Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Индуизмом называется совокупность религиозно-мифологических воззрений и культов, сформировавшаяся и бытующая в Южной Азии: Индия (83 % населения)




Индуизмом называется совокупность религиозно-мифологических воззрений и культов, сформировавшаяся и бытующая в Южной Азии: Индия (83 % населения), Непал, Шри-Ланка, Бангладеш. Отчасти он распространен в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Синга­пур), Африке и некоторых других регионах в основном среди выходцев из Индии или Шри Ланки. Последователей индуизма в мире насчитыва­ется более 700 млн. Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (греч. Индус, соврем. Инд), ко­торое зафиксировано еще в Авесте. Позже это слово стало означать не только реку и страну, прилегающую к ней, то есть Индию, но и населяю­щий ее народ. Во времена мусульманских и европейских завоеваний «хинду» называли всех приверженцев местной религии, противопостав­ляя их мусульманам и позже — христианам. Сами же хинду (индусы, ин-дуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продол­жают использовать и самоназвание религии — санатана дхарма, что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Индуизм на­следовал традиции ведийской религии и брахманизма.

Хотя в индуизме, как и в индийской культуре в целом, весьма разви­та тенденция к классификации и систематизации явлений, сам он про­изводит впечатление лишенного четких границ комплекса, распадающе­гося на ряд течений или ветвей, большое количество школ, толков и ку­льтов, основанных порой на взаимоисключающих идеях и практиках. В индуизме множество богов, но нет единого для всех бога; нет основате­ля религии, учителя или пророка, но есть множество основоположни­ков (часто мифических) отдельных учений и сильно развитый культ ду­ховного наставничества; нет единого священного писания, но авторитет основополагающих для того или иного направления текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов


(дхарма, карма, сансара, мокша, Брахман, Атман, варна, каста и др.). В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организа­ции, но это не означает анархии,— в нем действуют иные внутренние скрепы, самой мощной из которых, вероятно, является освящаемая им кастовая система, нередко воспринимаемая как краеугольный камень традиционного индуистского общества. Впрочем, и она многими члена­ми этого общества отвергается, да и значение ее не везде и не всегда одинаково. Обобщенно говоря, в индуизме нет того, что безоговорочно признавалось бы всеми индуистами и что рассматривалось бы лишь с одной, раз и навсегда закрепленной точки зрения. Одним из нагляд­ных примеров этого является подвижная система жизненных целей, ценностей, ориентиров индуиста (варна-ашрама-дхарма), которые меня­ются не только в зависимости от его положения в обществе, но и от того, на какой стадии жизни он находится (ученик, домохозяин, отшель­ник, аскет-саннъясин).

Удивительная многоликость индуизма вынуждает некоторых иссле­дователей утверждать, что индуизм — не религия, а сочетание отдель­ных, хотя и близких друг другу религий (скажем, шиваизма, вишнуизма и т. д.). Другие, также отвергая существование индуизма вообще, пред­лагают различать лишь разные его виды: храмовый, домашний, жрече­ский, сельский, или народный, племенной и т. п. В подобном подходе к столь сложному явлению есть свой резон, но отказываться от общего понятия «индуизм» представляется неправомерным — ведь отдельные компоненты, уровни, элементы этого религиозного комплекса без вся­кого сомнения тесно связаны между собой, постоянно взаимодейству­ют, дополняют друг друга, пользуются одним и тем же запасом идей, представлений и образов. Дело лишь в том, как в тех или иных направ­лениях, учениях или школах индуизма происходит их отбор, переос­мысление и функционирование. Очевидно, что некоторые из них выде­ляются, другие — порой демонстративно — отбрасываются. В этом вы­ражается плюрализм индуизма, объясняющий отсутствие ересей, под­лежащих искоренению. Это отнюдь не значит, что история индуизма не знает религиозных распрей и что ему свойственна, как иногда полага­ют, абсолютная веротерпимость, но в его истории борьба с инакомыс­лием действительно редко принимала крайние формы, а чужеродные элементы, как правило, не изгонялись, а перерабатывались и усваива­лись. Кое-что индуизм заимствовал даже из ислама и христианства и сам повлиял на них во время близких контактов, но полностью под­чинить их себе все же не смог.

Самым универсальным понятием из тех, какими оперирует инду­изм, является дхарма (от санскр. корня «дхар» — поддерживать). Его многозначность выражает специфический взгляд на человека. С одной

зоз


стороны, дхарма — это комплекс этических заповедей, отражающий об­щечеловеческие, точнее, надчеловеческие ценности: стремление к исти­не, правильное поведение, добросовестность, чистота, незлобивость, непричинение вреда живым существам (ахимса). С другой стороны, дхарма — это нормы и правила, которые человек должен соблюдать, бу­дучи членом определенной социальной группы — варны, или касты. Существует, далее, дхарма индивида, связанная с определенной стадией его жизни (варна-ашрама-дхарма), которая накрепко связывает его с со­циальной структурой, делящей общество на жестко закрепленные уров­ни и ячейки, взаимодействующие на основе дихотомии: ритуальная чистота — нечистота. В этом смысле индуизм выступает не только как совокупность воззрений, но и как «образ жизни», как система норм и ритуалов, целиком регламентирующих жизненный путь человека.

Дхарма придает человеку еще одно измерение — космическое, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос. Человек, согласно учению большинства направлений индуизма, есть ча­стица (Атман) мирового духа (Брахмана), заключенная в телесную обо­лочку, под которой понимается не только плотское, но и психо-эмоцио-нальное начало в человеке. Эта оболочка обретается им по закону кар­мы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Сансара, или цепь перево­площений Атмана в разных телах и сферах бытия, оценивается в инду­изме, как правило, негативно. Идеалом и конечной целью индуиста яв­ляется освобождение от сансары, освобождение от перерождений (мок­ша, мукти), которое означает соединение Атмана с Брахманом и дости­жение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: карма-марга (путь деяний): исполнение долга, риту­алов, почитание богов, предков и т. п.; джняна-марга (путь знания): ин­теллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на его милость.

Как видим, с точки зрения нормативного индуизма человека можно определить как точку пересечения различных дхарм, существо, степень персонализации и свободы которого довольна мала. Не случайно поэто­му в индуизме сильно развита традиция этической проповеди и разного рода наставлений, а жизнь любого индуиста опутана густой сетью об­рядов, норм и запретов. Самыми непременными из них являются ритуа­лы жизненного цикла, сопровождающие индуиста от момента рожде­ния (а точнее, даже зачатия) до смерти. Правильное исполнение пред­писаний, пожалуй, главная добродетель индуиста, а порочным считает­ся все то, что сбивает человека с этого пути. Таковым, кстати, индуизм


признает и проявление дурных человеческих свойств — вожделения, гнева, алчности, невежества, гордыни, зависти.

Несмотря на то что мокша — важнейший идеал индуизма, даже его нельзя назвать абсолютным. Некоторые течения не признают закона кармы, а, следовательно, освобождения, а некоторые преданно любя­щие бога адепты, нередко отвергают мокшу в пользу жизни на земле, позволяющей им ревностно поклоняться своему богу. Кроме того, для большинства индуистов идея освобождения заслоняется повседневны­ми делами, и они ограничиваются исполнением ритуалов, посещением храмов, поминовением предков и т. д. Лишь очень немногие способны идти до конца и стать бродячими аскетами. Такой аскет, саннья-син, — фигура в высшей степени характерная для индуизма — пред­ставляет собой зримое воплощение близости к искомому идеалу осво­бождения и тем самым играет существенную регулятивную роль в сис­теме индуистского общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.