КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы обучения
Организационн ые форм ы обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся (преподавателя и студентов), протекающая по установленному порядку или в определенном режиме. Формы обучения характеризуются: § различными сочетаниями группового и индивидуального обучения, § различной степенью самостоятельности учащихся в обучении, § различными способами руководства их учением со стороны преподавателя.
Урок – организационная форма обучения, используемая в школах. Структура урока. Являясь единым целым, урок включает в себя ряд легко вычленяемых этапов. Эти части урока принято называть элементами урока. Разные типы урока предполагают разную структуру. Типы урока -подразделение уроков по дидактической цели: § Урок общего типа. § Урок закрепления знаний § Урок повторения - схож по структуре с уроком закрепления. § Урок введения нового материала (сообщение новых знаний) § Проблемный урок § Урок самостоятельной работы учащихся § Урок - зачет проводится как сочетание индивидуального опроса-беседы учителя с отдельными учащимися с самостоятельной работой всех остальных учащихся § Контрольный урок (урок контрольной работы).
Внутри названных типов уроков может быть много разновидностей. Урок не является застывшей схемой, организационной формой, а может варьироваться. Лекция – в вузовском обучении является основной формой учебных занятий.Лекция это не просто хороший пересказ теории, а умелая адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории. В преподавании учебного предмета, ставится задача сделать теорию доступной пониманию аудитории, адаптировать к уровню научной компетенции данных слушателей.
Виды лекций. Вид лекции зависит от ряда факторов: содержания дисциплины и ее места в учебном процессе (вводная, текущая, заключительная, обзорная); соотношения различных видов и уровней познавательной деятельности студентов (описательно-иллюстративная, объяснительная, проблемная); типа обучения (установочная – используется преимущественно в системе заочного обучения). Описательная лекция – это лекция-сообщение. В ней преобладающим познавательным процессом для слушателей является восприятие материала, его запись и запоминание. Объяснительная лекция содержит не только описание учебного материала, но и раскрывает причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов, т.е. наряду с процессами восприятия и памяти слушатели включаются в процесс осмысливания и понимания сообщаемых знаний. В проблемной лекции используется система проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решаемые затем в групповой дискуссии. Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога. Цели такой лекции: 1) способствовать расширению и углублению психологических знаний населения и формированию интереса к ним, т.е. обеспечению всеобщей психологической грамотности; 2) способствовать личностному и профессиональному росту людей, гармонизации взаимоотношений между ними. Функции лекции: § Информационная – дает общую ориентировку в научных проблемах, настрой на самостоятельное изучение литературы. § Ориентирующая – предполагает детальную ориентировку в конкретной проблеме, литературе, знакомство с учеными-психологами. § Разъясняющая – показ существенных сторон нового, впервые изучаемого предмета или явления, иллюстрируя на известном примере суть теоретического положения; главная задача – формирование понятий в сознании студента. § Убеждающая – превращает знания в собственные убеждения студента.
§ Увлекающая – делает лекцию интересной, воодушевляет на изучение психологии. Практические, семинарские и лабораторные занятия. На лекции решаются учебные задачи посредством теоретических рассуждений преподавателя. Практические занятия призваны этот теоретический вывод “приложить к практике”. На этих занятиях моделируются, обсуждаются практические ситуации. Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применять теоретические знания на практике (Бадмаев Б.Ц.). Функции занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.
Семинары (практикумы, дискуссии ). Слово «семинар» происходит от латинского seminarium – «рассадник». Подобные занятия проводились в римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей. В современной школе (высшей и средней) семинары широко распространены как своеобразные практические занятия. На них обсуждаются заранее выделенные и намеченные для разбора теоретические вопросы по определенной теме курса: а) не рассматриваемые на лекциях; б) обозначенные на лекции, но рассмотренные кратко; в) рассмотренные на лекции, но требующие дополнительного повторения – особо значимые или трудные. Обсуждаются различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Уясняются, отрабатываются приемы, техники, навыки взаимодействия с другими людьми в разных жизненных (профессиональных) ситуациях В практике обучения используются различные виды семинаров: Семинар-конференция, где студенты выступают с докладами, которые здесь же и обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя. Семинар-дискуссия, проблемный семинар проходит в форме научной дискуссии. Упор здесь делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала, который актуализируется студентами и контролируется преподавателем. Развернутая беседа на основе плана используется при освоении трудного материала – здесь инициатива принадлежит преподавателю. В ходе беседы предоставляется право студентам высказывать собственное мнение, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана.
Учебно-ролевые игры.
Семинарские занятия развивают мышление и речь студентов; способность логично, лаконично излагать материал, выделяя при этом существенное; умение обобщать, делать выводы (по итогам выступления); стимулируют интерес к самостоятельной работе над различными источниками получения знаний; формируют социальные умения: умение слушать, не перебивать, не говорить одновременно с кем-то, держать паузу, высказывать свою точку зрения, свое мнение, уважительно относится к мнению другого, умение сформулировать вопрос. Лабораторные занятия – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. В результате таких занятий студент знает не только теоретическое положение, но и то, как оно может быть получено в реальном исследовании. Апробирование тестов: обработка тестов; анализ и интерпретация результатов. Самопознание – тестирование приходится применять на самом себе и друг на друге.
Использование разных организационных форм определяется, прежде всего – дидактической целью урока; содержанием материала. Должно быть направлено на повышение эффективности урока и общего повышения качества знаний.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |