КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синдромы эмоциональных расстройствК этим синдромам относятся депрессивный и маниакальный, для которых характерна триада, состоящая из расстройств настроения, двигательных нарушений и изменения течения ассоциативных процессов. Кроме этого характерны нарушения внимания, сна и аппетита. Для эмоциональных эндогенных расстройств типичны вегетативные нарушения, характеризующиеся признаками повышенного тонуса симпатического отдела. Депрессивный синдром: - Типичный депрессивный синдром характеризуется депрессивной триадой: гипотимией, подавленным, грустным, тоскливым настроением, замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Диапазон гипотимических расстройств велик – от легкой подавленности, грусти до глубокой тоски, при которой больные испытывают тяжесть, боль в груди, бесперспективность и никчемность существования. Затруднения в ассоциативном процессе проявляются в обеднении мышления, мыслей мало, они текут медленно, прикованы к неприятным событиям: болезни, идеям самообвинения. Никакие приятные события не могут изменить направление этих мыслей. Ответы на вопросы у таких больных носят односложный характер, между вопросом и ответом часто возникают длительные паузы. Двигательная заторможенность проявляется в замедлении движений и речи. Речь тихая и вялая, медленная. Мимика скорбная, движения однообразны, больные подолгу могут оставаться в одной и той же позе. Иногда двигательная заторможенность может сменяться приступом возбуждения, взрывом тоски. Больной внезапно вскакивает, бьется головой об стену, царапает себе лицо, может поранить себя, выброситься из окна и т.д. При депрессиях часто наблюдаются суточные колебания (наиболее характерны для эндогенных депрессий). В ранние утренние часы больные испытывают безысходность, тоску, отчаяние. Именно в эти часы больные особенно опасны для себя, самоубийства чаще всего совершаются именно в это время. В зависимости от преобладания в структуре депрессии различных компонентов выделяют тревожную, тоскливую, апатическую депрессии и другие варианты депрессивного состояния. - Маскированная депрессия (депрессия без депрессии) характеризуется преобладанием различных двигательных, чувствительных или вегетативных расстройств. Клинические проявления таких депрессий крайне разнообразны. Часто встречаются жалобы на расстройства сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения. Наблюдаются приступы болей в области сердца и желудка, иррадиирующие в другие участки тела. Эти расстройства часто сопровождаются нарушениями сна и аппетита. Сами депрессивные расстройства недостаточно отчетливы и маскируются соматическими жалобами. При маскированной депрессии: 1.больной длительно, упорно и безрезультатно лечится у врачей различных специальностей; 2.при обследовании таких больных не выявляется никаких заболеваний; 3.несмотря на неудачи больные упорно продолжают посещать врачей. - Депрессивные эквиваленты предполагают периодически возникающие состояния, сопровождающиеся разнообразными жалобами и симптомами преимущественно вегетативного характера, заменяющие приступы депрессии при маниакально-депрессивном психозе. Сравнительно-возрастные особенности депрессивного синдрома. У детей дошкольного возраста депрессии проявляются вегетативными и двигательными нарушениями, так как этому возрасту свойственны именно эти формы реагирования. В более раннем возрасте депрессии еще меньше напоминают депрессии. Дети становятся вялыми, двигательно беспокойными, у них нарушается аппетит, наблюдается потеря массы тела, нарушается ритм сна. Депрессивные состояния могут возникать при эмоциональной депрессии, лишении ребенка контакта с матерью. Например, при помещении ребенка в лечебное учреждение вначале у него возникает двигательное возбуждение с плачем, отчаянием, затем появляется апатия, вялость, отказ от еды и игр, склонность к соматическим заболеваниям. В возрасте 6-12 месяцев у детей, разлученных с матерью и находящихся в плохих условиях, появляется адинамия, анорексия (отвращение к пище), снижение или исчезновение реакций на внешние раздражители, задержка развития психики и моторики. У детей раннего возраста чаще встречается адинамическая и тревожная депрессия. В дошкольном возрасте преобладают вегетативные и двигательные расстройства. При этом внешний вид детей свидетельствует о пониженном настроении: страдальческое выражение лица, поза, тихий голос. В этом возрасте отмечаются суточные колебания самочувствия, появляются ипохондрические жалобы на неприятные ощущения в различных частях тела. У детей младшего школьного возраста на первый план выступают нарушения поведения: вялость, замкнутость, потеря интереса к играм, трудности в усвоении школьного материала. У некоторых детей наблюдается раздражительность, обидчивость, склонность к агрессии, прогулы школы. Жалоб на тоску у детей выявить не удается. Могут наблюдаться психосоматические эквиваленты: энурез, снижение аппетита, похудание, запоры. В препубертатном возрасте уже обнаруживается депрессивный аффект, который сочетается с выраженными вегетативными расстройствами, головными болями, нарушениями сна, аппетита, запорами, стойкими ипохондрическими жалобами. У мальчиков часто преобладает раздражительность, у девочек – подавленность, слезливость, вялость. В пубертатном возрасте клиническая картина депрессии приближается к депрессивным состояниям взрослых, но менее отчетливо выражена ассоциативная заторможенность. Больные достаточно активно высказывают идеи самообвинения и ипохондрические жалобы. Особенности депрессивных синдромов позднего возраста связаны с изменениями психической деятельности человека и обусловлены процессами возрастной инволюции. Для депрессий позднего возраста характерна своеобразная «сниженность и измельчание» расстройств, отсутствие депрессивной самооценки и депрессивной переоценки прошлого (прошлое чаще воспринимается как благополучное и счастливое), преобладание опасений за здоровье, страх перед материальными затруднениями. В позднем возрасте выделяют депрессии простые, с заторможенностью и тревожные. Простые депрессии с возрастом встречаются реже, и увеличивается число тревожно-ипохондрических и тревожно-бредовых состояний. Наибольшее число депрессивных состояний с тревогой приходится на возраст 60-69 лет. При всех вариантах депрессивных состояний наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменения массы тела, запоры и т.д. Часто больные с депрессией в позднем возрасте испытывают чувство «собственной измененности», однако у пожилых людей жалобы обычно касаются соматических изменений. Признаки психической анестезии чаще наблюдаются у лиц, заболевших до 50 лет, по сравнению с больными более позднего возраста. Выраженная двигательная заторможенность не характерна для депрессивных состояний позднего возраста, депрессивные ступорозные состояния почти не встречаются. Тревожно-ажиотированные депрессии встречаются как в инволюционном, так и в позднем возрасте. У больных в позднем возрасте большое место в клинической картине занимают ипохондрические расстройства, однако чаще, чем ипохондрический бред, наблюдаются тревожные опасения ипохондрического содержания или фиксация на различных соматических жалобах.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |