даже обладает правом «вето» (т. е. может не согласиться на пред- лагаемый социальным работником вариант решения), приня- тия решения именно социальный работник как специалист, об- ладающий необходимыми знаниями и полномочиями, опреде- ляет порядок действий и, следовательно, несет за них ответ- ственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информи- ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей- ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще- ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет- ной цели.
Конечный результат. Результат — это естественный ожи- даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен- но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре- зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь- ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив- ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так- же должен хорошо знать о возможных объективных препят- ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз- работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.
Однако успех также должен «вписываться» в границы этичес- ких норм, и социальный работник должен постоянно контролиро- вать соответствие запланированного реально ожидаемому. Ему не следует начинать работу, если ее результаты способны оскорбить его моральное чувство, а негативные последствия поставят под воп- рос его усилия. Это относится не только к его собственным дей- ствиям, но и к действиям его коллег, которые затрагивают и его самого как представителя данной структуры или всей системы.
В целом этика социальной работы включает в себя следую- щие уровни:
— применение внутренних этических стандартов ко всем ти- пам взаимодействий внутри системы: социальный работник —
клиент, социальный работник — социальный работник, соци- альный работник — коллектив социального учреждения, соци- альная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне про- исходит формирование самих действий и отношений, возника- ющих в системе и их оценивание с точки зрения представите- лей профессиональной группы;
— оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работ- ники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вме- сте с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зре- ния ожиданий клиентов и их окружения воздействие;
— оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включа- ются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) со- циальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимо- сти социальной работы для общества и ее объективное при- знание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точ- ки зрения ожиданий общества.
Этическая оценка на любом из уровней носит объективно- субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем, что оценивание производится людьми и исключить личност- ный фактор не всегда удается. Так, например, в случае оцен- ки социальной работы клиентом, его мнение во многом зави- сит от того, насколько полно удалось социальному работнику решить его личную проблему, и не всегда клиент учитывает действительно объективные возможности для такого решения.
Оценка, со стороны общества также может быть не вполне объективной, поскольку общество социально неоднородно; далеко не все граждане имеют исчерпывающие сведения об институте социальной работы, его возможностях и потребнос- тях. Оценка социальной работы как социального института обществом и государством, как правило, может различаться. Государство, создавая институт социальной работы, исходит из
потенциала этого института, который может быть в будущем при определенных обстоятельствах реализован; для общества же наибольший интерес представляет не потенциал, а конеч- ный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведом- лено об условиях, при которых деятельность института соци- альной работы становится оптимальной.
Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессио- нальной деятельности, в социальной работе выполняют опре- деленные функции. Функции этики профессиональной рабо- ты определяются множеством факторов, основными из кото- рых являются сущность, содержание и направленность про- фессии.
Основными функциями этики социальной работы можно счи- тать следующие:
оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей- ствия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конеч- ные результаты;
регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове- дение и действия социального работника в различных формаль- ных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;
организационная — служит улучшению организации соци- альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ- ного долга;
управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про- цесса в интересах дела;
мотивационная — служит средством формирования социаль- но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ- ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно- ванное на доверии и взаимной помощи;
регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето- дов и средств оказания помощи клиенту;
воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со- циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
воспитательная — служит средством воспитания и совершен- ствования личности как социального работника, так и его кли- ента и социального окружения клиента;
коммуникативная — служит средством коммуникации меж- ду специалистами и их клиентами;
оптимизирующая — способствует повышению эффективно- сти и качества социальной работы, повышению статуса про- фессии в обществе, уровня его моральности;
стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни- ками и клиентами и их близкими, между социальными ра- ботниками и представителями различных учреждений;
рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ- ной морали решения;
превентивная — предохраняет, предостерегает социально- го работника от поступков и действий, наносящих вред кли- енту и обществу;
прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти- вов, их этическое развитие;
разрешения противоречий — способствует устранению, раз- решению и сглаживанию противоречий, возникающих в про- цессе социальной работы между ее субъектами и объектами; информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
социальная — способствует созданию условий, благоприят- ных для осуществления социальной работы в обществе;
социализирующая — служит делу приобщения социально- го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.
Этически ориентированная социальная работа соединяет су- щее с должным на основах морали и нравственности. Она не ог-
раничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рас сматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т. е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсо лютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ори- ентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точ- ки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответ- ствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.
Вопросы социальной ответственности наиболее непосред- ственно встают перед социальными работниками при практи- ческой работе с клиентами. В той мере, в какой происходят изменения с клиентом или в социальной среде, меняется и сама ситуация, а следовательно, и ее этическая оценка. Реа- лизация этической оценки при этом возможна на различных уровнях — от уровня отдельного клиента до уровня всего об- щества. В связи с оценкой деятельности правомерно ставить вопрос о критериях моральности, в соответствии с которыми эта оценка производится.
Под критерием моральности (нравственности) понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному по- ведению и действиям. Критерии нравственности в социаль- ной работе двояки — с одной стороны, они содержат требова- ния общего характера к действиям социального работника, имеющим общесоциальное значение, с другой — содержат требования к эффективности и качеству самой социальной работы. Такой подход к определению критериев нравственно- сти не позволяет свести их к узкопрофессиональным интере- сам и в то же время не дает возможности игнорировать обще- гуманистические ценности профессии. Можно выделить на этом основании ряд критериев.
Содействие общественному прогрессу. Этот критерий харак- терен для всех видов профессиональной деятельности, и каж- дая профессия вносит свой вклад в общественный прогресс. Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного
потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности приведет к повышению потенциала всего общества, что и будет способствовать социальному прогрессу.
Формирование высоконравственной личности. В процессе социальной работы формируется личность не только социаль- ного работника, но и, с помощью его воздействия, личность клиента. В связи с этим нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к форми- рованию высоконравственной личности — как его самого в качестве специалиста, так и его клиента.
Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного социального работника или службы руководствуется критерием социальной целесообраз- ности, основанном на потребностях и возможностях общества. Именно общество определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут быть предложены.
Сотрудничество участников процесса. Нравственной мож- но считать только такую деятельность социального работни- ка, которая приводит к активному сотрудничеству участни- ков процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою оче- редь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социаль- ной работы в целом, так и клиента.
Обеспечение всестороннего положительного влияния на уча- стников процесса. Социальный работник оказывает многосто- роннее влияние в ходе своей профессиональной деятельности. Решая (или способствуя решению) проблем клиента, он одно- временно воздействует на материальные условия его жизни, его психику, причем вне зависимости от того, какая именно помощь клиенту требуется и оказывается. Оказывается влия- ние и на коллег социального работника — он может служить примером для них. Положительное влияние тем самым ока- зывается и на все общество, заинтересованное в максималь- ной эффективности социальной работы.
Критерии моральности социальной работы могут служить не только для оценки деятельности специалистов в области социальной работы и самой социальной работы как специфи- ческого вида профессиональной деятельности, но и для оценки самих моральных требований к социальной работе. Они позво-
ляют различить узкопрофессиональные нормы, выражающие интересы социальных работников как представителей профес- сии, и нравственные нормы, представляющие ценность и инте- рес для всего общества. Собственно, вторая группа профессио- нальных этических норм социальной работы и является той нравственной основой, которая привела к появлению в нашем обществе профессии социального работника.
Социальная работа является деятельностью, осуществляв-' мой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет эти- ческую ответственность перед клиентом, его социальным ок- ружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессио- нальной этики — наиболее общими требованиями, выражаю- щими основное направление поведения специалиста по отно- шению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление