КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Государственная (административная) защита прав потребителей
Белорусского общества защиты потребителей Региональное представительство
Полномочия общественных объединенийпотребителей (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», изменения и дополнения внесены 16.01.2009 г.): • участие в разработке нормативных документов, проектов законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; • изучение потребительских свойства товаров; • проведение опросов населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг); • участие в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя, а также проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг); • внесение в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья, потребителя и т.п.; • осуществление информационно-просветительской деятельности в области защиты прав потребителей; • осуществление общественного контроля над соблюдением прав потребителей; • обращение в суд с иском о защите прав потребителей.
Мероприятия по общественной защите прав потребителей:
1. Товарное тестирование и независимая экспертиза. 2. Инспектирование сферы торговли и обслуживания 3. Консультирование потребителей и сопровождение дел в судах 4. Лоббирование интересов потребителей в законодательной и правоисполнительной сферах 5. Социальный контроль 6. Просветительство и научная деятельность в области защиты потребителей и обеспечения качества жизни 7. Изучение качества жизни 8. Менеджмент жалоб
Право – одно из средств, с помощью которого государство охраняет интересы потребителя. Его нормы предусматривают обязательные правила поведения участников общественных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, а также санкции за их нарушение. Белорусское законодательство по защите прав потребителей включает не только нормы, направленные на защиту прав потребителей, т.е. правоохранительные нормы, но и определяющие права потребителей. Прежде всего, значимые нормы, направленные на охрану прав потребителей, содержатся в Конституции Республики Беларусь(право на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду), Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), Уголовном кодексе и др. Основным нормативным правовым актом является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который был принят в 1993 г. с последующими изложениями в новой редакции в 2002 и 2009 гг. Основное назначение данного Закона – правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями продукции (работ, услуг). Это своеобразная «конституция потребителя». Основные положения данного закона должны быть хорошо известны как потребителям, так и производителям, продавцам, государственным контролирующим органам, общественным объединениям потребителей.
Основные положения Закона «О защите прав потребителей» послужили базой для разработки и принятия других законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с ним приняты законы Республики Беларусь: • о рекламе; • о техническом нормировании и стандартизации; • об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; • о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека. На основе положений закона разрабатываются и внедряются в практику другие нормативные документы, которые утверждаются Правительством Республики Беларусь и имеют статус подзаконных актов. Закон «О защите прав потребителей» принят в 2002г. (изменения и дополнения внесены 16.01.2009). Состоит из 47 статей, 6 глав: I. Общие положения. II. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя. III. Защита прав потребителя при реализации ему товара. IV. Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг). V. Государственная защита прав потребителя. VI. Общественная защита прав потребителя. Права потребителей (ст. 5): 1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей. 2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах). 3. Право на безопасность товаров (работ, услуг). 4. Право на свободный выбор товаров (работ, услуг). 5. Право на надлежащее качество товаров (работ, услуг). 6. Право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги). 7. Право на государственную защиту своих прав. 8. Право на общественную защиту своих прав. 9. Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых законодательством страны и нормами международных договоров. 10. Право на создание общественных объединений потребителей.
Основная литература 1 Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник. – М.: Экономистъ, 2006. 2 Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 1999. – 384 с.
3 Васильев Г. А. Поведение потребителей. Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2006. 4 Крылова Е.Г. Поведение потребителей: Задания к практическим занятиям. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 48 с. 5 Меликян О. М. Поведение потребителей: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2006. 6 Саевец 7 Сергеев А. М. Поведение потребителей. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006 8 Поведение потребителя. Практикум: Пособие / Авт.-сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова. – Мн.: Новое знание, 2002 – 123 с.
Дополнительная литература 1 Акулич И.Л. Маркетинг. – Учебник. – Мн.: Выс. шк., 2000. – 447 с. 2 Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XII, 804 с. 3 Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 1999.–219 с. 4 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс-Плюс», ноябрь. 1995. – 702 с. 5 Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В.А. Больдича и А.И. Оганессовой. Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с. 6 Юхневич И.Н. Поведение покупателей: Учеб. пособие / И.Н. Юхневич. –Мн.: БГЭУ, 2003.–171с.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |