КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л.П. ПанамдрЕнкп» Р.В. Белпуспва
Психолого Школьного Инструкция. Место для отступления Расслабьтесь. Представьте себе какое-нибудь место, где вы чувствуете себя хорошо и в безопасности, например комнату, пейзаж — место, где вы можете ощутить покой и уверенность в себе. Вы можете в любое время прийти туда и уйти. Рассмотрите внимательнее краски и снова и снова соединяйте свои ощущения в гармонии. Послушайте звуки — щебетание птиц, тиканье часов, почувствуйте запахи — травы, цветов, ощутите поверхности — коры деревьев, стены. Соедините свои ощущения. Создайте себе место для отступления, которое вы можете всегда посетить, когда вам нужно почувствовать себя в безопасности. Со временем вы можете изменять предложенные картины на ваше усмотрение. Может быть, вы сидите не на скале, а под зонтиком в шезлонге. Важно, чтобы ваша картина была как можно более конкретной и плавной, чтобы можно было совмещать как можно больше чувственных восприятий — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. «Белое облако» Закройте глаза и представьте себе, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены, вы в ладу с самим собой. Вы наблюдаете, как облачко медленно приближается. Оно очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Вы просто наслаждаетесь красотой этого маленького белого облачка на голубом небе. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы очень медленно встаете с земли и поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы — маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.
Приложение 15 Тест «Вы умеете быть счастливым?» (Болгарский еженедельник «Орбита») На каждый вопрос выберите один из трех ответов. 1. Когда порой вы задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли к выводу, что: а) все было скорее плохо, чем хорошо 0 очков б) все было скорее хорошо, чем плохо 1 очко в) все было отлично 2 очка 2. В конце дня вы обыкновенно: а) недовольны собой 0 очков б) считаете, что день мог бы пройти лучше 1 очко в) думаете: «Все было отлично» 2 очка 3. Когда вы смотрите в зеркало, то думаете: а) «Могло бы быть и лучше!» О очков б) «А что, совсем неплохо!» 1 очко в) «Все прекрасно!» 2 очка 4. Если вы узнаете о крупном выигрыше а) «Ну, мне-то никогда не повезет!» О очков б) «А черт! Почему же не я?» 1 очко в) «Однажды так повезет и мне!» 2 очка 5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо трагическом происшествии, говорите себе: а) «Вот так однажды будет и со мной!» О очков б) «К счастью, меня эта беда миновала!» 1 очко в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!» 2 очка 6. Когда вы пробуждаетесь утром, чаще всего: а) ни о чем не хочется думать 0 очков б) взвешиваете, что день грядущий вам готовит 1 очко в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы 2 очка
7. Думаете о ваших приятелях: а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы!» О очков б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они очень терпимы!» 1 очко в) «Замечательные люди!» 2 очка 8. Сравнивая себя с другими, находите, что: а) «Меня недооценивают» 0 очков б) «Я не хуже остальных» 1 очко в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, 2 очка 9. Если ваш вес увеличился на 4-5 кг: а) впадаете в панику 0 очков б) считаете, что в этом нет ничего особенного 1 очко и усиленно занимаетесь физическими упражнениями 2 очка 10. Если случилась неприятность, вы: а) клянете судьбу 0 очков б) знаете, что плохое настроение пройдет 1 очко в) стараетесь развлечься 2 очка Обработка результатов. Посчитайте общую сумму набранных баллов и сравните результат с интерпретацией. 17 — 20 очков. Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит? 13 — 16 очков. Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с вами удобно. 8—12 очков. Счастье и несчастье для вас выражаются формулой: «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде. 0 — 7 очков. Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби». ЛИТЕРАТУРА Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2. — М., 1982. АристаЛ. М. Жизнь изобретений. — Киев, 1983. Белоусова Р. В. Путь к уверенности в себе: Популярное пособие для самообразования старшеклассников и взрослых. — Одесса, 1999.
Берне Р. Я-концепция и воспитание. — М, 1986. Блум Ф., Лейзерсон А, Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М., 1988. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М, 1996. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком — как? — М„ 1997. Грановская Р. М., Примаковская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб., 1994. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1984. ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. — М., 1987. Джослин К. Р. Позитивное воспитание от А до Я. — Минск, 1996. Жариков Е., Крушельнщкий Е. Для тебя и о тебе. — М., 1991. Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков. Учебно-методическое пособие для учителя. — М., 1994. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. — 1990. — №6. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника// Вопросы психологии.— 1999. — №1. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. — 1995. — №1. Конюхов П. И. Словарь-справочник практического психолога. — Воронеж, 1996. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. — М., 1997. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М., 1997. Леей В. Искусство быть собой. — М., 1991. Легальные и нелегальные наркотики: Росийско-германское учебное пособие. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков / Ред. В. А. Ананьев. - СПб., 1996. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977. Логинова Т. П., Борисова Е. М. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6—8 классов. — Психологический институт Российской академии образования, 1993. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов., 1996. Найк Анита. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам. — М., 1997. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996. i
Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987. Общая психология: Учебник для студ. пед. вузов/А. В. Петровский, А. В. Бруш-линский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — М., 1986. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов/Под общ. ред. А. Г. Шмелева. — М.; Ростов-н/Д, 1996. Платонов К. К. Занимательная психология. — М., 1964. Пономаренко Л. П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша игеола. — 1995. — № 6. Попова М. В. Как преподают психологию в современной зарубежной школе: тенденции и перспективы // Журнал практического психолога. — 1999. — №4. Практикум по общей психологии /Под ред. проф. А. И. Щербакова. — М., 1990. Прихожан А. Психологический справочник для неудачника, или Как обрести уверенность в себе. — М., 1994. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... — М., 1996. Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. — М., 1996. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов/Гуревич К. М., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. — М., 1990. Психология личности: Тесты, опросники, методики /Авт.-сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. - М., 1995. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. — М., 1999. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989. Селье Ганс. Стресс без дистресса. — Рига, 1992. СиайдерД. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. — М., 1997. Собчак Л. П. Введение в психологию индивидуальности. — М., 1998. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М., 1983. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д., 1996. Формирование личности старшеклассника/Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1989. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.; Томск, 1997. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1998. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — Рига, 1997. Чебыкин А. Я. Теория и методика эмоциональной регуляции учебной деятельности. — Одесса, 1999. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995. Эдвард де Боно. Латеральное мышление. — СПб., 1997. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие......................................................................... 3 Вводные замечания для преподавателя курса.................... 5 Раздел I. Введение............................................................ 12 Тема 1. Предмет психологии. История развития и отрасли психологии.......................................................................... 12 Раздел II. Познавательные процессы, способности.... 21 Тема 2. Внимание............................................................... 21 ТемаЗ. Память.................................................................... 27 Тема 4. Мышление............................................................. 33 Вопросы для проверки знаний по темам 1—4.................. 38 Тема 5. Способности. Интеллект...................................... 39 Тема 6. Творческие способности. Креативность.............. 46 Тема 7. Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга... 53 Вопросы для проверки знаний по темам. 5—7........................... 60 Раздел III. Личность......................................................... 61 Тема 8. Личность................................................................ 61 Тема 9. Психоаналитическая теория личности (3. Фрейд) 67 Тема 10. Индивидуальная теория личности (А. Адлер)... 71 Тема 11. Бихевиоризм........................................................ 76 Тема 12. Гуманистическая теория личности (А. Маслоу)........... 80 Вопросы для проверки знаний по темам 8—12................ 85 Тема 13. Темперамент........................................................ 86 Тема 14. Характер.............................................................. 97 Тема 15. Самосознание. «Я-концепция».......................... 100 Тема 16. Самоотношение................................................. 107 Тема 17. Эмоции и чувства.............................................. 112 Тема 18. Любовь............................................................... 117 Тема 19. Экология любви................................................. 122 Тема 20. Дружба............................................................... 129 Вопросы для проверки знаний по темам 13—20............ 132 Раздел IV. Саморегуляция............................................ 135 Тема 21. Стресс................................................................. 135 Тема 22. Саморегуляция................................................... 140 Тема 23. Профилактика аддиктивного поведения........... 147 Тема 24. Позитивное мышление...................................... 155 Раздел V. Возрастная психология........................................ 160 Тема 25. Психологические особенности развития ребенка 160 Тема 26. Подростковый возраст...................................... 168 Тема 27. Юность............................................................... 174 Вопросы для проверки знаний по темам 21—27....................... 183 Приложения..................................................... 1. Тест «Какой Вы психолог?».......................... 2. Задание для развития внимания «Найди как можно больше отличий».............. 3. Задание для развития внимания.................... 4. Упражнения для диагностики и развития 5. Тест «Насколько я левша?».......................... 6. Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу 7. «Теппинг-тест» (Е. П. Ильина) (Изучение силы нервной системы относительно возбуждения, характеристик работоспособности). 8. Подростковый вариант опросника Айзенка 9. Формула темперамента................................ 10. Иллюстрация к теме «Темперамент» (рис. X. Бидструпа)........................................... 11. Тест для исследования самооценки............ 12. Тест «Настоящий друг»............................... 13. Тест на самооценку стрессоустойчивое™ личности 14. Техники расслабления (релаксации, аутотренинга).............................. 15. Тест «Вы умеете быть счастливым?»......... Литература....................................................... библиотека ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |