№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
| Общие сведения о невропатологии
|
|
Содержание лекционного курса
|
1.1.
| Предмет и методы невропатологии. Связь невропатологии и коррекционной педагогики
| Понятие неврологии и невропатологии. Основные вехи в истории становления российской невропатологии. Вклад А.Я. Кожевникова, И.П. Мержеевского, В.М. Бехтерева, М.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и др. ученых в становление невропатологии в России и СССР. Предмет изучения невропатологии. Основные методы, которые используются в невропатологии. Связь невропатологии и коррекционной педагогики. Вклад В.П. Кащенко, Л.С. Выготского и А.Р. Лурии в понимание неврологических основ психических нарушений.
|
Содержание лекционного курса
|
2.
| Эволюция нервной системы. Функциональная анатомия и физиология нервной системы.
|
|
Содержание лекционного курса
|
2.1.
| Функциональная анатомия и физиология нервной системы
| Эволюционные законы развития нервной системы по М.И. Аствацатурову. Филогенез нервной системы и его повторение в онтогенезе. Развитие сенсомоторных функций (от 0 до 12 мес.); развитие сенсорных функций, функциональная асимметрия в онтогенезе. Анатомия нервной системы, топографическое и функциональное подразделение основных отделов нервной системы. Физиология нервной системы. Понятие рефлекса, виды рефлексов, рефлекторная дуга. Динамика процессов ВНД. Динамическая локализация функций в коре больших полушарий. Три блока по А.Р. Лурия.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
2.2
| Филогенез нервной системы
| Понятие филогенеза.
Основные этапы развития нервной системы в животном мире.
Закономерности возникновения в филогенезе основных отделов нервной системы.
|
2.3.
| Онтогенез нервной системы
| Понятие онтогенеза. Закономерности развития нервной системы ребенка во внутриутробный период развития, связь онтогенеза с филогенезом. Основные закономерности развития нервной системы в постнатальный период развития. Связь становления двигательных функций с миелинизацией основных проводящих путей. Системогенез. Функциональные системы, их развитие
|
2.4.
| Функциональные блоки нервной системы
| Теория трех функциональных блоков (III ФМБ) А.Р. Лурии. 1 блок – блок регуляции тонуса. 2 блок – блок приема, переработки и хранения информации. 3 блок – программирования, регуляции и контроля.
|
3.
| Неврологические симптомы и синдромы
|
|
Содержание лекционного курса
|
3.1.
| Поражение соматической нервной системы
| Понятие симптома, синдрома и болезни в неврологии. Поражения пирамидного пути (параличи, парезы). Поражения экстрапирамидной системы (стриарный и паллидарный синдромы, синдром Паркинсона, синдромы поражений полосатого тела и мозжечка). Синдромы нарушений чувствительности. Боль, виды боли. Синдромы нарушений проводящих путей спинного мозга. Синдромы нарушений черепных нервов.
|
3.2.
| Синдромы поражения вегетативной нервной системы
| Синдромы нарушений вегетативной нервной системы: симпатоадреналовые, вагоинсулярные и смешанные кризы; перманентные нарушения.
|
3.3.
| Синдромы нарушений высших корковых функций
| Синдромы нарушений высших корковых функций: агнозия, апраксия, нарушения памяти, нарушения мышления и интеллекта.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
3.4.
| Поражения пирамидного и экстрапирамидного пути двигательного отдела соматической нервной систем.
| Параличи и парезы: перифирические, центральные, церебральные. Стриопаллидарная система. Стиарный синдром. Паллидарный синдром. Синдромы нарушений функций мозжечка. Синдромы нарушений проводящих путей головного мозга.
|
3.5.
| Нарушения чувствительности.
| Топическая классификация нарушений чувствительности: периферические, спинальные (сегментные, проводниковые, сегментарно-проводниковые), мозговые. Качественная классификация нарушений чувствительности: нарушения болевой чувствительности, нарушения тактильной чувствительности, нарушения температурной чувствительности, извращение различных видов чувствительности.
|
3.6.
| Синдромы поражения черепных нервов.
| Основные синдромы нарушения черепных нервов: бульбарная и псевдобульбарная дизартрия, косоглазие, параличи и парезы лицевых мышц.
|
4.
| Болезни нервной системы у детей и подростков
|
|
Содержание лекционного курса
|
4.1.
| Этиология и классификация детских нервных болезней.
| Причины возникновения заболеваний нервной системы у детей (наследственные, травматические, ишемические, интоксикационные, инфекционные). Классификация заболеваний нервной системы у детей (наследственные, инфекционные, травматические, функциональные
|
4.2.
| Инфекционные болезни нервной системы.
| Первичные и вторичные инфекционные заболевания нервной системы: менингиты энцефалиты, арахноидиты, лейкоэнцефалиты, полиомиелит, рассеянный склероз, невралгии, невриты, плекситы
|
4.3.
| Травматические и функциональные заболевания нервной системы у детей и подростков
| Травматические заболевания нервной системы: ДЦП, ММД, ЗПР, эпилепсия, нейрогенный мочевой пузырь. ЧМТ как основная причина травматических поражений головного мозга. Функциональные нарушения нервной системы: неврозы, астения
|
Темы практических/семинарских занятий
|
4.4.
| Наследственные заболевания нервной системы
| Основные группы наследственных болезней нервной системы у детей: полисомии половых хромосом (С.Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера, трисомия по Y или Х хромосомам) и аутосом (трисомии 21, 18, 13 пар хромосом); митохондриальные болезни (с. Пирсона, Кернса-мейра, Лебера, NAPR, MERRF, MELAS); нарушения обмена веществ (с. Тея-Сакса, Сандхоффа, фенилкетонурия, гепатоцеребральная дистрофия, гистедимия, мукополисахоридозы); димеелинизирующий заболевания (лейкодистрофии, адренолейкодистрафии); наследственные мозжечковы атаксии; семейная спастическая параплегия; прогрессирующие мышечные дистрофии; семейная форма умственной отсталости.
|
4.5.
| Инфекционные заболевания нервной системы
| Клинические формы менингитов у детей: серозные, гнойные. Арахноидит как частный случай менингита. Инфекционный менингит. Энцефалиты: комариный, клещевой. Полиомиелит как частный случай лейкоэнцефалита. Рассеянный склероз как частный случай панэнцефалита.
|
4.6.
| Опухоли нервной системы
| Этилогия, патогенез опухолей. Классификация опухолей (новообразования: менингиомы, нейрофибромы, врожденные опухоли, опухоли гипофиза, опухоли шишковидной железы, глиомы; метастатические: карциомы, саркомы; паразитарные кисты и гранулемы; воспалительные поражения мозга)
|
4.7.
| Черепно-мозговая и позвоночно-спинномозговая травма
| Сотрясение головного мозга. Ушиб головного мозга. Эпидуральные гематомы. Субдуральные гематомы. Субарахноидальные кровоизлияния.
|
4.8.
| Пароксизмальные расстройства сознания
| Эпилептические и неэпилептические припадки. Аффективно-респираторные припадки, обмороки, синкопы, ночные страхи, сомнамбулизм. Эпилепсия.
|
4.9.
| Нарушения кровообращения. Дисциркуляторная энцефалопатия. Сосудистая деменция.
| Хронические формы нарушений мозгового кровообращения (НПНКМ, дисцирккуляторная энцефалопатия). Острые формы нарушений мозгового кровообращения (преходящее нарушение мозгового кровообращения, острая гипертоническая энцефалопатия, инсульт). Сосудистая деменция.
|
4.10.
| Заболевания периферической нервной системы
| Классификация по топографически-анатомическому признаку (радикулиты, фуникулиты, плекситы, мононевриты, полиневриты). По этиологическому признаку (инфекционные, инфекционно-аллергические, токсические, аллергические, дисметаболические, дисциркуляторные, идиопатические, травматические, компрессионно-ишимические, вертеброгенные).
|
4.11.
| Рассеянный склероз. Острый рассеянный энцефаломиелит.
| Рассеянный склероз – этиология, патогенез, прогноз. ОРЭМ – этиология, патогенез, прогноз.
|
4.12
| Вегетативная дистония и невротические расстройства
| Вегетативная дистония – этиология, патогенез, классификация. Невротические расстройства у детей.
|
5.
| Неврологические основы патология речи, слуха и зрения
|
|
Содержание лекционного курса
|
1.1.
| Неврологические основы патология речи, слуха и зрения
| Этиология и патогенез неврологических нарушений речи, слуха и зрения.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| Неврологические основы расстройства речи у детей
| Алалия, афазия, дизартрия, нарушения темпа и ритма речи. Этиология, патогенез, прогноз.
|
| Неврологические основы расстройства слуховых функций.
| Расстройство слуховых функций: отиты, лабиринтопатии, невриты слухового нерва, сенсорная глухота, слуховая агнозия, врожденная глухота.
|
| Неврологические основы расстройства зрительных функций
| Расстройства зрительных функций: неврит или атрофия зрительного нерва, зрительная агнозия, амблиопия.
|
6.
| Основные направления абилитационной, реабилитационной и коррекционной работы с детьми с поражениями нервной системы
|
|
Темы практических/семинарских занятий
|
6.1.
| Абилитация, реабилитация и коррекция основных поражений нервной системы у детей
| Понятия абилитации, реабилитации и коррекции в невропатологии. Комплексный подход к лечению заболеваний нервной системы. Основные принципы организации лечения нервной системы у детей: комплексность, ранее начало лечебных мероприятий, постоянный контроль.
|