другим живым существом, стояла главная цель – выживание любой ценой, а ее достижение зависело от умения максимально использовать то, что предоставляла природа. В отличие от животных, человек обладал разумом. Это многократно увеличивало человеческие возможности по потреблению природных богатств для своего существования, а в дальнейшем и процветания. Однако активная деятельность человека приводила к тому, что природа порой не выдерживала этого напора, неся ощутимые потери. Ряд исследователей утверждает, что первый экологический кризис человечество пережило уже в эпоху верхнего палеолита. В это время были истреблены многие крупные животные, что создало немалую угрозу для человеческой популяции.

Вместе с тем разум не только помогал все более интенсивно осваивать и потреблять богатства природы, но и со временем сдерживал их хищническую эксплуатацию. Разум подсказывал, что к этим богатствам надо относиться бережно хотя бы для собственного благополучия, чтобы в дальнейшем было что потреблять.

В эпоху древности цивилизации Запада и Востока были солидарны в своем почтительном отношении к природе. Но затем их мнения по этому важнейшему мировоззренческому вопросу разделились. Восток сохранил верность прежней позиции, а Запад в ходе своего исторического развития выработал иной взгляд на взаимоотношения человека и природного мира.

Для Востока характерно представление о гармонии человека и природы, органической связи духовного мира человека и космоса в целом. Человек – часть природы, одно из проявлений многоликой «живой» материи, и его жизнь должна быть подчинена ритмам природы и Вселенной. Это миропонимание во многом обусловлено такими восточными религиями как буддизм, индуизм, джайнизм, даосизм и синтоизм.

Культуры народов Индии, Китая и Японии, где возникли и распространились данные религиозно-философские системы, воспринимаются многими людьми как наиболее показательные примеры не только уважительного, но и трепетного отношения к природному миру. Религии, сложившиеся в Индии (буддизм, индуизм и джайнизм) призывают к отказу от нанесения вреда любым живым существам и благоговейному1 отношению к ним. Один из буддийских текстов гласит: «Как мать всю свою жизнь пестует свое единственное дитя, так пусть человек возлюбит всечеловеческой любовью все живые существа».

Нерасторжимая связь человека и природы, особо тонкое и возвышенное отношение к природному миру находят яркое воплощение в китайском и японском искусстве, испытавшем на себе сильное влияние идей дзэн-буддизма и даосизма. Так, в японских хокку (нерифмованных трехстишьях) мы не найдем прямых призывов беречь природу. Однако любование всем, что встречается в природном окружении, умение видеть красоту в самом простом и обыденном заставляет каждого, кто читает эти стихи, по-иному взглянуть на привычный мир и понять, насколько он прекрасен и необходим человеку для ощущения полноты бытия. Вот некоторые из них:

Метелка травы.

Бьется, бьется, дрожит под ветром

Ее сердечко…

Исса

Неумелый рисунок,

и все же прелестны они,

эти цветы вьюнка…

Басё

Танцуют стрекозы-

целый мир в закатных лучах

кружит, порхает…

Кичигу

Свое отношение к природе выработал и ислам. Здесь человек в отличие от названных выше религий не является частью природного мира. Он воспринимается как центр мироздания, как хозяин, но одновременно страж и покровитель природы. Согласно установлениям ислама, человек не должен вмешиваться в природные процессы и стремиться покорить природу. Мусульманские богословы разработали четкую систему правил, касающихся поведения человека по отношению к животным. В их основе - милосердие и доброта.

Невзирая на стремление восточного человека жить в гармонии с природой, его взаимоотношения с природным миром не были идеальными. Задачи жизнеобеспечения и развития цивилизации диктовали необходимость применения различных способов воздействия на природу. Эти способы не всегда были рациональными и часто не учитывали последствий вмешательства человека в мир природы. Так, многие ученые полагают, что именно экологический кризис стал причиной упадка и последующей гибели древнеиндийских городов Харрапы и Мохенджо - Даро: тогда чрезмерный выпас скота привел к обезвоживанию и последующему опустыниванию степи. Сахара в глубокой древности была вполне цветущим краем, но в результате интенсивной деятельности человека (выпаса скота, сбора полезных растений, заготовки топлива) превратилась в пустыню. В истории восточных цивилизаций были экологические проблемы и более мелкого масштаба, однако почитание мира природы и умение преодолеть сложные ситуации, как правило, позволяли решать эти проблемы и восстанавливать нарушенное равновесие между природой и человеком. Как говорит американский философ Х. Смит: «Востоку удалось преодолеть природу, утверждая ее».

Индустриальное развитие стран Востока и их ориентация на научно-технический прогресс способствовали более активному вмешательству людей в природу, что привело к появлению серьезных экологических проблем. При этом воздействие человека на природу на Востоке и сегодня несоизмеримо с тем мощным давлением на природный мир, которое характерно для Запада. Почему?

Во-первых, многие страны Востока отстают в промышленном и научно-техническом отношении от западных стран. Во-вторых, Восток усвоил назидательный опыт западной цивилизации, которая, активно идя по пути прогресса, сильно нарушила экологическое равновесие. Поэтому, используя западные природосберегающие технологии и собственные достижения, восточные страны, стараются развивать свою экономику по пути наименьшего нанесения ущерба природе, хотя это и не всегда удается. В-третьих, и это самый главный фактор, восточные культуры выработали важнейшие принципы регуляции взаимоотношений человека и природы. Данные принципы сдерживают рост потребительских устремлений человека и настраивают его на то, чтобы жить в согласии с природой и обществом, уделяя главное внимание собственному внутреннему миру, а не внешним достижениям. Эта особенность восточного менталитета является еще одним весомым аргументом в пользу сохранения и поддержания культурной специфики различных народов. Она не только делает каждую культуру уникальной, но и является важнейшей основой существования мировой цивилизации. Ресурсы планеты ограничены. Если большинство народов достигнет индустриального уровня развитых стран Запада, то экосистема Земли наверняка не выдержит нагрузки и подвергнется разрушению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.