Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория темпераментов У.Г. Шелдона распространена в США. 3 страница




Усваивание норм. Оценивание норм. Усваивание новых норм при их предварительной положительной оценке. Оценивание норм. Усваивание новых норм при их предварительной положительной оценке.
Категоричность оценок ситуации и своего поведения Категоричны, способны различать только «черное» или «белое». Более гибки, лабильны и осознаны, способны различать «оттенки» в оценках. Гибки, но обидчивы
Направленность социализации Формирование, главным образом, мотивации поведения. Овладение конкретными навыками, опытом, знаниями (стать военным, управленцем и т.д.) Адаптация к старости. Как правило, плохая адаптация, т.к. здесь: – меньше, чем раньше, радостей, благ, запоминающихся событий и впечатлений (рост дохода, женитьба, власть, любовные приключения и пр.); – чаще происходят потери (друзей, близких, знакомых), дети уезжают – отсюда одиночество и стрессы; – старики не пользуются как в другом возрасте, престижем, почетом; – роли пожилых четко не определены (вдова не жена, эксначальник уже не начальник).

 

Таблица. Основные формы социализации
1. Десоциализация – процесс отучения от старых норм, ценностей, ролей, правил поведения и стереотипов деятельности. 2. Ресоциализация – процесс обучения новым нормам, ценностям, ролям, правилам поведения и стереотипам деятельности вместо прежних, которые устарели или были недостаточно усвоены. Ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Поступая в университет после окончания школы молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые дни. Это переподготовка или обучение новым профессиям. Американский психолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию) 1. Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.); 2. Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит; 3. Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой); 4. Замена старой обстановки на новую, обезличенную; 5. Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; 6. Утрата свободы действий. Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация).
Десоциализация и р есоциализация – диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация).

 

Таблица. Механизмы социализации
Механизм Его содержание
1. Социально-психологические и психологические механизмы
1. Имитация (подражание) это механизм сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения индивидом модели поведения, социального опыта других значимых, авторитетных для него людей.   З. Фрейд: это осознания попытка ребенка копировать модель поведения позитивный механизм.   Американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер выделил 3 механизма социализации: - стадия подражания и копирования, когда дети неосознанно повторяют формы поведения родителей или других окружающих взрослых; - игровая стадия, когда дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли; - стадия игровых игр, когда дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.
2. Идентификация (отождествление) процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком или группой; усвоение их социально принятых и одобренных окружающим образцов и норм поведения, установок и ценностей как своих собственных.   З. Фрейд: это способ осознания принадлежности к конкретной общности позитивный механизм.   Примером идентификации является полоролевая социализация– процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей мужского или женского пола, принятых в данном обществе культурными нормами.  
Таблица. Стадии полоролевой социализации
  Возраст Характеристика
1. 0–1,5 года – родители обучают ребенка половой роли мальчика или девочки соответственно.
2. 1,5–2 года – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания.
3. 2 года – ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить.
4. 3–4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин.
5. 4–5 лет – дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин – считается, что: § мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, § девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д.
6. 6–7 лет – дети окончательно осознают половую принадлежность.

 

Необходимо помнить, что родители воспитывают ребенка, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола.

Стереотипы господства – подчинения часто переносятся на детей. Например, мать, привыкшая зависеть от мужа, будет проявлять такую же установку в отношении сына, реже – дочери.

Родительское отношение к детям зависит от совпадения с полом детей.

Каждый родитель сильнее идентифицируется с детьми своего пола. Он замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциям.

Родитель заинтересован быть образцом для ребенка своего пола и стремится научить его секретам своего пола. Поэтому отцы больше внимания уделяют сыновьям, а матери девочкам.

Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок: например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола – элементы соперничества.

 

Иногда половая (гендерная) идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям родителей, обычным стандартам. Отсюда возникает парафилия – (досл., неправильное «влечение») половая девиация (отклонение).

Наиболее часто встречаются следующие парафилии:

- гомосексуализм,

- трансексуальность,

- эксгибиционизм,

- вуайеризм (подглядывание за занимающимися сексом людьми или «интимными» процессами: раздевание, мочеиспускание),

- половой фетишизм,

- трансвестизм,

- садомазохизм,

- педофилия.

Сексуальные отклонения – это итог неадекватной (неуспешной) половой социализации.

3. внушение механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации; процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
4. социальная фасилитация механизм стимулирующего влияния поведения одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее. В упрощенном варианте «фасилитация» – это «облегчение».
5. конформность механизм осознания наличия расхождений во мнениях индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализующееся и проявляющееся в поведении; склонность к конформизму.   конформизм (конформное поведение) – совокупность действий (поступков) человека, направленных на приспособление к обществу; пассивное, некритичное принятие господствующих в нем идей, ценностей и норм при отсутствии своего мнения, или при его подавлении под воздействием различных сил, условий, обстоятельств, или при нежелании открыто высказывать свое негативное отношениея к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей.
6. Стыд и вина механизм социализации, основанный на чувствах, подавляющих и запрещающих определенное поведение.   З. Фрейд: это негативный механизм социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.
7. Импринтинг (запечатление) фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных образов, объектов, ощущений.   Чаще запечатление происходит в младенчестве, но возможно и в более позднем возрасте.
8. Экзистенциальный нажим процесс овладения (родным и неродным) языком и подсознательное усвоение социальных норм жизни, обязательных в процессе общения со значимыми лицами.
9. Рефлексия рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности разных общественных институтов, семьи, общества сверстников, значимых лиц; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.   Основные виды внутреннего диалога, рефлексии: - между различными Я человека, - с другими реальными или вымышленными лицами. С помощью рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
2. Социально-педагогические механизмы
1 (10) Традиционный механизм (стихийной) социализации – неосознанное усвоение (запечатление, некритическое восприятие) человеком норм поведения, взглядов, убеждений и стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального).   Обычаи, традиции, стереотипы поведения, принятые в этом окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер.   Традиционному механизму социализации принадлежит решающая роль на первых стадиях социализации.   Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения, и он поступает в соответствии с обычаем и общепринятыми житейскими правилами. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в ситуации, когда элементы социального опыта, когда-либо усвоенные, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
2 (11) Институциональный механизм социализации процесс взаимодействия человека с общественными институтами и организациями, созданными для социализации (детсад, школа) и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственными, общественными, клубными и др. структурами (армия), средствами массовой коммуникации – печать, радио, кино, телевидение ).   В результате взаимодействия с институтами, человек накапливает нужные знания и опыт, помогающие ему вести себя так, чтобы его социальное поведение имело одобрение социума или избегать соблюдения норм социума без каких-либо проблем и последствий для себя.   СМИ транслируют определенную информацию и представляют определенные образцы поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Идентифицируя себя с теми или иными героями, человек воспринимает свойственные этим героям образцы поведения и стиль жизни.   Человек, взаимодействия с различными институтами и организациями, накапливает знания и опыт, опыт имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.   Институциональный механизм выходит на первый план в подростковом возрасте.
3 (12) Стилизованный механизм социализации усвоение (запечатление, некритическое восприятие) человеком норм поведения, взглядов, убеждений и стереотипов, характерных для определенной субкультуры.   Субкультура (в общем виде) – комплекс морально-психологических черт, норм, ценностей, поведенческих проявлений, определяющих стиль жизни и способ мышления, типичный для людей определенной возрастной, профессиональной или социальной группы. (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.)   Субкультура влияет на социализацию человека ровно настолько, насколько ее носители (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.
4 (13) Межличностный механизм – процесс взаимодействия человека с субъективно значимыми (референтными) для него лицами.   В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Эмпатия – способность к пониманию чувств других людей, к сопереживанию и сочув­ствию и готовность оказать им эмоциональную поддержку. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком или группой; усвоение их социально принятых и одобренных окружающим образцов и норм поведения, установок и ценностей как своих собственных.   Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует. Нередко общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
       

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.