№
| Основные признаки
| Олигофрения
| Социально-педагогическая запущенность
|
1.
| Время появления дефекта
| Врожденная или рано приобретенная неполноценность психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (сочетается с эмоционально-волевыми и другими расстройствами)
| Детство, школьные годы
|
2.
| Причины появления
| Аномалии внутриутробного развития, хромосомные болезни, нейроинфекции и травмы раннего возраста и т.д.
| Неблагоприятные внешние условия развития (социальные, бытовые, образовательные, воспитательные и т.д.)
|
3.
| Течение
| Происходит замедленное развитие психики.
Не прогрессирует, но и не излечивается.
С возрастом вырабатываются адаптационные навыки, корректируется поведение
| При своевременном изменении условий развития существуют предпосылки для обучения и развития
|
4.
| Интеллект
| Ниже условной границы нормы.
При легкой форме олигофрении до определенного момента могут обучаться в общеобразовательных школах, но при усложнении материала успеваемость становится неудовлетворительной, несмотря на прилагаемые старания. Приобретенные знания часто формальные, применение их в практике затруднено.
| При наличии мотивации и отсутствия грубых поведенческих дефектов могут восполнить недополученные знания, умеют ими пользоваться.
|
5.
| Мышление
| Неспособность к выработке сложных понятий и сложных обобщений. Абстрактное мышление затруднено.
Преобладает конкретно-описательный тип (связи между явлениями действительности осуществляются по формальным признакам).
Затруднение оценки ситуации целиком, чаще охватывается лишь внешняя сторона событий.
| Формальная сторона не нарушена, но может быть искажена социальными установками
|
| Память
| Сохранена
| Сохранена
|
7.
| Речь
| Часто дефекты (косноязычие, неумение четко, правильно и понятно выразить свою мысль, слабое владение смысловой речью, ограниченный запас слов, нарушение смысловой стороны речи дизартрия и т.д.).
Речь маловыразительна, иногда монотонна, односложна, в ней преобладают речевые штампы, короткие, часто неграмотно построенные фразы
| Могут быть дефекты речи (обусловленные неблагоприятными социально- педагогическими условиями развития, заболеваниями ЛОР-органов, дефектами зубов, неврозами и т.д.)
|
8.
| Мимика
| Невыразительна, бедна эмоциональными проявлениями, может быть маскообразное выражение лица, иногда нарушение строение черепа и лицевого скелета, наличие стигматов (врожденные дефекты век, наружного уха, косоглазие и т.д.)
| Мимика экспрессивная, богатая эмоциональными проявлениями, сохраняется способность управления мимическими реакциями
|
| Моторика
| Бедная, движения угловаты, неловки, обнаруживаются сложности при выполнении сложных дифференциальных и точных движений
| Моторных нарушений при отсутствии сопутствующих заболеваний нет
|
| Социальное общение
| Собственных суждений не имеют или легко от них отказываются, обычно перенимают чужие взгляды, часто с утрированной косностью придерживаются их.
Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно.
Не умеют прогнозировать будущее. Плохо и односторонне усваивают содержание социальных, нравственных норм, регулирующих отношения между людьми.
Интеллектуальное снижение, выраженное в скудном запасе знаний, дефектах речи, внешнем облике, существенно ограничивает социально-психологические контакты, нередко вызывая озлобленность и замкнутость.
В местах лишения свободы большинство таких лиц попадает в категорию «отверженных», «обиженных» в связи с их низкой социальной адаптацией.
| Отсутствие знаний нередко компенсируется природной сметкой, могут успешно адаптироваться (при отсутствии других психических аномалий) в привычной социальной среде. Способны к критической оценке ситуации.
Нередко, чувствуя ущербность в определенной среде и деятельности, находят альтернативные решения и формы поведения
|
| Обучаемость
| Не могут в должной мере усваивать правила поведения (например, в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка) и совершают одни и те же ошибки
| При наличии мотивации, отсутствии волевых дефектов способны даже к сложным видам обучения и деятельности
|
| Основные методы обучения
| Конкретное разъяснение с повторением в доброжелательной форме.
Подбадривание, заслуженная похвала.
| Повышение самооценки
(лица с педагогической запущенностью часто болезненно переживают собственную ущербность, иногда мнимую), подбадривание, заслуженная похвала
|
| Позитивные изменения
| В процессе обучения и воспитания накапливается запас знаний и трудовых навыков, определенное развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций, необходимых им для адаптации в последующей жизни
| Успешность обучения и социализации могут помочь в смене жизненных ориентаций, поиске позитивных жизненных альтернатив.
|
| Факторы, препятствующие приобретению позитивных навыков
| Чрезмерные психические и физические нагрузки, соматические и инфекционные заболевания Негативный психологический прессинг отрицательных лидеров. Неоправданная требовательность администрации ИУ.
Непонимание воспитателями необходимости проведения с ними индивидуальной психолого-педагогической работы.
Неправильная организация труда без учета их умственного дефекта.
| «Ярлыки» («дебил», «никуда не годен» и т.д.).
Чрезмерная детализация и повторение заданий («Что, я дурак?»).
Болезненная фиксация на ощущении собственной неполноценности (при определенных личностных качествах и обстоятельств жизни – необоснованный диагноз «Олигофрения», учеба в спецшколе для умственно отсталых, школьные проблемы и т.д.)
|
| Типичные негативные проявления
| Реакции протеста, неповиновения с крайним упрямством, озлобленность, импульсивная агрессия, суициды, побеги.
| Протестные реакции, неповиновения, агрессия, суициды, побеги.
|