Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов эксперимента




Обобщающая беседа о животных

Программное содержание: создать условия для обобщения знаний детей о животных к разным средам обитания, которое проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питания, движения, способах добывания пищи, защите от врагов, выращивания потомства и т. д.).

Методические приемы: вопросы к детям, «расселение» животных на мольберте по средам обитания.

Материалы к занятию: набор картинок животных и сред обитания.

Цель: Выявить изменения в уровне сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о способах приспособления животных к природе после проведения образовательной работы.

После завершения работы на формирующем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика знаний у детей. Методика диагностики была та же, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица №2- Результаты диагностики уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды на контрольном этапе эксперимента

 

Фамилия, имя Баллы по карте №1 Баллы по карте №2 Баллы по карте №3 Общий балл Уровень
  Никита.Б.         С
  Ариша. Ф.         В
  Настя. П.         В
  Настя. К.         С
  Богдан. Ф.         В
  Вика. Т.         С
  Амина. А.         С
  Арсен. И.         В
  Эмиль. Г.         В
  Аяз. Х.         В
  Алина. Х.         С
  Марина. О         С
  Элина.С.         С
  Алина С.         С
  Данил. Ш.         В
  Ильяс.А.         В
  Артем. Д.         В
  Динара.П         С
  Мират. В         С
  Света.С.         С
  Андрей. Г.         С
  Артем. М.         С
  Дима. В.         В
  Катя. В.         В
  Эмиль. Х.         С
  Лэйла. Р         В
  Тимур. Б.         В
  Варя. М.         С
  Альбина. А.         С
  Элина. Г.         В

 

Количественный анализ: подсчет результатов после проведенной нами работы показал, что высокий уровень знаний имеют 14 детей (47%) средний – 16 детей (53 %) и детей с низким уровнем знаний нет (см. диаграмму № 2).

 
 

Качественный анализ: данные диагностики показали, что у детей значительно вырос уровень знаний о способах приспособления животных к природе. Особо можно отметить, что большинство детей отвечали без наводящих вопросов, а это означает, что знания стали более осознанными по сравнению с итогами опроса на первом этапе эксперимента. Дети разъясняли, как животные приспосабливаются жить в разное время года и как приспосабливаются суточным изменениям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы по формированию знаний о способах приспособления

животных к окружающей среде.

 

 

Рисунок 2 – результаты диагностики на контрольном этапе эксперимент

Таким образом, опытно-экспериментальную часть исследования мы начали с выявления уровня знаний детей старшего возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Результаты показали, что высокий уровень знаний и средний уровень знаний имеют большинство детей, но и низкий уровень знаний имеют третья часть группы детей.

Анкетирование воспитателей и анализ календарных планов в старшей группе показал, что работа по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды велась, но не систематически.

Следующим этапом нашей исследования была разработка содержания и различных форм и методов работы по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Содержание включало знания о способах приспособления к условиям окружающей среды представителей животных основных классов.

После проведения анализа результатов работы мы пришли к выводу о том, что у детей значительно повысился уровень знаний о животных. Большинство детей знают, что животные обладают определенными потребностями, они взаимосвязаны со средой обитания, поведение животного целиком соответствует особенностям его строения и состояния окружающей среды.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы увидели, что представления детей о способе приспособления животных к окружающей среде стали полнее, глубже и более осознанны.

Исходя из этого, можно говорить о том, что содержание, формы и методы, которые мы использовали в ходе формирующего эксперимента, были эффективны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью своего исследования мы ставили возможность формирования знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с задачами нами были изучены теоретические и методические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста, а также современные образовательные программы по проблеме формирования знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды.

Анализ уровня сформированности знаний у старших дошкольников о способах приспособления животных к окружающей среде на констатирующем этапе эксперимента не соответствовал достаточному уровню знаний. Основной причиной, на наш взгляд, является не систематическая работа воспитателей в данном направлении.

На втором этапе воспитательно-образовательной работы, мы разработали содержания и различных форм и методов работы по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Содержание включало знания о способах приспособления к условиям окружающей среды представителей животных основных классов.

После проведения опытно-экспериментальной работы, мы получили подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование знаний способах приспособления животных к условиям окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно, при включении в содержание образовательной программы задач по данному направлению и при систематическом проведении различных форм и методов работы детьми.

Проведенная работа показала, что планомерная, систематическая работа оказывает влияние не только на формирование прочных осознанных знаний, но и дает возможность воспитать экологические грамотную личность.

Очевидна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме, позволяют ребенку в давнейшем осознать себя человеком, частью природы.

Для того, чтобы как можно полнее использовать в педагогической практике возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах приспособления к окружающей среде мы можем рекомендовать следующее:

- определить объём знаний в пределах этой темы;

- сделать анализ образовательных программ, особенно программы Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфёновой Г.М., которая конкретизирует знания о живом организме;

- включить объём этих знаний в содержание программы, по которой работает педагог, в раздел по экологическому образованию;

- организовать развивающую среду;

- периодически проводить диагностическую работу по выявлению знаний детей;

- рекомендуем использовать методику диагностики экологических знаний авторов В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г. М. Парфеновой;

- использовать в работе над понятиями наиболее эффективные методы: наблюдения как натуральных объектов, так и рассматривание картин и иллюстраций; демонстрация детям моделей и моделирование самими детьми; словесные методы – беседы, рассказ воспитателя и чтение природоведческой литературы; и приёмы: сравнения, обследовательские действия, игровой приём, сюрпризный момент.

Список литературы

 

1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных/ Алексеев В.А.– Ярославль: Академия развития. 1997. – 240 с.

2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Алексеев В.А.– Ярославль: Академия развития. 1998. – 256 с.

3. Анашкин Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Анашкин Е.Н.– Ярославль: Академия развития. 1998. – 240 с.

4. Алексеева Е. Экология и здоровье // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – С. 15.

5. Андриенко Н.К. Игры в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1/34. – С.10-12.

6. Башкирова Е. Живая природа России // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 16.

7. Быстрова Н. Поговорим о природе// Дошкольное воспитание. – 2000. - №7, с.8-12.

8. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. - Волгоград, 2008. – 157с.

9. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / Веретенникова С.А. - М.: Просвещение, 1980.

10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! / Воронкевич О.А. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб: «Детство-пресс», 2002.

11. Гайсин Р.С. Сохраним природу Башкортостана. – Уфа, 2007. – 108с.

12. Гайдомал А., Тийтманен Т. Экологический идеал.//Дошкольное воспитание – 1990 - №1 – с. 71-75.

13. Герасимов В. Как идёт подготовка животных к зиме.// Дошкольное воспитание – 1992.- № 12.– с. 59-68.

14. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Грехова Л.И. – Минск: Илекса. - 2000. -286с.

15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.П. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-пресс, 2002.

16. Зебзеева В. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» / Зебзеева В.// Дошкольное воспитание -2006 -№7 -с.75-78.

17. Зебзеева В. Теория и методика экологического образования детей// Зебзеева В. Издательство: Сфера.- 2009. -188с.

18. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста /В.А. Зебзеева //Управление ДОУ. - 2007. - №3. - С. 68-77.

19. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. -№ 7. - с.58-63.

20. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7.-с. 31-34.

21. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя дет. сада. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1988. – 156 с.

22. Иванова А.И. Естественно–научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек / А.И.Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА.- 2004. – 224 с.

23. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА. – 2007.– 56 с.

24. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА. – 2007. – 56 с.

25. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений / А.И.Иванова. – М.: СФЕРА, 2007. – 240 с.

26. Казаручик Г. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Казаручик // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 4. – С.54-57.

27. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М.. 2009. - 186 с.

28. Кондратьева Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н. Н. - СПб., - 2001.

29. Концепция модернизации российскогообразования на период до2010 года // Народное образование. – 2002. - № 4. – С. 254-268.

30. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Марковская М.М. – М.: Просвещение, 1989. - 114с.

31. Марченко Л.И. Зима. Методические рекомендации по комплексному развитию детей в процессе их общения с природой / Марченко Л.И. – Уфа. -2002. 224 с.

32. Марченко Л.И. Лето. Методические рекомендации по комплексному развитию детей в процессе их общения с природой / Марченко Л.И. – Уфа. -2002. 224 с.

33. Марченко Л.И. Осень. Методические рекомендации по комплексному развитию детей в процессе их общения с природой / Марченко Л.И. –М.: Дрофа. -1996. -200 с.

34. Мир природы и ребенок. (Диагностика педагогического процесса) учеб. пособие /под.ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- СПб., Детство-пресс, 2000. -319 с.

35. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства: монография / Отв. Редактор Л.В.Моисеева. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. - 2004. -179с.

36. Назарова Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова //Управление ДОУ. - 2007. - №3. - С. 26-40.

37. Николаева С. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых//Дошкольное воспитание – 2000 -№6 – с. 19-30.

38. Николаева С. Уважаемый крот! Господин ёж! Сударыня белочка! Уроки о животных в дошкольном колледже//Дошкольное воспитание –1998. - №7 – с. 91-99.

39. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / Николаева С.Н. // Методика экологического воспитания дошкольников.- М., 1999. -с.153-159.

40. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. учеб. пособие для студ. сред. пед учеб. заведений/ Николаева С.Н. - М.: «Академия», 2011.- 224 с.

41. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 188 с.

42. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей /Николаева С. Н. – М.: Академия, 2002.- 336 с.

43. Николаева С.Н. Юный Эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 117 с.

44. Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Издательство: Мозаика-Синтез. -2010. -144с.

45. Рабинович М.Р. Экологические сказки-сценки / М.Р. Рабинович // Журн. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 53.

46. Рабинович М.Р. Экологические сказки-сценки / М.Р. Рабинович // Журн. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 53.

47. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М., 1990. – 592 с.

48. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – пресс. 1996. - 56 с.

49. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

50. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. «Тропинка в природу». Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. –СПб.: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001. – 208 с.

51. Тимофеева И. Черепахи… Какие они? //Дошкольное воспитание – 2000 - №7 –с. 46-51.


Приложение А




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.