КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие II 1 страница
На следующий день. В тот же час. На том же месте. Башмаки Эстрагона около рампы, пятки вместе, носки врозь. Шляпа Лакки на старом месте. На дереве несколько листочков. Быстро входит Владимир. Останавливается и долго смотрит на дерево. Затем вдруг начинает шагать по сцене туда и сюда. Останавливается перед башмаками, нагибается, подбирает один башмак, рассматривает, принюхивается, бережно ставит на место. Снова быстро ходит туда-сюда. Останавливается у правой кулисы, долго смотрит вдаль, приставив руку козырьком ко лбу. Ходит туда-сюда. Останавливается у левой кулисы, сцена повторяется. Ходит туда-сюда. Резко останавливается, скрещивает руки на груди, откидывает голову и начинает петь во весь голос.
В. – У попа была…
Начав слишком низко, останавливается, откашливается и начинает более высоким тоном.
У попа была собака Он её любил Она съела кусок мяса Он её убил. И в землю закопал И надпись написал
Останавливается, собирается и снова начинает петь.
И в землю закопал И надпись написал что…
У попа была собака Он её любил Она съела кусок мяса Он её убил. И в землю закопал И надпись написал что…
Останавливается. Сцена повторяется.
И в землю закопал И надпись написал что…
Останавливается. Сцена повторяется. Тише.
И надпись написал…
Замолкает. Некоторое время стоит неподвижно, затем вновь начинает нервно ходить по сцене туда-сюда. Останавливается перед деревом, ходит туда-сюда, перед башмаками, ходит туда-сюда, бежит к левой кулисе, смотрит вдаль, к правой кулисе, смотрит вдаль. В этот момент Эстрагон выходит из-за левой кулисы, босой, с опущенной головой; идет медленно по сцене. Владимир поворачивается и замечает его.
В. – Снова ты! (Эстрагон останавливается, не поднимая головы. Владимир идет к нему.) Дай я тебя обниму! Э. – Не трогай меня!
Владимир обрывает своё движение, огорченный. Молчание.
В. – Ты хочешь, чтобы я ушёл? (Пауза.) Гого! (Пауза. Владимир внимательно разглядывает его.) Тебя били? (Пауза.) Гого! (Эстрагон по-прежнему молчит, опустив голову.) Ты где провёл ночь? (Молчание. Владимир подходит к нему.) Э. – Не трогай меня! Не спрашивай ничего! Не говори ничего! Останься со мной! В. – Разве я тебя когда-нибудь покидал? Э. – Ты позволил мне уйти. В. – Посмотри на меня! (Эстрагон не двигается. Громовым голосом.) Посмотри на меня, тебе говорят!
Эстрагон поднимает голову. Они долго смотрят друг на друга, отходя, подходя, наклоняя голову как перед произведением искусства, с дрожью тянутся друг к другу, затем бросаются друг другу в объятья, хлопают друг друга по спине. Конец объятий. Эстрагон, больше не поддерживаемый Владимиром, чуть не падает.
Э. – Что за день! В. – Кто тебя так избил? Расскажи мне. Э. – Вот еще один день прошёл. В. – Ещё нет. Э. – Для меня он уже закончен, что бы ни произошло. (Молчание.) Ты пел недавно, я тебя слышал. В. – Да я помню. Э. – Это мне делало больно. Я говорил себе: он один, он думает, что я ушёл навсегда, и он поёт. В. – Настроению не прикажешь. Весь день я себя чувствовал великолепно. (Пауза.) Я ни разу не вставал ночью. Э. – (грустно.) Видишь, ты лучше писаешь, когда меня нет. В. – Мне тебя не хватало, и в то же время я был доволен. Любопытно, не правда ли? Э. – (возмущенно) Доволен? В. – (подумав) Может, это не то слово. Э. – А теперь? В. – (проверив свои чувства) Теперь… (радостно) ты снова здесь… (обыденно) мы снова здесь… (грустно) я снова здесь. Э. – Видишь, тебе хуже, когда я рядом. Я тоже чувствую себя лучше один. В. – (задетый за живое) Тогда чего пришёл? Э. – Не знаю.
В. – Зато я знаю. Потому что ты не можешь себя защитить. Я бы не дал тебя побить. Э. – Ты не смог бы этому помешать. В. – Почему? Э. – Их было десять. В. – Да нет же, я хочу сказать, что я не дал бы тебе ввязаться в драку. Э. – Я ничего не делал. В. – Тогда почему они тебя побили? Э. – Не знаю. В. – Нет, видишь ли, Гого, есть вещи, которые ты не понимаешь, которые понимаю я. Ты должен это чувствовать. Э. – Я тебе говорю, что я ничего не делал. В. – Возможно, действительно ничего. Но важно не что, а как, а как, если ты дорожишь своей шкурой. Ладно, не будем больше об этом. Ты вернулся, и я рад этому. Э. – Их было десять. В. – Ты тоже должен быть доволен, в глубине души, признайся. Э. – Доволен чем? В. – Что снова со мной. Э. – Ты думаешь? В. – Скажи это, даже если это неправда. Э. – Что я должен сказать? В. – Скажи: я доволен. Э. – Я доволен. В. – Я тоже. Э. – Я тоже. В. – Мы довольны. Э. – Мы довольны. (Молчание.) Что нам теперь делать, когда мы довольны? В. – Мы ждем Годо. Э. – Ах, да.
Молчание.
В. – Тут кое-что изменилось со вчерашнего дня. Э. – А если он не придет? В. – (сразу не поняв) Увидим. (Пауза.) Я говорю, тут кое-что изменилось со вчерашнего дня. Э. – Все течет. В. – Посмотри-ка на дерево. Э. – Нельзя два раза ступить в одно и то же дерьмо. В. – Посмотри на дерево, говорю, посмотри на дерево.
Эстрагон смотрит на дерево.
Э. – Его вчера здесь не было? В. – Да нет же. Ты не помнишь. Мы были на волосок от того, чтобы на нем повеситься. (Думает.) Да, правильно. (Раздельно произнося слова.) чтобы-на-нём-повеситься. Но ты не захотел. Не помнишь? Э. – Тебе приснилось. В. – Возможно ли, чтобы ты уже забыл? Э. – Такой уж я. Или я забываю сразу, или не забываю никогда. В. – А Поццо и Лакки, ты их тоже забыл? Э. – Поццо и Лакки? В. – Он всё забыл! Э. – Помню, какой-то сумасшедший бил меня ногой. А потом дурака валял. В. – Это был Лакки! Э. – Это-то я помню. Но когда это было? В. – А второго, что его вел, ты тоже помнишь? Э. – Он дал мне кости. В. – Это был Поццо! Э. – И ты говоришь, что всё это было вчера вечером? В. – Ну да, конечно. Э. – На этом месте? В. – Ну конечно! Ты не узнаешь это место? Э. – (внезапно разозлившись) Узнаешь! Что тут узнавать? Я провел всю свою жизнь в грязи, и ты хочешь, чтобы я в ней видел разницу? Посмотри на эту мерзость! Я из неё никогда не вылазил!
В. – Спокойно, спокойно. Э. – Так отстань от меня со своими пейзажами! Расскажи мне про то, что под землёй! В. – И всё же ты не станешь утверждать, что это (жест) похоже на Воклюз! Между ними очень большая разница. Э. – Воклюз! При чём тут Воклюз? В. – Но ты ведь был в Воклюзе. Э. – Нет, я никогда не был в Воклюзе. Всю свою поганую жизнь я прожил здесь, я тебе говорю! Здесь! В Дерьмоклюзе! В. – И все же, мы вместе были в Воклюзе, готов поклясться. Мы собирали виноград, да, у человека, которого звали Бонелли, в Руссильоне. Э. – (спокойнее) Возможно. Я ничего такого не заметил. В. – Но там все было красное! Э. – (доведенный до крайности) Я сказал, я ничего не заметил.
Молчание. Владимир глубоко дышит.
В. – С тобой тяжело жить, Гого. Э. – Нам лучше расстаться. В. – Ты всегда так говоришь. И каждый раз возвращаешься.
Молчание.
Э. – Чтобы получилось, надо меня убить, как другого. В. – Какого другого? (Пауза.) Какого другого? Э. – Как миллионы других. В. – (напыщенно) Каждому свой крест. (Вздыхает.) Э. – Давай, пока ждем, будем разговаривать спокойно; раз уж мы неспособны молчать. В. – Да, мы неумолчны. Э. – Это чтобы не думать. В. – У нас есть оправдание. Э. – Это чтобы не слышать. В. – У нас есть причины. Э. – Все мёртвые голоса. В. – Как будто шум крыльев. Э. – Листьев. В. – Песка. Э. – Листьев.
Молчание.
В. – Они говорят все вместе. Э. – Каждый о своём.
Молчание.
В. – Скорее шепчут. Э. – Бормочут. В. – Шелестят. Э. – Бормочут.
Молчание.
В. – О чём они говорят? Э. – О своей жизни. В. – Им недостаточно просто жить. Э. – Им нужно говорить. В. – Им недостаточно быть мертвыми. Э. – Этого мало.
Молчание.
В. – Будто шелест перьев. Э. – Листьев. В. – Пепла. Э. – Листьев.
Долгое молчание.
В. – Скажи что-нибудь! Э. – Я думаю.
Долгое молчание.
В. – (тревожно) Скажи что-нибудь. Э. – Что нам теперь делать? В. – Мы ждем Годо. Э. – Ах, да. В. – Как это тяжело! Э. – Я что если ты споёшь?
В. – Нет-нет (думает) Давай начнем сначала. Э. – На самом деле, это мне не кажется очень сложным. В. – Сложно начать. Э. – Можно начать с чего угодно. В. – Да, нужно решить с чего. Э. – Да, правда.
Молчание.
В. – Помоги мне! Э. – Я думаю.
Молчание.
В. – Когда ищешь, слушаешь. Э. – Да, правда. В. – Это мешает найти. Э. – Это так. В. – Это мешает думать. Э. – Но всё-таки думаешь. В. – Да нет же, это невозможно. Э. – Вот, будем друг другу противоречить. В. – Невозможно. Э. – Ты думаешь? В. – Мы больше не рискуем думать. Э. – Тогда на что мы жалуемся. В. – Думать – не самое страшное. Э. – Конечно, конечно, но это уже кое-что. В. – Что значит «это уже кое-что»? Э. – Это уже на кое-что меньше. В. – Разумеется. Э. – Так как? Если бы мы считали, что нам повезло? В. – Ужаснее всего думать. Э. – Случалось ли это с нами? В. – Откуда все эти трупы? Э. – Это скелеты. В. – Вот. Э. – Разумеется. В. – Кажется, мы думали немного. Э. – Чуть-чуть в начале. В. – Груда трупов, груда трупов. Э. – На это нельзя смотреть. В. – Это притягивает взгляд. Э. – Да, правда. В. – Хотя с нас довольно. Э. – Нам решительно надо вернуться к природе. В. – Мы уже пробовали. Э. – Да, правда. В. – О, это не самое худшее, конечно. Э. – А что же тогда? В. – Думать. Э. – Разумеется. В. – Но обошлось вроде бы без этого. Э. – А что ты хочешь? В. – Знаю, знаю.
Молчание.
Э. – Мы неплохо разговорились. В. – Да, но теперь надо придумать что-нибудь другое. Э. – Надо подумать. В. – Надо подумать. Э. – Надо подумать.
Думают.
В. – О чём я говорил? Можно было бы начать с этого. Э. – Когда? В. – В самом начале. Э. – В начале чего? В. – Этим вечером. Я говорил… говорил… Э. – Честно говоря, ты многого от меня хочешь. В. – Подожди… мы обменялись… мы были довольны… довольны… что нам теперь делать, когда мы довольны… мы ждем….. припоминаю… мы ждем… да… А! Дерево! Э. – Дерево? В. – Не помнишь? Э. – Я устал. В. – Посмотри на него.
Эстрагон смотрит на дерево.
Э. – Я ничего не вижу. В. – Но вчера вечером оно было чёрным и голым. А сегодня покрылось листьями. Э. – Листьями!? В. – В одну ночь! Э. – Наверное, сейчас весна. В. – Но в одну ночь! Э. – Я тебе говорю, что мы не были здесь вчера вечером. Тебе приснился плохой сон. В. – А где мы по-твоему были вчера вечером? Э. – Не знаю. В другом месте. В другой клетке. Пустоты везде хватает. В. – (уверенный в своей правоте) Хорошо. Мы не были здесь вчера вечером. Теперь, что мы делали вчера вечером? Э. – Что мы делали? В. – Попробуй вспомнить. Э. – Ну, наверное, мы болтали. В. – (овладевая собой) О чём? Э. – О… о том, о сём, о обувке. (Уверенно.) Вот, вспомнил, вчера вечером мы говорили о обувке. Это вот уже полвека длится. В. – Ты не помнишь ни одного события, ни одного обстоятельства? Э. – (устало) Не изводи меня, Диди. В. – Солнце? Луну? Не помнишь? Э. – Наверное, они были тогда, как обычно. В. – Ты ничего не заметил необычного? Э. – К сожалению, нет. В. – А Поццо? А Лакки? Э. – Поццо? В. – Кости. Э. – Это были скорее ребра. В. – Это Поццо тебе их дал. Э. – Не знаю. В. – А удар ногой? Э. – Удар ногой? Да, меня били ногами. В. – Это Лакки тебя бил. Э. – И все это было вчера? В. – Покажи ногу. Э. – Которую? В. – Обе. Закатай штанину. (Эстрагон, стоя на одной ноге, протягивает другую Владимиру, чуть не падает. Владимир берет ногу. Эстрагон шатается.) Закатай штанину. Э. – (пошатываясь) Я не могу.
Владимир закатывает штанину, осматривает ногу, опускает её. Эстрагон чуть не падает.
В. – Другую. (Эстрагон дает ту же ногу.) Другую, я тебе говорю! (Та же сцена с другой ногой.) Вот воспаленная рана. Э. – Ну и что? В. – Где твои башмаки? Э. – Выбросил, наверное. В. – Когда? Э. – Не знаю. В. – Почему? Э. – Не помню. В. – Нет, я хочу сказать, почему ты их выбросил? Э. – Они мне жали. В. – (показывая на башмаки) Вот они. (Эстрагон смотрит на башмаки.) Там же, где ты их оставил вчера.
Эстрагон подходит к башмакам, наклоняется, рассматривает их.
Э. – Это не мои. В. – Не твои! Э. – Мои были черные. А эти желтые. В. – Ты уверен, что твои были черными? Э. – То есть, они были серыми. В. – А эти желтые? Покажи. Э. – (поднимая один башмак) Впрочем, они зеленоватые. В. – (подходя) Покажи. (Эстрагон дает ему башмак. Владимир рассматривает его, бросает со злостью.) Тьфу ты! Э. – Понимаешь, все это… В. – Я понимаю, в чем дело. Да, я понимаю, что произошло. Э. – Все это… В. – Проще пареной репы. Кто-то пришел, взял твои башмаки и оставил тебе свои. Э. – Почему? В. – Его башмаки ему не подходили. Тогда он взял твои. Э. – Но мои слишком малы. В. – Для тебя. Но не для него. Э. – Я устал. (Пауза.) Пойдем. В. – Мы не можем. Э. – Почему? В. – Мы ждем Годо. Э. – Ах, да. (Пауза.) Тогда что делать? В. – Ничего. Э. – Но я так больше не могу. В. – Хочешь редиску? Э. – Это все, что есть? В. – Есть редиски и репки. Э. – Больше нет морковок? В. – Нет. Кстати, ты слишком увлекаешься морковками. Э. – Тогда дай мне редиску. (Владимир копается в карманах, находит только репки, вынимает наконец редиску, дает её Эстрагону, тот рассматривает её, принюхивается.) Она черная! В. – Это редиска. Э. – Ты прекрасно знаешь, что я люблю только белую! В. – Так ты её не хочешь? Э. – Я люблю только белую! В. – Тогда отдай её мне.
Эстрагон отдает ему редиску.
Э. – Пойду поищу морковку.
Не двигается.
В. – Это действительно начинает становиться бессодержательным. Э. – Все еще не до конца.
Молчание.
В. – А что если тебе их попробовать? Э. – Я уже все перепробовал. В. – Я хочу сказать, башмаки. Э. – Ты думаешь? В. – Это поможет убить время. (Эстрагон колеблется.) Я тебе говорю, для разнообразия. Э. – Для удовольствия. В. – Для развлечения. Э. – Для удовольствия. В. – Примерь. Э. – Ты мне поможешь? В. – Конечно. Э. – У нас неплохо получается, а, Диди, когда мы вместе. В. – Конечно, да. Давай сначала попробуем надеть левую. Э. – Мы всегда что-нибудь придумываем, а, Диди, чтобы сделать вид, что мы живем. В. – (нетерпеливо) Да, да. Мы волшебники. Мы не даем сбить себя с толку. (Поднимает башмак.) Ну же, дай ногу. (Эстрагон подходит к нему, поднимает ногу.) Другую, свинья! (Эстрагон поднимает другую ногу.) Выше! (Ухватившись друг за друга, они скачут по сцене. Владимиру наконец удается надеть ему башмак.) Попробуй пройтись. (Эстрагон идет.) Ну как? Э. – Он мне идет. В. – (вынимая веревку из кармана) Сейчас зашнуруем. Э. – (неистово) Нет, нет, не надо зашнуровывать, не надо! В. – Ты не прав. Примерим другой. (Сцена повторяется.) Ну как? Э. – И этот мне тоже идет. В. – Они тебе не жмут? Э. – (внимательно делая несколько шагов) Пока нет. В. – Тогда ты можешь оставить их себе. Э. – Они слишком большие. В. – Может, когда-нибудь у тебя будут носки. Э. – Да, правда. В. – Так ты их оставляешь себе? Э. – Хватит говорить про башмаки. В. – Да, но… Э. – Хватит! (Молчание.) Пойду присяду.
Смотрит где сесть, затем идет сесть там, где он сидел в начале первого акта.
В. – Вот тут ты сидел вчера вечером.
Молчание.
Э. – Если бы я смог заснуть. В. – Вчера ты спал. Э. – Я попробую.
Свертывается в клубочек, голова между ног.
В. – Подожди. (Подходит к Эстрагону и начинает громко петь.) Баю-бай, баю-бай. Э. – (поднимая голову) Не так громко. В. – (тише) Баю-бай, баю-бай, Баю-баюшки-баю, Баю-бай, баю-бай, Баю-баю…
Эстрагон засыпает. Владимир снимает свой пиджак и накидывает ему на плечи, затем начинает ходить по сцене во всех направлениях, потирая руки, чтобы согреться. Эстрагон резко просыпается, поднимается, делает несколько растерянных шагов. Владимир бежит к нему, заключает в объятия.
В. – Здесь… здесь… я здесь… не бойся. Э. – А! В. – Здесь… здесь… все кончено. Э. – Я падал. В. – Все кончено. Не думай больше об этом. Э. – Я был на… В. – Нет, нет, не говори нечего. Ну-ка, давай походим немного.
Он берет Эстрагона за руку и заставляет его ходить по сцене, до тех пор, пока Эстрагон не отказывается идти дальше.
Э. – Хватит! Я устал. В. – Ты предпочитаешь стоять как пень, ничего не делая? Э. – Да. В. – Как хочешь.
Отпускает Эстрагона, идет подобрать пиджак и надевает его.
Э. – Пойдем. В. – Мы не можем. Э. – Почему? В. – Мы ждем Годо. Э. – Ах, да. (Владимир снова начинает ходить туда-назад.) Ты не можешь успокоиться? В. – Мне холодно. Э. – Мы пришли слишком рано. В. – Как всегда, до захода солнца. Э. – Но оно не заходит. В. – Оно зайдет внезапно, как вчера. Э. – И настанет ночь. В. – И мы сможем уйти. Э. – Потом будет еще день. (Пауза.) Что делать, что делать? В. – (останавливается. С яростью.) Ты кончил жаловаться? Ты начинаешь мне надоедать своими стонами. Э. – Я ухожу. В. – (Увидев шляпу Лакки.) Смотри-ка! Э. – Прощай. В. – Шляпа Лакки! (Приближается к ней.) Вот уже час как я здесь, а все её не замечал. (Очень довольный.) Великолепно! Э. – Ты меня больше не увидишь. В. – Значит, я все-таки не ошибся местом. Мы можем быть спокойны. (Подбирает шляпу Лакки, разглядывает её, поднимает.) Это, видно, была хорошая шляпа. (Надевает ее вместо своей, а свою протягивает Эстрагону.) На. Э. – Что? В. – Возьми-ка это.
Эстрагон берет шляпу Владимира. Владимир поправляет двумя руками шляпу Лакки. Эстрагон надевает шляпу Владимира вместо своей, а свою протягивает Владимиру. Владимир берет шляпу Эстрагона. Эстрагон поправляет двумя руками шляпу Владимира. Владимир надевает шляпу Эстрагона вместо шляпы Лакки, а шляпу Лакки протягивает Эстрагону. Эстрагон берет шляпу Лакки. Владимир поправляет двумя руками шляпу Эстрагона. Эстрагон надевает шляпу Лакки, а шляпу Владимира протягивает ему. Владимир берет свою шляпу. Эстрагон поправляет двумя руками шляпу Лакки. Владимир надевает свою шляпу, а шляпу Эстрагона протягивает Эстрагону. Эстрагон берет свою шляпу. Владимир поправляет свою шляпу двумя руками. Эстрагон надевает свою шляпу, а шляпу Лакки протягивает Владимиру. Владимир берет шляпу Лакки. Эстрагон поправляет свою шляпу двумя руками. Владимир надевает шляпу Лакки, а свою протягивает Эстрагону. Эстрагон берет шляпу Владимира. Владимир поправляет двумя руками шляпу Лакки. Эстрагон протягивает шляпу Владимира Владимиру. Тот её берет и возвращает Эстрагону, который её берет и возвращает Владимиру, который её берет и бросает. Все это происходит быстро.
В. – Она мне идет? Э. – Не знаю. В. – Нет, но как ты её находишь?
Он кокетливо поворачивает голову направо, налево. Принимает позу манекена.
Э. – Ужасно. В. – Но не больше, чем обычно? Э. – То же самое. В. – Тогда я могу оставить её себе. Моя была неудобной. (Пауза.) Как сказать… (Пауза.) Она царапалась. Э. – Я ухожу. В. – Ты не хочешь поиграть? Э. – Поиграть во что? В. – Мы могли бы поиграть в Поццо и Лакки. Э. – Я их не знаю. В. – Я буду Лакки, а ты будешь Поццо. (Принимает вид Лакки, согнувшегося под тяжестью ноши. Эстрагон изумленно смотрит на него.) Начинай. Э. – Что я должен делать? В. – Ругай меня! Э. – Негодяй! В. – Громче! Э. – Дерьмо! Мерзавец!
Владимир отходит, подходит, оставаясь согнутым.
В. – Прикажи мне думать. Э. – Как так?
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |