КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На всех уровнях
Когда ребенок разговаривает с вами, старайтесь подбодрить его и увлечь беседой естественно, с помощью средств, заложенных в самом содержании разговора. Он должен знать, что вы его поняли, и вам интересно то, что он говорит. Малышу нужно понять, что то, что он скажет, принесет ему нечто положительное — в материальном или эмоциональном смысле. Такого рода поощрение можно использовать и для развития разговорных навыков. В последнем случае ребенку следует ненавязчиво показать чуть более определенный или чуть более сложный способ, с помощью которого он может выразить свою мысль. Пример: Элисон: Киска. Папа: Да, это белая киска! Элисон: Мяу. Папа: "Мяу," — говорит киска. Мяу. Элисон: Киска! Папа: Хорошенькая киска. Что она делает? Элисон: Молоко. Папа: Киска хочет молока, правда? Элисон: Хочет молока. Папа: Отлично, давай достанем молоко для киски. НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ А теперь рассмотрим несколько конкретных примеров речевых занятий. Эти примеры мы взяли из историй развития троих детей, находящихся по развитию речи на совершенно разных уровнях. Белинда только начинает. использовать в общении слова. Дэвид учится складывать фразы из двух слов. Карли делает успехи в освоении фраз из трех слов и учится употреблять в разговоре правильные грамматические формы. Всех этих детишек учат шире пользоваться речью и выражать больше мыслей и понятий. Белинда Родители Белинды взяли образец ее речи и обнаружили, что помимо слов "мама" и "папа", она умеет пользоваться словом "нет" и еще восьмью существительными. Родители решили научить ее еще трем существительным: "сок", "машина" и "музыка" (девочка любит слушать кассетный магнитофон) и одному слову, обозначающему действие — "прыгать".
Из проверочных листов, оценивающих умение пользоваться речью, они поняли, что Белинда, желая попросить что-то, все еще использует жест и многозначное слово "то". Поэтому к своим задачам они добавили еще одну: научить ребенка пользоваться уже знакомыми словами для того, чтобы просить нужные ему вещи. Вот несколько фрагментов уроков с Белиндой. Задача: "Сок". Обстановка: Полдник. Достижения на настоящий момент: Белинда на нескольких предыдущих занятиях копирова ла это слово.
Мама: Пора пить сок. Чего тебе хочется? Белинда: То (показывает на холодильник). Мама: А что у нас в холодильнике? Белинда: Молезено (мороженое). Мама: (смеясь) Да, там есть мороженое и... (указывает на пакетик сока) Белинда: (ничего не говорит) Мама: Посмотри, это сок. Я наливаю сок. Хочешь? Белинда: То. Мама: Да, тебе хочется сока. Посмотри на меня! (устанавливает зрительный контакт) Сок. Белинда: Ток. Мама: Держи свой сок. Вкусный ананасный сок! В приведенном примере можно увидеть, как одновременно отрабатывается слово ("сок") и способ, позволяющий с его помощью обратиться к окружающим с просьбой. Отметим, что мама Белинды дает возможность дочке добиться поставленной цели, не прибегая к прямой помощи (прежде, чем продемонстрировать слово, она, пользуясь ситуацией, задает вопросы и произносит неоконченные фразы). Из опыта предыдущих занятий она знает, что Белинда в состоянии произнести это слово. На следующем уроке мама впервые приступает к новой задаче — слову "прыгать". Задача: "Прыгать". Обстановка: Игровая комната. Вокруг много кукол и мягких игрушек. Достижения на настоящий момент: Это новая для Белинды задача. Мама: Посмотри, что мишка может делать. Прыг. Прыг. Прыг. (мишка прыгает по ковру) Белинда: Мишка. Мама: Молодец, мишка! Посмотри, как он прыгает.
Белинда: (не отвечает). Мама: Ну-ка, а у тебя мишка будет прыгать? Белинда: (поднимает и опускает мишку) Мама: О, Миша, как ты хорошо прыгаешь! Прыг. Прыг. (пауза, мама ждет реакции) Белинда; (отбрасывает мишку в сторону) Кукла. Мама: (в восторге от того, что Белинда, обратившись с просьбой, воспользовалась словом) Держи куклу! А кукла умеет прыгать? Белинда: (показывает, как кукла прыгает) Пыгпыгпыг. Мама: Ай да умница! И-ии прыг!
Здесь мама Белинды демонстрирует слово с самого начала. Она следит за тем, чтобы Белинда активно участвовала в игре и следовала за ней. Когда Белинда сможет получше воспроизвести произнесенное мамой слово "прыгает", мама предоставит ей возможность более самостоятельно прийти к нему — так, как при отработке слова "сок". Дэвид Образец речи Дэвида показал, что он освоил примерно 50 отдельных слов, отражающих широкий спектр понятий. Дэвид в своей речи использовал одно- двухсловное предложение "нет купаться". Его родители решили учить его, во-первых, говорить "НЕ ХОЧУ", чтобы он мог отказываться от самых разных нежеланных предметов и услуг и, во-вторых, пользоваться фразами, содержащими действие и объект. Поскольку он любит играть с маленькими машинками, грузовиками и поездами, они для начала остановились на фразе "везу машину" с тем, чтобы позже перейти к другим фразам типа "везу +...". Ниже мы приводим некоторые фрагменты уроков с Дэвидом. Задана.-"Везу машину". Обстановка: Песочница. Достижения на настоящий момент: Это новая для Дэвида задача. Папа: Я строю дорогу. Дэвид: Дорога. Папа: Это будет замечательная дорога. А вот моя машина. Я везу машину. Дэвид: Тррр,тррр,тррррр. Папа: Тррр — говорит машина. Смотри, я везу машину. Дэвид: Машина. Папа: Да. А ты можешь повезти свою машину. Вези. Вези машину. Дэвид: Вези. Тррррррррр. Папа: Тррррррр. Везу машину Дэвид: Везу. Папа: Посмотри на меня, Дэви. Везу машину. Дэвид: Везу машину. Папа: Везу машину вверх, на гору.
На этом уроке папа Дэвида много раз демонстрирует фразу, потому что она для Дэвида новая. В приводимом ниже отрывке (работа над конструкцией "Не + хочу") родители уже используют меньше прямых указаний, поскольку мальчик с этой конструкцией знаком.
Задача: Отказ от предметов или услуг с помощью фразы: "Не хочу". Обстановка: Обеденное время. Достижения на настоящий момент: На предыдущем уроке Дэвид несколько раз сумел образовать фразу "Не хочу". Мама: Что ты хочешь, Дэвид? Сосиску? Дэвид: Мммм. Сосиску! Мама: Ты ведь любишь сосиски, правда? (обращается к другим членам семьи). Папа: Хочешь горошек, Дэйв? Дэвид: Нет. Папа: Понимаю, не хочу. Ты мне сказал: не... Дэвид: Хочу. Папа: Дэвиду не нужно горошка. А тебе, Пол? Мама: Вот подливка. Хочешь подливки, Дэвид? Дэвид: Нет. Соус. Мама: Хорошо, скажи мне "Не..." Дэвид: Не хочу. Соус. Мама: Вот тебе томатный соус! Карли Карли умеет пользоваться довольно большим количеством отдельных слов, фраз из двух слов и несколькими фразами из трех слов. Проанализировав проверочный лист, ее мама решила, что, во-первых, Карли не хватает фраз из трех слов, которыми можно было бы определять местоположение, и, во-вторых, ей пора учиться правильно употреблять личные местоимения "он", "она" и "они". Кроме того, мама Карли хочет, чтобы девочка научилась делиться информацией во время совместных игр, используя при этом фразы из трех слов, а главное — научилась проявлять инициативу в разговоре, сопровождающем игру. Вот фрагмент урока, проведенного с Карли. Задача: Фразы из трех слов, указывающие на местоположение. Местоимения "он", "она" и "они". Умение проявлять инициативу в разговоре. Обстановка: Кукольный домик и кукольная семья. Достижения на настоящий момент: Раньше Карли уже употребляла в своей речи пару фраз из трех слов, обозначавших местоположение. Мама: Вот эта кукла — папа. Он сидит здесь. Карли: Нет, мама сидит. Мама: Да? А где она сидит? Карли: Здесь. Мама: Пусть так, она сидит здесь, а он сидит там. (ждет, давая Карли возможность самой проявить инициативу). Карли: Я хочу малыша. Мама: А где он? Карли: Он вон там. Мама: А, вижу, он в ящике. Куда мы его посадим? Карли: Малыш устал.
Мама: Положи его в кроватку. Вон туда. Где он сейчас? Карли: Кроватка. Мама: Она... Карли: Он в кроватке. Мама: Спи сладко.малыш. Спи в кроватке. (опять делает паузу и ждет) Карли: Малыш плачет. Мама: Он хочет к маме. Где мама? Карли: Мама вон там. Мама: Где? Карли: Она на стуле. Мама: Вот она! Скажи малышу, где мама. Карли: Мама на стуле, малыш. Мама: Она на стуле. Ну, как малыш? Карли: Хорошо. Мама: Ему сейчас хорошо. Вот и славно. Маме Карли удалось на одном занятии проработать все задачи. Она очень ясно сознавала, чему Карли нужно научиться, поэтому могла и следовать за девочкой, и использовать новые повороты в игре для того, чтобы выделить те типы фраз и грамматических особенностей, которые входят в задачу данного урока. Для того, чтобы помочь Карли составить новые фразы, определяющие местоположение, освоить личные местоимения, мама использовала комбинированный подход, включив в разговор и вопросы, и неоконченные фразы, и демонстрацию. Не менее важно и то, что она время от времени делала паузы и ждала, чтобы дать шанс Карли проявить инициативу. ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД По мере того, как малыш осваивает новые слова, фразы, грамматические особенности, учится пользоваться должным образом своими навыками, все его достижения следует фиксировать в проверочных листах. Прежде чем решить, что та или иная цель достигнута, найдите возможность убедиться, что ребенок научился не только повторять за вами, но и может использовать приобретенный навык совершенно самостоятельно. Делая очередную запись в проверочном листе, ставьте дату. Это поможет вам следить за ходом развития речи вашего малыша. Когда одну задачу вы сочтете решенной, переходите к следующей. Выбрать ее вам помогут заполненные на. данный момент проверочные листы. Чтобы лучше представлять себе достижения малыша и его новые перспективы, мы рекомендуем вам каждые 2-3 месяца брать "свежий" образец его речи. Когда его речь будет поставлена, он, по всей вероятности, начнет улавливать новые слова и фразы, а также способы их употребления без вашего непосредственного руководства. Регулярные "отборы" образцов речи помогут вам проверить, продолжает ли малыш применять те навыки, которыми он овладел несколько недель или месяцев назад. Возможно, вам покажется удобным всякий раз после фиксации очередного образца речи начинать заполнять свежие проверочные листы. Вы будете чувствовать себя свободнее, если прежде чем в первый раз приступить к заполнению проверочных листов, изготовите их копии в достаточно большом количестве. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Сведем воедино и еще раз перечислим основные правила работы с ребенком, начинающим говорить. • Оценивайте развитие речи малыша с помощью образца его речи и проверочных листов. • Руководствуясь проверочными листами, выбирайте задачи, которые можно поставить перед ребенком с учетом его потребностей и интересов. Решение этих задач должно расширять использование речевых навыков в общении, увеличению числа высказываний, которые малыш может сделать, и (если он готов) увеличению числа грамматических форм, которые он может употребить. * Занимайтесь с ребенком в естественных условиях и на специально подготовленных уроках. • В беседах с малышом соблюдайте очередность и терпеливо ждите его ответов. • Помогайте ровно столько, сколько ему необходимо, и не более того. • Когда малыш обращается к вам, отвечайте ему словами, стараясь развить разговор, и своими репликами показывайте, как он мог бы еще лучше и точнее применить свои навыки. • Отмечайте в проверочных листах все достижения ребенка, чтобы можно было следить за прогрессом и выбирать новые задачи по мере решения старых. • Если ваш ребенок испытывает трудности с произношением, или если, применяя описанные здесь методы, вы не замечаете прогресса, обратитесь к специалисту. • Помогите ребенку научиться радоваться вашему общению. Здесь лучше всего показать, как вы ему радуетесь! Если вы будете хорошо представлять себе, к чему стремиться, если вы будете улавливать даже самые маленькие сдвиги, то ваше общение с ребенком будет радовать вас все больше и больше.
Проверочный лист 3.1. Умение пользоваться отдельными словами Замечание: За каждое слово в речевом образце поставьте в таблицу две галочки. Одну галочку — в первую колонку напротив самого подходящего описания, а вторую под словами Завязал разговор, если малыш проявил инициативу, или под словами Поддержал разговор — в другом случае.
Проверочный лист 3.2. Умение пользоваться предложениями Замечание: За каждое предложение в речевом образце поставьте в таблицу две галочки. Одну галочку — в первую колонку напротив самого подходящего описания, а вторую — под словами "Завязал разговор", если малыш проявил инициативу, или под словами "Поддержал разговор" — в другом случае.
Проверочный лист 3.3. Высказывания малыша: умение употреблять отдельные слова
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |