КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для подготовки к экзамену. Период тщетных упований на то, что рынок все расставит по своим местам мы, в общем, похоже, пережили
Период тщетных упований на то, что рынок все расставит по своим местам мы, в общем, похоже, пережили. Государство начинает возвращаться к руководству экономикой, к установлению правил для нее, но делает это не всегда последовательно. А возьмем проблему подготовки кадров. С одной стороны, у нас безработица. С другой - все более острая потребность в рабочих кадрах. Если мы и впрямь намерены встать на путь модернизации, нам нужны будут люди, умеющие смонтировать новое оборудование, освоить и эксплуатировать его. Раньше это обеспечивалось благодаря системе ПТУ. При каждом крупном предприятии было свое училище, а то и несколько. Был Госкомитет по профтехобразованию. Система щедро финансировалась и государством, и предприятиями, располагала солидной учебной, производственной базой. Руководя тем же "Уралмашем", я знал, сколько рабочих, каких специальностей я получу в текущем году, сколько в будущем. Это соответствовало планам предприятия, программам обновления производства. Еще два года назад от советской системы оставалось четыре тысячи училищ. В атомной отрасли они действуют практически как и в прежние годы. Какие-то крупные предприятия их восстанавливают. Ну а в целом в результате стихийного воздействия рынка и господства частных интересов прежняя система профтехобразования дала перекос, выпустив множество парикмахеров, массажистов, поваров и сущий мизер станочников-слесарей, сварщиков. Когда я доложил об этом В. Путину, возник вопрос: а что же делать? Я предложил: поступить как в ряде стран - ввести с фирм сбор, не более процента от их доходов, в национальный фонд образования. Благодаря такой концентрации средств в одной лишь Германии на тот момент действовало шестьсот!!) центров подготовки одних только сварщиков! У нас, не вложив ни копейки в обучение, можно сколько угодно привлечь готовых сварщиков из других фирм, пообещав им более высокую зарплату. В Германии же, раз вы заплатили сбор (налог) за обучение, вам гарантирован необходимый набор рабочих специальностей. Выслушав, В. Путин дал поручение Министерству образования и науки. Там собрали коллегию, где я выступил, не возразили, но все ушло в песок.
Период тщетных упований на то, что рынок все расставит по своим местам, мы, в общем, похоже, пережили. Государство начинает возвращаться к руководству экономикой, к установлению правил для нее, но делает это не всегда последовательно. То на ведущих направлениях оно основывает госкорпорации и создает для них особые условия, но тут же на ходу тормозит. То выявляет полную неспособность частных компаний, как в Пикалеве, к элементарному взаимодействию в общих интересах и тут же провозглашает план приватизации новых и новых массивов собственности. У меня есть ряд соображений о государственном управлении экономикой, которые я направил Президенту Д. Медведеву. Смысл их в том, что кризис, который переживает мир и наша страна, подводит черту под либеральными догматами, бездумно внедренными у нас в ходе радикальных экономических реформ, ставших для России более разрушительными, чем Великая Отечественная война. Хотя на родине этих догматов, в США, их применяли с большими поправками. Так, если мы забраковали план как одну из главных помех в нашей жизни, то в корпорации "Боинг" как планировали, так и планируют. И знают, какой самолет будут выпускать через пятнадцать лет. А что мы знаем о состоянии наших отраслей хотя бы через пять лет? Подводя черту под этим периодом, мы должны понимать не только то, что за кризисом последует подъем, но и знать, что станет его основой. Конечно, тут нужны новые подходы, но главное, чтобы руководство страны, не поддаваясь эмоциям, разобралось и твердо решило, что из советского управленческого опыта может и должно стать нашим подспорьем, а что следует без колебаний отвергнуть.
При всех недостатках советской экономики она служила основой могучего государства. Его нет уже двадцать лет, а страна продолжает жить прежними заделами. Конечно, Госплан возрождать не следует - утверждаю это как человек не так уж мало в нем проработавший и знающий его механизм изнутри. Но отказываться от планирования по крайней мере не разумно. Фасоны, количество пиджаков швейные фирмы пусть определят сами. А вот балансы доходов и расходов в масштабе страны - это дело государства. Ведь не где-нибудь, а в том же Госплане начинал разработку материальных балансов В. Леонтьев, затем уехавший в США, где его работы нашли применение, а он был удостоен Нобелевской премии. Мы же на этом наследии поставили крест не в советское время, а сегодня. Что я считаю большой ошибкой. Помню, еще ветераны Госплана учили меня вещам вроде бы простым, но важным: планируешь рост национального дохода на один процент в год - закладывай в план полупроцентный рост энергетики, 0,1 процента металлургии и так далее, от крупных блоков к деталям. И в развитых странах вовсе не игрой рынка, а расчетным путем устанавливаются пропорции между стоимостью булки хлеба и литра нефтепродуктов, квадратного метра жилья и среднемесячной заработной платой. Второй вопрос связан с циклом планирования. И в политике, и в экономике этот цикл составлял пять лет. Случайно? Нет, это определялось циклом окупаемости основных фондов, циклом большинства научных и конструкторских работ, освоения их серийным производством. Пять лет - срок достаточно обозримый и завершенный. Этим он удобен. И было бы правильным, если бы пятилетние планы экономического развития России утверждались Федеральным Собранием. Что же у нас сегодня? Минэкономразвития планирует на три года. На такой же срок планирует Минфин. Атомная энергетика раздвигает свои горизонты до 2015 года. Такой же расчет в металлургии. У дорожных строителей -до 2020 года. В "РЖД" - до 2030 года. Между этими планами и программами нет ни малейшей взаимосвязи. Не представляю, как в таком разнобое можно управлять экономикой.
А в конце - еще о приватизации. Все давно поняли, что целью ее была вовсе не эффективность в смысле общественной пользы, а создание совершенно нового класса, даже клана, повязанного с ельцинским кланом условием: одни наделяют других собственностью, те отрабатывают свой долг оплатой рейтинга первых и соответственно результатов голосования на выборах и направлением финансовых потоков "куда следует". Эффективность как польза для общества здесь не предусматривалась в принципе. Путь к выходу из этой ситуации вряд ли может быть простым и коротким. Но и тянуть с этим делом не следует. "Российская Федерация сегодня" 3.2010.
Состояние и перспективы развития современного мирового и российского рынка: 1 - сахара. 2 - сахаристых кондитерских изделий, 3 - молока и молочных товаров. 4 - мяса и мясопродуктов. 5 - колбасных изделий. 6 - рыбы и рыбопродуктов. 7 - макаронных изделий. 8 - зерна и продуктов его переработки. 9 - плодоовощных товаров. 10 - алкогольных товаров. 11 - водки и ликероводочных изделий. 12 - вина виноградного. 13 - пива. 14 - минеральной воды. 15 - безалкогольных напитков. 16 - чая. 17 - кофе. 18 - масла растительного. 19 - пряностей и приправ. 20 - шоколада. 21 - мучных кондитерских изделий. 22 - животных жиров. 23 - сыра. 24 - продуктов детского питания. 25 - функциональных продуктов питания. 26 - рыбы и рыбной продукции. 27 -терминология в области конкурентоспособности товаров и услуг. 28 - факторы конкурентоспособности: сущность и классификация 29 - уровень качества товара как критерий конкурентоспособности. 30 - потребительская новизна продовольственного товара как критерий конкурентоспособности. 31 - социальная адресность продовольственных товара как критерий конкурентоспособности. 32 - безопасность как критерий конкурентоспособности.
33 - подлинность как критерий конкурентоспособности. 34 - имидж товара как критерий конкурентоспособности. 35 - информативность товара как критерий конкурентоспособности. 36 - цена потребления как критерий конкурентоспособности продовольственного товара. 37 - адекватность цены качеству как теоретическая и практическая проблема. 38 - комбинация изменения цен и качества товара как основа конкретных стратегий. 39 - характеристика производственных факторов конкурентоспособности товаров. 40 - характеристика рыночных факторов конкурентоспособности товаров. 41 - характеристика сбытовых факторов конкурентоспособности товаров. 42 - характеристика сервисных критериев конкурентоспособности товаров. 43 - роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности продовольственных товаров* 44 - роль сертификации в обеспечении конкурентоспособности продовольственных товаров. 45 - сертификация системы качества как фактор конкурентоспособности товаров. 46 - конкурсы как инструменты установления конкурентоспособности продовольственных товаров: цели конкурсов; история проведения конкурсов. 47 - характеристика конкурса на соискание премии правительства РФ в области качества. 48 - характеристика программы - конкурса «100 лучших товаров России». 49 - характеристика национальной программы «Всероссийская марка (III тысячелетие)». 50 - характеристика системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. 51 - принципы обеспечения конкурентоспособности продовольственных товаров. 52 - выбор приоритетных критериев конкурентоспособности на основе различных методов. 53 - роль государства в обеспечении конкурентоспособности продовольственных товаров и услуг. 54 - уровень качества товара как критерий конкурентоспособности. 55 - характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «ценообразующую» составляющую конкурентоспособности. 56 - конкурентоспособность товаров и услуг как мера качества жизни и прибыли предприятия. 57 - социальная адресность товара как критерий конкурентоспособности. 58 - информативность товара как критерий конкурентоспособности. 59 - субъекты и объекты оценки конкурентоспособности. 60 - факторы конкурентоспособности: сущность и классификация.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |