КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая безопасность государства
Национальная экономическая безопасность — это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная зашита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов. Понятие «экономическая безопасность» отражает состояние, в котором государство может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность характеризует защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всем членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз. Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязвимость. Таким образом, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Государственная стратегия экономической безопасности России. 29 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации № 608 была утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации».
Она развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований. Цель Государственной стратегии экономической безопасности РФ — обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необходимые и достаточные условия для жизни и всестороннего развития личности граждан РФ, повышения уровня и качества жизни населения, сохранения демографической, социально-экономической и политической стабильности общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К объектам экономической безопасности России относятся государство, основные элементы экономической системы и экономическая система государства в целом, все его природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и личность, а также их жизненно важные экономические интересы. Субъектами экономической безопасности Российской Федерации являются государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей; институты гражданского общества: общественные объединения, банки, биржи, фонды, страховые и пенсионные компании и т.д., предприниматели, а также другие хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: производители и продавцы продукции, работ и услуг. При этом государство является основным субъектом обеспечения экономической составляющей национальной безопасности. Предмет государственной деятельности в области экономической безопасности:
• определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе; • формирование и реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы. Государственная стратегия экономической безопасности включает в себя: • определение национальных интересов РФ в области экономики; • характеристику наиболее вероятных внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства; • целевые установки социально-экономической политики развития страны; • определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны; • систему и механизмы обеспечения экономической безопасности государства, защиты ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия. Реализация Государственной стратегии экономической безопасности РФ направлена на создание необходимых и достаточных условий для обеспечения возможности РФ: • самостоятельно и эффективно решать внутренние социальные, экономические и политические задачи, исходя из собственных национальных интересов при максимальной неуязвимости от внешнего негативного воздействия; • обеспечивать уровень и качество жизни населения, гарантирующие социальный мир и стабильность в обществе и необходимые для всестороннего развития личности; •своевременно адаптироваться к динамичным изменениям, происходящим в мировом хозяйстве, нарастающим ресурсным ограничениям и условиям глобальной конкуренции, адекватно отвечать на внутренние и внешние вызовы; • влиять на экономические, политические и военные процессы в мире, отстаивая интересы России, путем активной внешней политики и экономической дипломатии, эффективной и равноправной интеграции в мирохозяйственные связи.
Практическая реализация Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться на основе, сформулированных в Государственной стратегии экономической безопасности РФ национальных интересов в сфере экономики характеристик внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ через формирование экономической политики государства в сфере безопасности, в виде системы конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических и др. Такая система конкретных мер и механизмов представляет собой основу и содержание экономической политики государства. Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, правовыми, организационно-управленческими, информационными, психологическими и иными.
Экономические интересы России. Государственная стратегия в области экономической безопасности должна осуществляться в интересах достижения общих целей национальной безопасности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия. На современном этапе в переходный период государственная стратегия экономической безопасности России должна ориентироваться на обеспечение социально-политической безопасности общества, поддержание достаточного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя Российской Федерации и формирование устойчивой системы общегосударственных ценностей и интересов. При переходе Российской Федерации к новым социально-экономическим отношениям государственное регулирование в области экономической безопасности — необходимое условие для предотвращения распада общества и государства. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами общества, восприняты и поняты всеми членами российского общества.
На современном этапе экономика страны оказалась подверженной многостороннему натиску со стороны зарубежных производителей и незащищенной от их произвола. Деградация наиболее передовых и перспективных отраслей и производств отечественной наукоемкой промышленности закономерно сопровождается обвальным прорывом на наш внутренний рынок импортируемой продукции. Происходит планомерное вытеснение практически всех разновидностей продукции отечественного производства.
Угрозы экономической безопасности России. На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловлены низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в технологическом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использованием ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вызовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации. Деятельность органов государственной власти на всех уровнях должна быть направлена на локализацию, предупреждение и противодействие следующим угрозам экономической безопасности. Внутренние угрозы 1. Сокращение численности населения и его старение, влекущее за собой в перспективе значительное сокращение трудового потенциала государства и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население. 2. Деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения; 3. Несовершенство властных структур и слабость институтов власти, приводящая вместе с несовершенством законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов. 4. Криминализация экономики и коррупции в области управления экономикой, рост организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля, высокий уровень правонарушений и т.д. 5. Сохранение и возможное усиление значительной имущественной дифференциации (имущественного расслоения) населения с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уровня бедности (прожиточного минимума), и безработных, ограничивающих платежеспособный спрос и экономический рост в государстве и приводящих к нарушению социального мира и общественного согласия. 6. Структурная деформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности, усилении объективно существующей территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития регионов. 7. Низкая с возможной тенденцией дальнейшего понижения конкурентоспособность российской экономики, обусловленная: • отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства; • низкой инновационной активностью, техническим и технологическим отставанием производства; • ухудшением состояния научно-технического потенциала, потерей позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утратой престижности интеллектуального труда; • свертыванием прикладных исследований и разработок, недостаточным количеством и качеством новых или усовершенствованных продуктов, технологий и управленческих процедур; • сокращением финансирования НИОКР, в том числе за счет госбюджета; • ослаблением контроля над целевым использованием собственности, приобретенной хозяйствующими субъектами в процессе приватизации, и неэффективным управлением госсобственностью; • ослаблением контроля над выполнением условий, устанавливаемых при продаже госимущества на конкурсной и тендерной основе; • высоким уровнем монополизации экономики, усилением ее топливно-сырьевой направленности и недостаточной эффективностью государственного контроля над деятельностью естественных монополий; • отсутствием или крайней неэффективностью механизма удержания технологической ренты; • отставанием в применении современных инструментов формирования рынков: межкорпоративной консолидации частных предприятий и фирм, стандартизации и сертификации товаров и услуг, интегрированных маркетинговых инфраструктур и коммуникаций: • высоким уровнем правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах, имеющих серьезные негативные последствия для снижения конкурентоспособности российской экономики; • отъездом за рубеж квалифицированных специалистов. 8. Возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера со значительными негативными экологическими последствиями. Основные факторы, определяющие эти угрозы: • значительный износ основных производственных фондов, особенно в отраслях с непрерывным технологическим циклом, а также транспортных коммуникаций и продуктоводов; • рост объемов накопленных промышленных отходов, радиоактивных и токсичных веществ, а также несовершенство технологий по их утилизации и захоронению; • недостаточность ресурсов на замену устаревших экологически опасных технологических процессов. 9. Неустойчивое состояние финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы, обусловленное следующими факторами: • нарушение межотраслевого баланса народного хозяйства; • продолжающаяся нестабильность финансово-денежной и кредитно-банковской систем; • сохраняющаяся вероятность резких колебаний на валютном и фондовом рынках, создающих угрозу дестабилизации всей денежно-кредитной сферы; • сужение функций и сферы обращения национальной валюты с распространением разного рода псевдоденег (зачетных схем) наряду с неэффективной политикой стерилизации денежной массы и высоким уровнем внебанковских денежных потоков; • узкая денежная база и слабая насыщенность российской экономики денежной массой, что затрудняет инвестирование и кредитование экономики, снижает эффективность функционирования рынка ценных бумаг, ограничивает развитие финансового сектора; • высокий уровень «долларизации» российской экономики и недоверия к национальной валюте; • привязка денежного предложения к притоку иностранной валюты; • недостаточно благоприятный инвестиционный климат, вызывающий отток капитала; • низкий уровень капитализации банковского сектора и эффективности системы корпоративного управления, низкая кредитоспособность заемщиков, недостаточная законодательная база защиты прав кредитора; • низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной; • наращивание кредиторской и дебиторской задолженности предприятий. 10. Сохранение реальной угрозы ограничивающего воздействия налогово-бюджетной сферы на экономический рост в государстве. 11. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, обусловленное: • сокращением объемов геологоразведочных работ, нерациональным природопользованием и биологическими ресурсами; • резким снижением объемов инвестиций в геологическое изучение и промышленное освоение ресурсов недр и, как следствие, отставанием прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштаба их добычи; • недостаточной комплексностью использования минерального сырья при его добыче и переработке; • потерей государством контроля над эффективным использованием стратегических ресурсов в связи с массовой приватизацией предприятий минерально-сырьевого комплекса. 12. Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также города и села в результате: • увеличения разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации; • неотлаженности системы экономического федерализма, нарушения нормальных экономических взаимоотношений федерального центра с субъектами РФ, что обусловливает торможение перехода к самодостаточности регионов; • сокращения традиционных экономически эффективных связей, роста взаимных задолженностей предприятий, натурализации хозяйства регионов и, как следствие, обособления отдельных регионов, что является питательной средой регионального сепаратизма, ведет к разрыву единого экономического пространства, нарушению единой финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны, увеличивающемуся разрыву в уровне и качестве жизни населения; • нарушения принципов равноправия субъектов Федерации с центром, проявления неправомерных форм институциональных преобразований в регионах, низкого уровня самодостаточности большинства регионов; • нарушения сбалансированности межбюджетных отношений, что приводит к рассогласованию интересов участников бюджетного процесса. 13. Высокий уровень инфляции. 14. Несовершенство механизмов формирования экономической политики (высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббизма на принятие экономических решений; непоследовательность и несогласованность действий центральных экономических ведомств), которое может приводить к нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозы социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность отечественных производителей. 15. Негативная политика в сфере приватизации, резкое занижение стоимости приватизируемых объектов. 16. Высокий уровень внешнего и внутреннего государственного долга и др. Внешние угрозы в сфере экономики 1. Высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики. Факторы, определяющие угрозы во внешнеэкономической сфере: сложившаяся топливно-сырьевая направленность российского экспорта, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; • преобладание в импорте предметов потребления и продовольствия при снижении доли машин, оборудования и современных технологий, что усиливает зависимость российской экономики от внешне-экономической конъюнктуры; слабая государственная поддержка экспорта, прежде всего наукоемкой продукции; • переход производств и предприятий, имеющих ключевое значение для экономики и обеспечения национальной безопасности государства, под контроль нерезидентов и перепрофилирование этих производств в направлении, противоречащем интересам развития отечественной экономики; • сохранение зависимости РФ от международных финансовых организаций и иностранных государств в связи с внешнедолговыми обязательствами; • зависимость национальной кредитно-денежной системы от международных или национальных валют и платежных балансов других стран; • формирование дискриминационных для России механизмов ценообразования на внешних рынках. 2. Высокий уровень внешнего государственного долга, связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений. 3. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), усиленных расширением НАТО и ЕЭС к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств. 4. Приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения. 5. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО. 6. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенностъ таможенной и государственной границы. 7. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии и Латвии. По оценке специалистов наибольшую угрозу представляет попадание государства и общества в так называемые «зоны высокой опасности». В социальной сфере к состоянию «высокой опасности» относятся: потеря способности к «воспроизводству» населения в результате критического падения качества жизни; ухудшение физического, психологического и генетического здоровья населения; утрата нравственности и защищенности личности и общества; деградация культурного, образовательного и профессионального уровня населения; интенсивная дестабилизация общества и потеря социальных перспектив для его значительной части; рост социальных конфликтов и недостаточная эффективность работы органов власти.
В экономической сфере к состоянию «высокой опасности» следует отнести: • потерю способности экономической системы государства выйти из кризиса в результате критического воздействия таких факторов, как: интенсивный рост экономической преступности, парализующей экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство; • критическое сужение «ресурсного» пространства (т.е. возможностей удовлетворения потребностей государства в сырьевых ресурсах) и потеря возможностей адаптации экономической системы к сокращению сырьевых и энергетических ресурсов; • качественную деградацию и структурный кризис индустриальной системы вследствие критического падения промышленного, технологического, научно-технического, экспортного, платежного потенциалов государства; • интенсивный рост издержек производства и развертывание инфляционных процессов; • критическое состояние инфраструктуры государства; • развал его финансовой системы и др.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |