КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все идеологические концепции расслоения общества можно отнести к трем типам
Идеологические концепции и теории расслоения общества
Социальное неравенство - это такое явление, которое особенно остро затрагивает сферу интересов людей и вызывает сильные эмоции. Поэтому существует множество идеологических концепций, которые подчиняются и служат определенным групповым интересам. Но неравенство остается также важным предметом теоретических исследований, целью которых является не столько оправдание или критика неравенства, сколько выяснение сущности этого феномена. Первый тип - это элитарные концепции. Они утверждают, что существуют такие группы, которые в силу самой своей природы «выше» других и поэтому должны занимать более высокую позицию в обществе, что находит выражение в их привилегиях, полностью обоснованных и оправданных. Такие группы могут формироваться по праву рождения, как это имеет место, например, при формировании династий, аристократических кругов, высших каст в Индии. В них могут также оказаться люди, имеющие для этого особые предпосылки, выдающиеся способности, интеллект, люди, как бы приближенные к Богу. Примерами могут служить племенные старейшины, шаманы, представители духовенства. Расистские и националистические идеологии склонны выделять исключительную позицию для «избранных», высших рас и наций, приписывая им непременные и врожденные достоинства, определяющие их преимущества по сравнению с другими расовыми или этническими группами. Другой тип - это эгалитарные концепции, созданные дискриминируемыми группами или от их имени. В своем наиболее радикальном варианте они выступали против любого социального неравенства и привилегий, требуя одинаковых условий жизни для всех людей. Они указывали на биологическое сходство всех представителей человеческого рода, из чего вытекало наличие одинаковых потребностей, и поэтому следовало бы обеспечить всем людям одинаковый минимальный уровень удовлетворения этих потребностей. Все люди в силу самой своей человеческой природы должны иметь возможность удовлетворить свои потребности в питании, одежде, помещении, которое служило бы им убежищем, в работе, в безопасности. Различные варианты эгалитаризма ориентированы на равенство шансов добиться достижений, на равенство всех людей перед законом, на гарантии реализации прав, присущих каждому человеку независимо от его общественного положения. При этом выделяются гражданские, или политические, права и свободы, например право выбирать и быть избранным, свобода совести, социальные права, право на труд, на образование, на охрану здоровья, и, наконец, всеобщие права человека, связанные с защитой его достоинства, суверенности (неприкосновенности) человеческой личности.
Третий тип – меритократические концепции (от англ. merit - заслуга). Согласно этой идеологии, неравенства в обществе оправданы в той мере, в какой они являются результатом собственных заслуг. Социальное неравенство становится своего рода справедливым вознаграждением за собственные усилия и общественную пользу. Меритократическая идеология особенно характерна для американского общества. Именно там культивируется индивидуализм, стремление к достижениям и успехам, ответственность за собственный выбор и собственную судьбу, самодостаточность, конкурентоспособность, неограниченность достижимых целей. Изучение социального неравенства с научных позиций привело к выработке ряда теорий социального неравенства. Функциональная теория стратификации была сформулирована в 1945 г. в небольшой статье Кингсли Дэвиса (Kingsley Davis) и Уилберта Мура (Wilbert Moor)[1]. Авторы утверждают, что все известные человеческие сообщества, как существовавшие в истории, так и современные, характеризуются социальным неравенством.
Объяснение этого явления может быть сведено к нескольким тезисам. Во-первых, согласно Дэвису и Муру, разные профессии, выполняемые членами общества, имеют различную функциональную значимость, то есть в разной мере способствуют обеспечению «функциональных потребностей общества». Во-вторых, разные профессии требуют больших или меньших способностей, талантов, врожденного к их исполнению предрасположения, а кроме того, более длительного или более краткого обучения или тренинга, дающего необходимые навыки и компетенцию. В-третьих, образование, обучение и тренировка означают то, что люди несут определенные затраты и приносят определенные жертвы. Обучение и тренинг требуют затрат времени, энергии, усилий, дисциплины, финансовых затрат. Кроме того, они означают и потерю того, что можно было бы (в это время) приобрести, например утрату возможных заработков, которые человек получил бы, если бы вместо того, чтобы учиться, сразу приступил к работе в какой-либо простой профессии. Четвертый тезис касается человеческих мотиваций. Единственный способ склонить людей к тому, чтобы они приложили исключительные усилия и понесли особые расходы, связанные с приобретением профессии, предъявляющей к ним более высокие требования, а вместе с тем и более важной в функциональном плане, - это предоставление им каких-либо связанных с этой профессией особенных привилегий: больших заработков, более значительного объема власти, более высокого престижа. Поэтому единственным механизмом, обеспечивающим занятие важных профессиональных позиций кандидатами, имеющими соответствующие данному делу способности и образование, является социальное неравенство. Пятый тезис: занятие важных по функциональному назначению профессий людьми, предрасположенными и подготовленными к данному делу, является функциональным императивом, своего рода метатребованием функционирования любого общества. Без этого общество не могло бы существовать. Исходя из перечисленных тезисов, только существование социального неравенства обеспечивает мотивацию для обязательного обучения и тренинга, что создает определенный запас кандидатов для овладения нужными профессиями, для исполнения работы, необходимой в обществе данного типа, гарантирующей само существование этого общества. Отсюда естественно вытекает вывод: социальное неравенство является обязательной, непременной, универсальной, вечной составляющей любого общества. Нетрудно заметить, что теория Дэвиса и Мура имеет непосредственную связь с меритократической идеологией.
Теория аккумуляции преимуществ исходит из рассмотрения наследуемых позиций. Теория рассматривает социальное неравенство как результат особых исторических условий, которые могут быть устранены в будущем. Главная идея этой теории ассоциируется с библейской истиной, выраженной в Евангелии от Святого Матфея, где сказано, что с течением времени богатые станут еще богаче, а бедные - еще беднее. Социологи иногда говорят в этой связи о «теореме» или «эффекте Матфея»[2]. Если кто-либо однажды получит определенные привилегии и преимущества, то вместе с ними он получает и шансы дальнейшего увеличения этих привилегий и преимуществ. Противоположный процесс охватывает тех, кто однажды уже оказался в беде, кто погрузился в нищету, во все более углубляющуюся пауперизацию, в подчинение другим. Дистанция все более увеличивается, степень неравенства становится все глубже, причем происходит это внутри каждой стратификационной иерархии. Наследованию подлежит не только капитал в буквальном смысле этого слова - хозяйство, деньги, но и культурный капитал.. Пьер Бурдье определял его как совокупность навыков, умений, ориентаций, какие обретает человек в семье, как способ повседневного поведения, речи, - «хороший вкус, элегантность, независимость, готовность к разумному риску, умение аргументировать свою позицию, приобщение к высшим формам искусства, интерес к общественным явлениям» и многое другое. Наследуется и социальный капитал. Его формируют контакты, связи, знакомства, сети родственных уз и товарищеских отношений, друзья на хороших должностях и в нужных местах - в политике, в банках, в правлениях, в полиции.
Теория накопления преимуществ хорошо описывает, как растет неравенство, как все дальше расходятся полюса привилегий и притеснений, как увеличиваются социальные дистанции. Но как начинается, как возникает неравенство такого рода? Попытку такого ответа можно найти в эволюционных концепциях, объясняющих возникновение неравенства различием условий жизни в прежние времена. Целые группы могли оказаться в более или менее благоприятной ситуации, например, благодаря географическому положению, климату, в котором они жили, обладанию территорией по берегам морей и рек или плодородными землями, богатыми дичью и зверьем. Не менее важным был доступ к путям коммуникаций, что облегчало обмен товарами с другими группами. А находившиеся на их территориях природные богатства, драгоценные камни, золото и иное сырье становились естественными предметами обмена. Различные общества отличались друг от друга объемом тех богатств, которыми они располагали. Внутри каждого общества прогрессирующее разделение труда приводило к появлению, с одной стороны, профессий более высокой производительности, продуктивности, дающих более значительные излишки, с другой - таких профессий, которые во всем этом им уступали. Однажды обретенные групповые преимущества или лучшие позиции давали начало процессам их накопления, углубления неравенства и социального расслоения, что приводило в конечном счете к различным социальных конфликтам. Таким образом, причины расслоения общества и существования социального неравенства объясняются по-разному представителями различных направлений социологической мысли. Структурный функционализм исходит из того, что дифференциация является естественным следствием усложнения социального организма (эта точка зрения восходит к Г. Спенсеру и развивается Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом и др.). Представители конфликтологической парадигмы (в первую очередь К. Маркс) трактуют неравенство как следствие существования антагонистических классов, один из которых узурпирует собственность и власть. Однако практически все социологи соглашаются с тем, что социальное неравенство проявляется и закрепляется в обществе в виде определенной социальной стратификации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |