КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ролевая дискуссияДанная форма проведения дискуссий построена на обсуждении вопроса в соответствии с определенной ролью, которая обозначена заранее. Обязательное условие успешной ролевой дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью. Цель этого вида дискуссии — определение ролевых позиций, их слабых и сильных сторон, а также выявление значимости той или иной роли в определенной ситуации. Проведение 1. Задается тема дискуссии (выбирается либо преподавателем в 2. Распределяются роли с описанием их характеристик (на кар
3. В течение 10—15 мин идет дискуссия. Остальные члены груп 4. Может быть проведен второй раунд дискуссии со сменой ро Описание ролей «Организатор» — обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает участников высказаться, стремится к тому, чтобы высказались все, задает уточняющие вопросы. Заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним. «Соглашатель» — выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящих. Для него главное — это не поиск наилучшего решения, а мирные, бесконфликтные взаимоотношения участников дискуссии. «Оригинал» — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с сущностью обсуждаемых вопросов не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В споре участвует мало. «Заводила» — с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не желает кого-либо слушать, если мнение другого не совпадает с его идеями. Эмоционален, напорист, эмоции хотя и через край, но в основном положительные. «Спорщик» — встречает в штыки каждое предложение, любое высказывание и защищает противоположные точки зрения. Задания для наблюдателей: - наблюдать за конкретным человеком; - фиксировать удачные моменты дискуссии; - проследить логику дискуссии; - определить, что помогало и что мешало вести дискуссию. «Молчун» — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается. «Деструктор» — все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться и т.д.). Примечание: - при организации обсуждения необходимо уделять внимание выработке навыков общения и сотрудничества. В процессе дискус- сии происходит столкновение различных точек зрения. Одно из самых трудновыполнимых для учащихся правил поведения заключается в том, что следует различать личность обучающегося и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, «инициатор» может высказывать любые, даже самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Другой случай: роль «контролера» закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. При этом и сам критик, и его оппонент должны чувствовать границы диалога и не переносить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межличностный план. «Мыслительные шапки» [63] Эта методика является разновидностью ролевой дискуссии, только вместо исполнения ролей предлагается участвовать в дискуссии в соответствии с определенной мыслительной стратегией. Цель: отработка умений видеть и принимать разные мыслительные стратегии и подходы к решению проблемы. Материалы: шапки или эмблемы из цветной бумаги, плакаты, бумага для записей, мел для очерчивания внутреннего и внешнего кругов. Проведение Пять шапок разных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации: белый — призывает «нейтральные» факты, цифры и информацию, аргументирует «весом фактов»; красный — выражает эмоции и чувства, наполнен интуицией и догадками (позитивными и негативными); черный — несет трудности, невозможность решения, негативные оценки, т. е. выполняет роль «адвоката дьявола»; голубой — означает холодную удаленность, контроль над собой и над другими «шапками» (держит внутренний стержень дискуссии); желтый — характеризуется оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего; позитивен и конструктивен. Вместо шапок из бумаги можно использовать эмблемы (бумажные кружки) того же цвета. Пятеро участников выбирают себе шапки, надевают их и тем самым обозначают свою позицию в разговоре. После небольшой подготовки они проводят первый раунд дискуссии. Через 10 мин участники меняются шапками и, соответственно, линией аргументации (два раза по кругу). Остальные слушатели наблюдают за дискуссией из внешнего круга. Для них возможны следующие задания: язык тела, качество аргументации, воздействие смены шапок на отдельных спорщиков. По окончании слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели. Эта методика может иллюстрировать смену перспектив и множественность точек зрения и способов мышления. Варианты 1. Пары или маленькие группы выбирают один цвет, потом 2. Носитель голубой шапки имеет компетенцию «ведущего дис Примечание: - значение цветовой символики следует сделать зримым и ясно записать. Можно вывесить плакаты, например, на белом плакате написать «факты, цифры, информация» и т.д. «Позиции» Цель: осуществление невербального обмена мнениями. Проведение 1. Участники стоят в центре аудитории. Преподаватель объясняет, 2. После высказанного преподавателем тезиса, например: «Раз 3. Участникам, занимающим крайние позиции, задается воп Варианты 1. Можно попросить обосновать свою позицию не только тех, 2. Если кто-то обнаружит, что его убедили аргументы предста 3. Вместо устного предъявления тезисов используется показ Примечания: - эта форма дискуссии не обеспечивает полноты обсуждения; - при использовании данного метода может возникнуть нечто «Мозговой штурм» Метод, получивший название «Brainstorming» — мозговой штурм (мозговая атака), предложил А. Осборн в конце 1930-х годов в США. Этот метод является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Метод «мозгового штурма» относят одновременно к группе проблемных и коммуникативных методов. Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух главных принципов. Первый из них лежит в области теории синергетики (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество). При совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности тех же самых людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта. Большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению»: идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к применению. Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. «Мозговой штурм» включает три этапа: подготовительный, этап генерирования идей, этап анализа и оценки идей. Продолжительность «мозгового штурма», как правило, не менее 1,5-2 ч. Подготовительный этап 1. Решение организационных вопросов: подготовка помещения, 2. Постановка цели и задач ведущим. Задание для участников 3. Представление участников и ознакомление их с правилами, 4. Распределение на группы «генераторов» и «аналитиков». «Гене Определяется «секретарь», который будет фиксировать в тетради или на ватмане все, что говорят участники. 5. Интеллектуальная разминка, которая обычно проводится со Этап генерирования идей Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, длится, как правило, 15 — 20 мин. Группа за сеанс может выдать более ста идей, из которых принимаются любые: и здравые, обдуманные, и фантастические, даже абсурдные. Автор каждой идеи может дать краткий (до 30 с) комментарий по существу своей мысли, но без аргументов. Как уже было отмечено, все идеи записываются или стенографируются. На этом этапе очень важно соблюдать все правила и принципы, поддерживающие максимальную активность участников (см. ниже). Заключительный этап (анализ идей, 30 —45 мин) проводится после перерыва и включает следующие стадии: - составление отредактированного списка идей; - оценка, критика, аргументирование и ранжирование значи - выбор и вербальное оформление наиболее оптимальных идей - анализ и оценка деятельности «генераторов», «аналитиков» и Как правило, «мозговой штурм» проводится в небольшой группе (6—10 человек), при большом количестве участников происходит деление на микрогруппы по 6—8 человек. В этом случае на заключительном этапе микрогруппы презентуют свои варианты решений, которые также могут быть проанализированы и оценены группой выбранных экспертов или всеми участниками. Любая сложная практическая ситуация решается неоднозначно, разными путями и способами. При групповом решении высказываются противоречивые суждения, точки зрения. Рассмотрим способ, позволяющий прийти к общему решению в группе.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |