Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные ошибки, допускаемые при выполнении контрольных работ 1 страница




Тематические вопросы

По дисциплине «Психология»

часть «Психология общения»

Тема: «Основы общения. Функции и средства общения»

 

1. Сформулируйте понятие общения.

2. Дайте характеристику структуры общения: содержание, цель и средства общения.

3. Охарактеризуйте основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые.

4. Какие функции выполняет общение?

5. Что означает перцептивная сторона общения?

6. В чём состоит коммуникативная сторона общения?

7. В чём заключается интерактивная сторона общения?

8. Дайте характеристику основных видов общения: в зависимости от мотивов общения; по содержанию; по целям.

9. Чем отличается непосредственное общение от опосредованного?

10. Что относится к вербальным и невербальным средствам общения?

11. Как могут передаваться невербальные сообщения?

12. Дайте характеристику типам межличностного общения: диалогическое общение; монологическое общение: императивное и манипулятивное.

13. Назовите уровни общения и дайте их характеристику.

14. Дайте характеристику отношения к партнёру при различных уровнях общения.

15. Перечислите различные виды общения. Какое влияние они оказывают на развитие человека?

1. Неправильное оформление титульного листа. Следовательно: внимательно ознакомьтесь с образцом оформления по СТО (сайт университета, раздел Библиотека).

2. Неполное раскрытие темы вопроса. Внимательно читайте задание. Не пропускайте слов и словосочетаний в теме, каждое из них должно быть кратко раскрыто в работе.

3. Очень большой объем работы. Примерно, объем контрольной работы предполагает 25 – 30 страниц печатного текста 12 кеглем через полтора интервала. При рукописном выполнении – ученическую тетрадь – 36 страниц.

4. Неграмотное оформление списка литературы. Вдумчиво ознакомьтесь с правилами оформления библиографических списков.

5. Неграмотное использование литературы. Цитирование источника без указания ссылок – это плагиат! Оценивается такая работа отметкой «неудовлетворительно». Ссылки оформляются строго в соответствии с выше приведенными правилами. Абзацы работы без ссылок рассматриваются либо как авторский текст студента, он при этом несет всю ответственность за его содержание, либо как плагиат. Итог: ставьте ссылки!

6. Недостаточное количество источников литературы, использованное для выполнения задания. Помните, что грамотное и полное использование 1-2 источников из списка основной литературы это образовательный минимум на отметку «удовлетворительно». Вывод: читайте качественнее и, по возможности, больше.

7. Копирование работы согруппника. Данный вид ошибок говорит о серьезном пренебрежении образовательным процессом и неуважении к преподавателю.

 

 

Текст заданий к контрольной работе по вариантам

Вариант 1

1. Сделайте обзор проблемы: «Методы исследования в педагогической психологии в системе педагогических, психологических и социальных наук. Место формирующего эксперимента в системе методов исследования в педагогической психологии». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Составьте таблицу «Описание специфики психического развития ребенка в онтогенезе» по образцу. Представьте в ней подробно 2 возраста, по остальным возрастам заполните первые пять столбиков.

Воз-раст Го ды Социал. ситуация развития Вед. вид деятель-ности Ново-образо-вания Особенности становления познавательных процессов Раз-ви-тие речи Раз-ви-тие общения Развитие личности Уче-ные, и их работы
Восприя-тие Вни-мание Мышление Воображение Па-мять
Младенч.                        
……                          
Старость                        

 

3. Составление списка диагностических методик по проблеме: развитие мышления дошкольника и младшего школьника. При выполнении задания студентом кратко характеризуется проблема, ее специфика в указанном возрасте и подбираются методики диагностики. В задании необходимо указать: название методик, их цель и источник литературы, откуда они были позаимствованы

4. Рассмотрите зарубежные и отечественные концепции воспитания, подходы к определению термина «воспитание» в психологии. Приведите примеры проблемной воспитательной ситуации и предложите конкретные варианты выхода из неё, используя принципы различных концепций воспитания (бихевиористической, психоаналитической, когнитивистской, отечественной и т.д.). Сформулируйте достоинства и недостатки применения каждой из концепций воспитания на практике.

5. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса. Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

  1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2000.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
  7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

 

6. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как мотивация. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
  Определение    
  Классификация (с указанием основания)    
  Структура    
  Методы и методики диагностики    
  Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. Возрасте    
  Методы и условия формирования в образовательной среде    
  Методы и условия формирования в семейном воспитании    
  Иное…    

Справочная литература:

  1. Божович Л.И. О мотивации учения/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 88 – 91.
  2. Божович Л.В., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.,1972.
  3. Дусавицкий А.К. Познавательные мотивы/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 94 – 99.
  4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.
  5. Маркова А.К. Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 91 – 94.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

  1. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1989.

7. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: Понятие «педагогическая деятельность», психологические основы организации педагогической деятельности. Мотивация и структура педагогической деятельности.

8. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы: Профессия, направленность личности, социальная перцепция, профессионально значимые качества, рефлексия, проектирование, компетентность, компетенция, стиль деятельности, личностные свойства учителя, педагогическая деятельность, педагогические способности, профессиональные способности.

 

Вариант 2

1. Сделайте обзор проблемы: «Обучение и развитие: соотношение категорий в работах Э.Торндайка, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского. Учение Л.С. Выготского о зонах психического развития. Концепции развивающего обучения как следствие теории Л.С. Выготского». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Составьте таблицу «Описание специфики психического развития ребенка в онтогенезе» по образцу. Представьте подробно 2 возраста, по ост. возрастам заполните первые пять столбиков.

Воз-раст Го ды Социал. ситуация развития Вед. вид деятель-ности Ново-образо-вания Особенности становления познавательных процессов Раз-ви-тие речи Раз-ви-тие общения Развитие личности Уче-ные, и их работы
Восприя-тие Вни-мание Мышление Воображение Па-мять
Младенч.                        
……                          
Старость                        

 

3. Составление списка диагностических методик по проблеме: тревожность детей и подростков. При выполнении задания студентом кратко характеризуется проблема, ее специфика в указанном возрасте и подбираются методики диагностики. В задании необходимо указать: название методик, их цель и источник литературы, откуда они были позаимствованы

 

4. Познакомьтесь с книгой И.В. Дубровиной Практическая психология образования и подготовьте презентацию о проблемных группах детей младшего школьного возраста и способах работы с ними для педагогического совета школы. Презентацию приложите в распечатанном виде.

5. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

 

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

  1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
  7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

 

6. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебная задача. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
  Определение    
  Классификация (с указанием основания)    
  Структура    
  Методы и методики диагностики    
  Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. Возрасте    
  Методы и условия формирования в образовательной среде    
  Методы и условия формирования в семейном воспитании    
  Иное…    

Справочная литература:

1. Балл Г.А. Теория учебных задач. – М., 1990.

2. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие. – Л.,1989.

3. Учебные материалы и учебные ситуации / Под ред. Г.С.Костюка и др. – Киев, 1986.

4. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М., 1977.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

7. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Стиль педагогической деятельности и его связь с характеристиками педагогической деятельности (педагогические способности, умения, функции, мотивы и т.д.)

8. Дайте определение основным категориям педагогической психологии, укажите их соотношение: учение, обучение, научение, учебная деятельность, воспитание, образование, развитие, формирование, усвоение, созревание, социализация, обучаемость, умственное развитие.

Вариант 3

1. Сделайте обзор проблемы: «Психология мотивации. Классификации мотивов. Возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации учения у школьников. Методы, алгоритм и условия развития познавательной мотивации ребенка в различные возрастных периодах». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата. (в т.ч., рекомендовано: Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1990)

2. Составьте таблицу «Описание специфики психического развития ребенка в онтогенезе» по образцу. Представьте в ней подробно 2 возраста, по ост. возрастам заполните первые пять столбиков.

Воз-раст Го ды Социал. ситуация развития Вед. вид деятель-ности Ново-образо-вания Особенности становления познавательных процессов Раз-ви-тие речи Раз-ви-тие общения Развитие личности Уче-ные, и их работы
Восприя-тие Вни-мание Мышление Воображение Па-мять
Младенч.                        
……                          
Старость                        

3. Составление списка диагностических методик по проблеме: развитие мотивации в школьном возрасте. При выполнении задания студентом кратко характеризуется проблема, ее специфика в указанном возрасте и подбираются методики диагностики. В задании необходимо указать: название методик, их цель и источник литературы, откуда они были позаимствованы

4. Подумайте, существует ли связь между стилем семейного воспитания и формированием акцентуаций характера в подростковом возрасте (по А.Е.Личко). В чем заключается влияние семьи на формирование личности? Представьте доказательства совей позиции (схема, таблица и т.д.). Сформулируйте рекомендации родителям по организации взаимодействия с подростками с различными типами акцентуаций. Опишите сущность, методы и формы семейного воспитания. Продумайте формы подачи этих рекомендаций.

5. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

В последний столбик внесите любую концепцию на выбор из предложенных: когнитивная теория, гуманистическая, зарубежные инновационные модели, суггестопедическая концепция усвоения Узнадзе Д.Н., гештальттеория усвоения Г.Мюллера, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, Вальфдорская школа Р.Штайнера, теория свободного класса

Столбик «критерии сравнительного анализа» может быть дополнен по Вашему усмотрению.

 

Критерии сравнительного анализа Основные современные концепции обучения
Программ-мирован-ное обучение Проблемное обуче-ние Теория содержательно-го обощения (рефлексивного обучения) Концепция развивающего обучения Теория поэтапного формирования умственных действий На выбор
Методологическая основа (цель, объект изменения)            
Авторы концепции            
Основные идеи            
Тип концепции (по классификации)            
Сильные стороны            
Ограничения данного подхода            
(…иное)            

Справочная литература:

1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

 

6. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебные действия. Результаты представьте в таблице.

  №   Параметр анализа компонента УД Характеристика компонента УД - _______________   Источник литературы
  Определение    
  Классификация (с указанием основания)    
  Структура    
  Методы и методики диагностики    
  Возрастные особенности - в мл. шк. возрасте - в ср. шк. возрасте - в ст. шк. Возрасте    
  Методы и условия формирования в образовательной среде    
  Методы и условия формирования в семейном воспитании    
  Иное…    

Справочная литература:

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.,1969.
  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.,1972.
  4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1986. Т. 1.
  6. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М., 1976.

7. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.,1978.

  1. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
  2. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М.,1975.
  3. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев,1985.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М., 1989. Т. 2.

7. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса: цель, стратегии, виды, приемы педагогического воздействия и управления учащимися на уроке, условия его эффективности»

8. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

Педагогическая психология,образование, обучение, воспитание, развитие, педагогический процесс, концепция. Объект, субъект, субъект учебной деятельности, учебная деятельность, дифференцирование обучения, индивидуализация обучения. учение, обучение, научение, учебная деятельность, воспитание, образование, развитие, формирование, усвоение, созревание, социализация, обучаемость, умственное развитие.

Вариант 4

1. Сделайте обзор проблемы: «Формирование учебной деятельности: пути этапы формирования психологической системы учебной деятельности; показатели сформированности учебной деятельности в младшем школьном возрасте». Составьте план обзора, список литературы, при цитировании первоисточника в тексте указывайте его номер и страницу, на которой была дана цитата.

2. Составьте таблицу «Описание специфики психического развития ребенка в онтогенезе» по образцу. Представьте подробно 2 возраста, по ост. возрастам заполните первые пять столбиков.

Воз-раст Го ды Социал. ситуация развития Вед. вид деятель-ности Ново-образо-вания Особенности становления познавательных процессов Раз-ви-тие речи Раз-ви-тие общения Развитие личности Уче-ные, и их работы
Восприя-тие Вни-мание Мышление Воображение Па-мять
Младенч.                        
……                          
Старость                        

3. 4. Составление списка диагностических методик по проблеме: развитие эмоций в дошкольном и школьном возрасте. При выполнении задания студентом кратко характеризуется проблема, ее специфика в указанном возрасте и подбираются методики диагностики. В задании необходимо указать: название методик, их цель и источник литературы, откуда они были позаимствованы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.