Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Роль эмоций и чувств в межличностном общении




Начать изучение темы необходимо с осознания того, что эмоции и чувства – важнейшие психические состояния, регулирующие поведение человека и его отношения с другими людьми. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир.

Затем студентам рекомендуется раскрыть основные функции эмоций: оценочную, побуждающую, синтезирующую, смыслообразующую, регулятивную, активизирующую, экспрессивную. Важно, чтобы обучаемые осознали, что эмоциональный мир человека многообразен. В этих целях им следует рассмотреть основные формы и виды эмоций. Рекомендуется дать характеристику следующим формам эмоций: аффектам, конкретным эмоциям, настроениям, страстям, стрессам, чувствам. Характеризуя виды эмоций, целесообразно опереться на теорию К. Изарада, который выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вину-раскаяние.

Студентам следует обратить внимание на то, что эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек. На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает интенсивность переживаемых эмоций и чувств. Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций: нейтральное состояние, умеренный уровень эмоций, высокий уровень интенсивности.

Важно, чтобы студенты осознали, что эмоционально-чувственные переживания, возникающие между людьми, отличаются от переживаний, вызываемых окружающей природой, определенной деятельностью и всем тем, что непосредственно с людьми не связано, 1) взаимной направленностью эмоциональных реакций участников межличностного взаимодействия; 2) знаковым характером эмоциональных посланий, интерпретация смысла которых может сопровождаться искажениями, неточностями или непониманием содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу; 3) социальным контролем за их формированием и проявлением. В ходе социализации человек учится осознавать, проявлять собственные эмоции, воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей.

Обучаемым рекомендуется обратить внимание на то, что репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции этих людей важны для создания и укрепления Я-концепции человека; те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как «значимые другие». В ряде отечественных и зарубежных исследований выявлена следующая иерархия значимых других: родители, супруг или супруга; близкие родственники и друзья; сотрудники и соседи.

Приступая к изучению проблемы управления эмоциями, обучаемые должны иметь в виду, что смущение, застенчивость, зависть, ревность – виды социальных эмоций, возникающие при удовлетворении социальных потребностей и часто затрудняющие процесс межличностного взаимодействия. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления. Способы контроля чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом взаимодействии – пространственное отделение сторон, формализация поведения, стереотипизация и обезличенность – приводят к нейтрализации, подавлению, вытеснению эмоций из отношений или формированию исключительно отрицательных эмоций и чувств, лишая эти отношения собственно межличностной окраски.

Завершая изучение темы, студенты должны усвоить, что положительные эмоциональные отношения между людьми стабилизируют три группы факторов: включенность партнеров в совместную деятельность; наличие у партнеров определенных личностных свойств; преобладание получаемых в результате межличностного общения «прибылей» над «затратами». В число факторов стабильных отношений можно включить также самораскрытие в общении, которое руководствуется такими правилами, как взаимность, уместность, своевременность. Оптимальным является сочетание, когда индивид способен быть полностью искренним с немногими близкими и поддерживать средний уровень самораскрытия с остальными.

Тема 9. Трудности межличностного общения

Начиная изучать тему, необходимо усвоить, что существуют три категории трудностей межличностного общения: нарушения, барьеры и собственно трудности. Все они имеют психологический (мотивационно - содержательный) и коммуникативный (процессуальный) аспекты и различаются: а) по степени тяжести протекания и психологическим последствиям; б) по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров; в) по возможности и способам их устранения.

Студентам следует уяснить, что нарушения межличностного общения представляют собой наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Они трудно устранимы, корректируются через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего они являются следствием распада межличностных отношений в данной паре и не распространяются на другие контакты. Трудности межличностного общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых чаще всего имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения. Коммуникативные барьеры – это препятствия эффективному общению, субъективно переживаемые или реально присутствующие в ситуациях общения, причинами которых являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности партнеров по общению.

Особое внимание студентам рекомендуется обратить на застенчивость как специфическую трудность межличностного общения. Необходимо осознать, что застенчивость – это личностное свойство, которое проявляется через состояние нервно-психологического напряжения и психологического дискомфорта, возникающее в определенных ситуациях межличностного общения. Застенчивость как болезненно переживаемое свойство, создающее трудности в установлении контактов, поддержании и развитии отношений с другими людьми. Отрицательно сказывается на положении человека в малой группе, но не является противопоказанием к руководящей деятельности, социальной активности, лидерству. Застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

Тема 10. Эффективное межличностное общение

Приступая к изучению темы, студентам следует осознать, что успешность межличностного общения рассматривается как определенный результат усилий по преодолению трудностей и психологических барьеров, как результат накопления позитивного опыта взаимодействия, путь к согласию, эмоциональному и психологическому резонансу, который выражается в ощущаемом и переживаемом чувстве человеческой близости.

Обучаемым необходимо уяснить, что психологическими показателями успешности межличностного общения являются его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей саморегуляцией, а также удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания.

Более подробно рекомендуется остановиться на характеристике общительности, контактности и коммуникативной совместимости, которые являются необходимыми условиями успешности межличностного общения. В общительности выражаются потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность, склонность к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений. Общительность предполагает наличие развитых коммуникативных навыков. Контактность – специфическое социальное умение, в основе которого лежит природная общительность. Она проявляется в способности мобилизовать все имеющиеся средства для достижения контакта, в умении изменять в зависимости от ситуации меру своей открытости и избираемые средства воздействия, во владении коммуникативной ситуацией в целом. Коммуникативная совместимость – это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции, она характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Переходя к осмыслению понятия «стиль общения», необходимо иметь в виду, что это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия. Сформированный устойчивый индивидуальный стиль поведения свидетельствует о достигнутом данным человеком уровне коммуникативного мастерства и тесно связан с личностными особенностями и мотивацией достижения. Стиль общения имеет внешние (экспрессивные), интенсивные и содержательные характеристики.

Анализируя мужской и женский стили общения, следует обратить внимание на то, что они формируются под влиянием исторически сложившихся половых ролевых стереотипов. Мужской стиль общения с самого детства выглядит более активным и предметным, но одновременно – более соревновательным и конфликтным. Женский стиль более ориентирован на партнерство и взаимозависимость, женщины более свободнее и полнее (в том числе вербально) выражают свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность делиться с кем-то своими переживаниями, а также способность к сопереживанию. Исторически сложившиеся половые ролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол, более пригодный для руководящих постов. Считается, что мужчины более склонны к директивному и авторитарному стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся участием в общей работе. Современная психология все чаще опровергает устоявшиеся стереотипы относительно неспособности женщин выполнять функции руководителя и занимать достойное место в деловом мире. Высказывается предположение, что здоровая феменинная психология в будущем будет представлять не просто женскую психологию, а универсальную человеческую психологию, ориентированную скорее на партнерство, чем на доминирование. И мужчины и женщины могут приобретать качества противоположенного пола, сохраняя при этом свои собственные. Так проявляется свойство андрогинности, позволяющее индивиду лучше адаптироваться в социуме, расширять свой поведенческий репертуар, более полно реализовывать потенциал личного влияния.

Завершить изучение темы следует рассмотрением синтонической модели общения и характеристикой свойств личности, обеспечивающих ее реализацию в сфере паблик рилейшнз - сенсорной остроты, гибкости, конгруэнтности, раппорта, ресурсного состояния, пойнтеров повеления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.