Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема забывания намерений




Критика положений ассоцианизма

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблемосновной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию.

Окончательное исчезновение ассоцианизма как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики пришлись на 20-е годы ХХ века. В этот период общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциации - это вообще не столько «механизм», сколько явление, - конечно, фундаментальное, - которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей ассоцианизма содержался практически во всех основных психологических направлениях ХХ века.

1. Ассоцианисты больше изучали механическую память, на другие виды памяти исследования не распространялись.

2. Ассоцианизм неадекватно вычленял память из целой психической деятельности

3. Ассоцианисты опирались на внешние факторы, условия, а внутренние факторы игнорировали.

4. Очень большое внимание уделялось результативной, количественной стороне памяти; качественная характеристика запоминания игнорировалась

5. Ассоцианисты не рассматривали соотношение «память - действие»

 

 

Исследования, посвященные данной проблеме, были проведены советскими психологами Блюмой Вульфовной Зейгарник и Гитой Васильевной Биренбаум в Берлинском университете под руководством немецкого психолога (создателя теоретико-полевой концепции личности и группы в психологии) Курта Левина.

В своей работе, посвященной забыванию намерений, К.Левин отмечает, что необходимо разграничивать два понятия забывания. Одно относится к памяти, а именно способности воспроизводить ранее приобретенные знания, ранее знакомые действия. Второе понятие забывния относится к невыполнению намерений (в повседневной жизни - «забывчивость»).

Существует и третье понятие забывания, его смысл: человек не помнит неприятностей и т.д., т.е. это большая или меньшая злопамятность.

В экспериментах, поставленных под руководством К.Левина, речь идет о втором понятии забывания, о непреднамеренном невыполнении намерения.

К.Левин: впечатление, что действенность намерения ослабевает пропорционально длительности времени, неправильно. В психологии нельзя считать время причиной реального процесса. Что же является конкретной причиной забывания определенного намерения? Ответу на этот вопрос были посвящены эксперименты Беренбаум. Испытуемый должен был выполнить ряд заданий и в конце каждого выполненного задания (или на какой-либо другой стадии работы) на использованном листке поставить свою подпись и дату. Каждый листок по выполнении задания передавался экспериментатору.

Результаты эксперимента:

Намерение не существует в душе как изолированный факт, но обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре действий и к сфере личности.

Переход от той сферы деятельности, в которую включено намерение, к другой может привести к забыванию намерения (напр., подпись часто забывается, если после 6 однородных заданий в качестве 7 -ой должна быть выполнена работа совершенно другого рода.)

Чтобы отделить эту область действенности намерения, иногда достаточно ввести паузу длительностью несколько минут. После пауза подпись часто забывается.

Намерения, включенные в какую-нибудь психологическую сферу, не забываются,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.