Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реклама и новые коммуникационные технологии 6 страница




Communication Research, 12, 147—178. Perloff, R.M. (1998). Political communication: Politics, press, and public in America. Mahwah, NJ: Erlbaum. Petty, R.E. & Cacioppo, J.T. (1986). Communication and persuasion: Central and peripheral routes to

attitude change. New York: Springer-Verlag. Pfau, M. & Louden, A. (1994). Effectiveness of adwatch formats in deflecting political attack ads.

Communication Research, 21, 325—341. Popkin, S.L. (1991). The reasoning voter: Communication and persuasion in presidential campaigns.

Chicago: University of Chicago Press. Powell, G.B.,Jr. (1986). American voter turnout in comparative perspective. American Political

Science Review, 80 (1), 17-44. Protess, D.L., Cook, E.L., Doppelt, J.C, Ettema, J.S., Gordon, M.T, Leff, D.R. & Miller, P. (1991).

The journalism of outrage: Investigative reporting and agenda building in America. New York:

Guilford Press. Ranney, A. (1983). Channels of power. New York: Basic Books.

Rice, R.E. & Atkin, C.K. (Eos.). (1989). Public communication campaigns (2nd ed.). Beverly Hills: CA: Sage. Semetko, H.A., Blumler, J.G., Gurevitch, M. & Weaver, D.H., with Barkin, S. & Wilhoit, G.C.

(1991). The formation of campaign agendas: A comparative analysis of party and media roles in recent

American and British elections. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Shapiro, M.A. & Rieger, R.H. (1992). Comparing positive and negative political advertising on radio.

Journalism Quarterly, 69, 135—145. Sigal, L.V. (1973). Reporters and officials: The organization and politics of newsmaking. Lexington, MA:

D.C. Heath. Smith, H. (1988). The power game. New York: R a n d o m House. Star, S.A. & Hughes, H.M. (1950). Report on an education campaign: The Cincinnati plan for the

U N. American Journal of Sociology, 55, 389-400. Strate, J.M., Parrish, C.J., Elder, C D. & Ford, C, III. (1989). Life span and civic development and

voting participation. American Political Science Review, 83 (2), 443—464. Tichenor, P.J., Donohue, G.A. & Olien, C.N. (1970). Mass media flow and differential growth of

knowledge. Public Opinion Quarterly, 34, 1 5 9 — 1 7 0. Tichenor, P.J., Donohue, G.A. & Olien, C.N. (1980). Community conflict and the press. Beverly Hills,

CA: Sage. Tipton, L.P., Haney, R.D. & Basehart, J.R. (1975). Media agenda-setting in city and state election

campaigns. Journalism Quarterly, 52, 15—22. Valkenburg, P.M., Semetko, H.A. & de Vreese, C.H. (1999). The effects of news frames on readers'

thoughts and recall. Communication Research, 26, 550—569. Weaver, D.H., Graber, D.A., McCombs, M.E. & Eyal, C.H. (1981). Media agenda-setting in a presidential

election: Issues, images and interests. New Y o r k: Praeger. West, D. (1993)./4IVHWS. Washington, DC: Congressional Quarterly Press. Wolfinger, R.E. & Rosenstone, S.J. (1980). Who votes?New Haven: Yale University Press.


Глава 19

Изображение меньшинств

и особенности его воздействия

В

1999 году презентация программ нового осеннего телесезона вызвала возмуще­ние активистов групп по защите прав меньшинств. Дело в том, что практически ни в одной из множества передач не появились новые персонажи, представляющие национальные меньшинства. В связи с этим Национальный Совет Ла Раза {NCLR) призвал зрителей-латиноамериканцев бойкотировать четыре телекомпании в тече­ние одной недели сентября {Hanania, 1999).

После того как в неспокойные 1960-е годы афро-американцы добились успеха и сумели получить гражданские права, другие меньшинства пошли еще дальше. Они стали требовать уже не только равных прав с белыми, но и социального признания. Эти группы отличались друг от друга этнической принадлежностью, религией, сек­суальной ориентацией, физическими признаками и т.д.

За последние несколько десятилетий люди разных цветов кожи и разного образа жизни стали терпимее друг к другу. Однако наше общество должно пройти еще много миль по пути к гармоничным отношениям между такими непохожими между собой американцами — представителями разных этнических групп. Многие до сих пор сохраняют предубеждения, не замечая н у ж д и чувств других людей и веря лишь в собственную правоту.

Начиная с 1960-х годов, изображение меньшинств в масс-медиа, особенно на те­левидении, стало отражать некоторые социальные изменения, происходящие в об­ществе. Эти изменения и, в особенности, их воздействие на отношения, ценности и поведение аудитории оказались под пристальным вниманием исследователей про­цессов массовой коммуникации. Большинство исследований в этой области прово-


352 Часть III. Основные направления исследований

лилось в 1970-1980-е годы, собрав большое количество информации о тогдашнем положении вещей.

Исследования 1 9 9 0 - х годов показывают, что чернокожие американцы добились многих побед как в количестве, так и в характере их изображения в развлекательных программах. Недавние исследования выявили, что в рекламе афро-американцы пред­ставлены даже выше их реального процента в американском обществе {Taylor & Stern, 1997). Другие меньшинства пока так не преуспели. Масс-медиа продолжают грубо иг­норировать латиноамериканцев, азиато-американцев и коренных американцев (индейцев). Е с л и они и появляются, то в в и д е исключения (Greenberg, Mastro & Brand, 2001) или в стереотипном, унизительном виде.

Предыдущие главы продемонстрировали силу воздействия масс-медиа на когни­тивные или ментальные процессы потребителей медиапродукции. Читатели узнали, что сообщения СМИ иногда становятся ответственными за изменения человеческих позиций и ценностей. К лучшему или худшему, но медиа способны также изменить и поведение человека.

В данной главе рассматривается природа изображений меньшинств в масс-медиа и особенности их воздействия на аудиторию. Как указывалось в посвящен­ной исследованиям теории культивации главе 6, настоящий мир существенно от­личается от мира, показываемого телевидением и кино. Анализ содержания средств массовой информации позволит нам выявить присутствие в них предста­вителей меньшинств, уровень их представленности по сравнению с другими людь­ми, значимость персонажей, изображаемых представителями меньшинств, и их взаимодействие с другими персонажами. Здесь также дан анализ различий в пред­почтениях зрителей большинства и меньшинств относительно содержания медиа или персонажей. Сначала мы рассмотрим, как медиа сообщают аудитории соци­ально значимую информацию посредством изображения меньшинств в развлека­тельных программах, новостях, рекламе и передачах для детей. Затем изучим со­держание современных передач и завершим исследование изучением воздействия изображения меньшинств на медиа-аудиторию.

Медиа как проводники социальной информации

Изучение меньшинств в масс-медиа обычно включает две главные категории: описание изображения меньшинств и его воздействия на аудиторию (Greenberg & Brand, 1994). Первая категория очень важна при определении того, что различные медиа сообщают публике о меньшинствах, какая социально значимая информация при этом предоставляется. Наше исследование признает, что телепередачи, теле­фильмы, видео и другие медиа посредством развлечений, рекламы, новостей и дет­ских программ способны влиять на знания людей (особенно молодежи) о меньшин­ствах. Прежде чем обратиться к проблеме особого воздействия СМИ на меньшинст­ва, сосредоточимся на описании содержания различных медиа, изображающих представителей меньшинств.


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 353

Изображение меньшинств в развлекательных жанрах

Описывая характеристики меньшинств, исследователи обычно пользуются од-н и м из т р е х методов (Greenberg & Brand, 1994). Первый заключается в подсчете ко­личества различных персонажей, принадлежащих к разным этническим группам (так называемый "поголовный подсчет")- Этот метод дает ясную картину про­центного соотношения. Другой метод оценивает важность каждого персонажа в программе, концентрируя внимание на сравнении ролей представителей мень­шинств с ролями представителей большинства. Наконец, третий метод отмечает сходства, отличия и взаимодействие между персонажами, сыгранными людьми разных этнических групп.

В прошлом каждый из трех методов использовался в значительно большем коли­честве исследований, чем в последние годы. Это-то и вызывает беспокойство. Как отметили Б. Гринберг и Дж. Бранд, "новые попытки исследований идут на убыль, в то время как общественное сознание относительно проблем меньшинств все рас­тет" {Greenberg & Brand, 1994, p. 273). Д л я т о г о ч т о б ы п о м о ч ь телекомпаниям и про­изводителям фильмов изображать более правдивую картину мира и гарантировать, что их попытки исправить неточности в изображении меньшинств не останутся не­замеченными, необходимы свежие данные и цифры. В одном из немногих исследо­ваний, появившихся в начале 1 9 9 0 - х годов, отмечались существенные различия коли­чества и характеров современных телевизионных персонажей и персонажей 1970-х. Необходимость дальнейших исследований в этой области очевидна.

Поголовный подсчет

Действительно ли меньшинства недостаточно представлены на телевидении? Со­ответствует ли количество их появлений на экране их количеству в обществе? Отве­тить на эти вопросы поможет метод "поголовного подсчета".

Первые попытки такого подсчета предпринимались в 1970-е годы, когда процент представителей меньшинств, представленных в масс-медиа, был намного ниже их процента в обществе. В эти годы появились две основные научные работы (Seggar, На/еп & Hannonen-Gladden, 1981; Gerbner & SignorielH, 1979). П е р в а я из н и х показала, что в течение упомянутого десятилетия количество белых персонажей-мужчин воз­росло с 81 до 88%, а белых женщин — с 84 до 91%. В то же время количество черно­кожих персонажей-мужчин возросло с 6 до 9%, а чернокожих женщин — с 5 до 6%. Количество цветных представителей меньшинств (латиноамериканцев, индейцев и т.д.) в целом упало в 1970-е годы с 13 до 3%. В заключении был сделан вывод, что на протяжении этого десятилетия количество белых персонажей, появляющихся на телевидении, в процентном отношении значительно превысило их реальное количе­ство в обществе, количество чернокожих немного возросло, но все равно оставалось ниже их процента в обществе, а остальные меньшинства в телевизионном простран­стве практически не существовали. Данные были получены на основании исследо­вания комедийных программ, драматических передач и телефильмов (Seggar, Hafen & Hannonen-Gladden, 1981).

Вторая работа, также исследовавшая телевизионные программы 1970-х годов, имела похожие результаты. Такие исследователи массовых коммуникаций, как Джордж Гербнер и Нэнси Синьорелли, анализировали изображение меньшинств


354 Часть III. Основные направления исследований

в телевизионных программах в рамках их Проекта культурных индикаторов. Они обнаружили, что количество цветных персонажей в среднем составляло 11% от ко­личества всех персонажей за год. Самым знаменательным был 1977 год, когда 14% всех героев, представленных в драматических передачах, транслировавшихся в прайм-тайм, были цветными.

Последующие исследования в этой области показали, что телекомпании стали уделять больше внимания количеству на экране чернокожих персонажей, хотя это и не коснулось изображения представителей других меньшинств. В научной работе, посвященной подсчету изображений людей на телевидении, отмечалось, что в нача­ле 1990-х годов количество чернокожих на телевидении приблизилось к их проценту в обществе. Однако азиаты, латиноамериканцы и другие представители меньшинств по-прежнему остаются за кадром (Greenberg & Collette, 1997). Было изучено сезонное появление новых программ крупнейших телекомпаний за 27 лет, в период с 1966 по 1992 год. Исследователи пояснили, что "определяя различные атрибуты телевизион­ной демографии, предыдущие работы никогда не подвергали систематическому ана­лизу новых персонажей, появляющихся на ТВ. Наиболее полно усилия телекомпа­ний по изменению сложившихся за год телевизионных популяций раскрывает пока­затель так называемого "уровня рождаемости" — учет новых персонажей при игно­рировании уже давно действующих" (Greenberg & Collette, 1997, p. 1). Так, в течение 27 лет на суд публики было представлено почти 1800 новых персонажей. Из них 88% были белыми, 10% — чернокожими, а азиаты, индейцы и латиноамериканцы со­ставляли менее 1% каждые. (Перепись населения США, проведенная в 1990 году, показала, что азиато-американцы составляют 2,9% населения, а латиноамерикан­цы — 9%.) Из всех новых персонажей каждого телевизионного сезона "только 12 азиатов и 13 латиноамериканцев можно определить как исполняющих главные ро­ли, причем большинство из них появилось после 1980 года" (Greenberg & Collette, 1997, p. 8). Из четырех крупнейших американских телекомпаний Fox имеет самый большой процент показа чернокожих персонажей (13%); 82% персонажей представ­лены белыми и остальные — другими этническим группам (6%). NBC и ABC показы­вают похожие цифры: 87% белых, 11% чернокожих и менее 1% азиатов и латиноаме­риканцев. Новые программы CBS содержат самое большое количество белых персо­нажей (90%) и азиато-американских персонажей (1%), но у них же и наименьшее количество чернокожих (8%) и латиноамериканских героев (0,6%) (Greenberg & Collette, 1997, p. 8).

В конце 1990-х годов телекомпании отреагировали на требования групп по пра­вам меньшинств и стали показывать больше афро-американцев в прайм-тайм. Ис­следование показало, что количество чернокожих персонажей на телеэкране в прайм-тайм даже превысило их реальный процент в обществе на то время (12%) — они появлялись в 16% главных и эпизодических ролей (Mastro & Greenberg, 2000). Однако это не коснулось представителей других меньшинств — азиато-американцев, латиноамериканцев и коренных американцев (Greenberg, Mastro & Brand, 2001). Даже сегодня телевидение не дает точной картины цветного населения Америки, поскольку эти меньшинства, как и 20 лет назад, остаются почти не пред­ставленными в программах крупных телекомпаний (Mastro & Greenberg, 2000; Greenberg, Mastro & Brand, 2001). В начале 90-х годов латиноамериканцы составляли только 1, 1 — 1, 6 % телевизионных персонажей, несмотря на то, что их реальное коли­чество в США составляло 11%. Современные исследования показали, что латино-


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 5 5

американцы исполняют 3% всех ролей фильмов, показываемых в прайм-тайм, азиа-то-американцы — всего 1 % и индейцы — меньше 1 % (Mastro & Greenberg, 2000; Greenbergetal., 2001).

Методы исследования: параметры описания меньшинств

Хорошо это или плохо, но зрители учатся на том, что они видят по телевизору. Особенно много социальной информации из отношений между телегероями усваивают дети. Задачей исследователей как раз и является изучение отдельных телевизионных программ с целью вы­яснить, что ТВ рассказывает аудитории о представителях меньшинств — об их статусе, заня­тиях, сходстве и отличии от господствующих на экранах белых персонажей, характере их взаимоотношений с другими людьми. В этой работе ученые обычно используют три метода.

Поголовный подсчет

Подсчитывается количество персонажей различных этнических групп.

Оценка значимости

Оценивается значимость персонажей, принадлежащих к меньшинствам, в сравнении с персонажами большинства.

Сходства, отличия и взаимодействия

Оцениваются персонажи, относящиеся к меньшинствам и большинству, чтобы определить сходства, отличия и природу их взаимодействий.

Сравнение ролей

Еще одной областью исследования, которой было посвящено большое количест­во критических работ в 1970-1980-е и несколько работ в 1990-е годы, является зна­чимость ролей, исполняемых представителями меньшинств (Greenberg & Brand, 1994). При изучении особенностей изображения меньшинств исследователи про­анализировали множество ролей, сыгранных белыми и цветными актерами, по сле­дующим параметрам: характер персонажа, жестокость, занятия, возраст и др. Боль­шинство исследований сосредоточили свое внимание на телевидении, но в некото­рых работах изучались также печатные медиа и кино.

В период с 1975 по 1980 годы чернокожие мужчины появлялись на телевидении довольно часто, но лишь в эпизодических ролях. Главные роли или роли второго плана им были практически недоступны. В 1975 году афро-американцы исполняли всего 9% всех главных ролей, а в 1980 году эта цифра сократилась до 4,5%. В 1975 го­ду чернокожие мужчины снялись в 12% ролей второго плана, а в 1980 — только в 4,5%. Появление на экранах чернокожих женщин также сократилось до 2,4% в глав­ных ролях и до 2,7% в ролях второго плана (Seggar et ai, 1981).

Другие исследования, изучавшие представленность меньшинств в главных ролях и ролях второго плана на протяжении 1970-х годов, показали похожие результаты (Gerbner & Signorielli, 1979). Чернокожие сыграли 8,5% главных ролей во всех иссле­дованных программах, в то время как латиноамериканцы — только 2,5%. К концу десятилетия и эти цифры уменьшились.


356 Часть III. Основные направления исследований

Было обнаружено, что взаимоотношения чернокожих и белых в телевизионных программах 1970-х годов были дружественными или взаимно уважительными только в 13% телевизионного времени. Чернокожие и белые были равными по положению в обществе в семи из десяти исследованных эпизодов (Weigel, Loomis & Soja, 1980).

В некоторых работах телевизионные персонажи изучались по параметрам их аг­рессивности, героизма и злодейства. В 1970 году Дж. Гербнер попытался определить, какие именно телевизионные персонажи совершают акты насилия. Он обнаружил, что ответственность за акты телевизионного насилия несли 66% цветных, 60% белых иностранцев и 50% белых американцев. Гербнер также установил, что цветные пер­сонажи обычно были и жертвами. Десять лет спустя М. Герсон обнаружил, что две группы цветных — чернокожие и индейцы — чаще изображаются убийцами, чем жертвами. А белые, азиато-американцы и латиноамериканцы обычно играют персо­нажей — жертв убийства (Gerson, 1980). Напротив, в исследовании Дж. Гербнера и Н. Синьорелли выявлено, что цветные необязательно изображаются негативными персонажами, они так же как и белые герои могут быть как хорошими, так и плохи­ми (Gerbnerd Signorieili, 1979).

В 1970—1980-е годы персонажи, сыгранные цветными актерами, чаще были представителями рабочих профессий или работали в сфере обслуживания, чем за­нимали какой-нибудь престижный пост. Однако, несмотря на то, что процент пер­сонажей меньшинств, изображенных работниками умственного труда или служа­щими офисов, был невысок, реально он превышал число таких людей в обществе. Если говорить о возрасте, трое из пяти цветных были моложе 35 лет. Двое из трех бе­лых были старше 35 лет (Gerbner, Gross & Signorieili, 1985).

В 1970— 1980-е годы персонажи с физическими недостатками или психическими нарушениями редко появлялись на ТВ в положительном свете. Обычно они изобра­жались бедными, безработными или жертвами плохого обращения {Elliot & Byrd, 1982; Donaldson, 1981). Большинство из них имело физические недостатки (68%), а не психические нарушения (22%). И только один из трех инвалидов изображался как независимая, продуктивная личность. Кроме того, один из пяти инвалидов изобра­жался как некий тип с жестоким и асоциальным поведением (Gardner & Radel, 1978).

Кинофильмы 1980-х годов изображали инвалидов еще более негативно. В науч­ной работе 1989 года было изучено 67 персонажей с физическими недостатками или психическими нарушениями. Было обнаружено, что трое из четырех показывали ненормальные или асоциальные свойства личности. Один из двух становился жерт­вой (Byrd, 1989).

В 1990-е годы сравнительный анализ чернокожих и белых героев показал, что аф­ро-американцы были представлены в ролях полицейских сверх меры (Mastro & Robinson, 2000). Изображение чернокожих служителей закона ничем не отличалось от белых по физической или вербальной агрессивности (Tamborini, Mastro, Chory & Huang, 2000). Актеры-латиноамериканцы также очень часто появляются в области уголовного судопроизводства, где испаноязычные меньшинства изображаются либо служителями закона, либо преступниками (Greenbergetal., 2001).


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 5 7

Изображение межрасовых взаимоотношений

Каким же образом телевидение изображает взаимодействие белых, чернокожих и представителей других этнических групп между собой? Действительно ли оно подает точное изображение или представляет цветных стереотипно или недостойным образом?

Один из методов анализа, призванный ответить на эти вопросы, включает изуче­ние персонажей разных этнических групп в одной и той же программе и их сравни­тельный анализ. В одном из исследований 1970-х годов были проанализированы по­веденческие характеристики чернокожих и белых комедийных персонажей (Reid, 1979). Чернокожие и белые персонажи-мужчины вели себя очень похоже, тогда как персонажи чернокожих женщин действовали в соответствии со стереотипом. Чер­нокожие женщины обычно изображались хвастливыми и властными. Обычно они появлялись в комедиях, где доминировали чернокожие актеры. П. Рид также обна­ружил, что белые персонажи, появлявшиеся в комедиях, где преобладали черноко­жие, вели себя не так, как в комедиях, где преобладают белые актеры. В целом, бе­лые в "чернокожих" комедиях или шоу были более агрессивными и зависимыми в своем поведении; в большинстве случаев они были менее доброжелательными по отношению к другим людям.

Большинство актеров-азиатов, появившихся на телевизионных экранах в середине 1970-х годов, изображало подростков, преступников или людей, имеющих свой бизнес. В целом, это не был правдивый образ американских азиатов как по их количеству, так и по таким факторам, как возраст, работа и семейное положение (Shu, 1979).

Результаты другой работы по изучению шоу 1970-х годов, в которых преобладал состав чернокожих исполнителей и таких, где был смешанный состав, показали, что в смешанном коллективе чернокожие персонажи были более компетентными, более доброжелательными и имели более высокое социальное положение. А их двойники в шоу с преимущественным участием чернокожих были, как правило, менее образо­ванными и более озабоченными личными проблемами (Banks, 1977).

В 1980 году исследователи этой проблемы в течение недели отбирали чернокожих и белых персонажей из передач, шоу и фильмов. Выяснилось, что чернокожие герои были моложе и смешнее героев-белых, но в основном они представляли класс без­работных. В комических ситуациях принимали участие один из двух чернокожих и один из трех белых персонажей. Белые персонажи беседовали с себе подобными в восемь раз чаще, чем с чернокожими, а соотношение белых к чернокожим составля­ло пять к одному (Baptista-Fernandez & Greenberg, 1980).

Межрасовые взаимоотношения, романтические и не только, сейчас очень часто встречаются в мыльных операх, которые показывают днем по телевизору. Но, к сожа­лению, ни одно из последних исследований не изучило этот феномен или возможное воздействие на аудиторию персонажей большинства или меньшинств. В 1970-е годы взаимоотношения между людьми разных цветов кожи на телевизионном экране были редкостью. В работе, изучавшей программы прайм-тайма в течение одной недели 1978 года, показано, что большинство белых взаимодействовали с другими белыми, а боль­шинство чернокожих — с другими чернокожими (Weigel et al, 1980).

В 1970-е годы изучению телевизионных межрасовых взаимоотношений были по­священы два исследования, посвященные поведению членов чернокожих и белых семей. В одной работе было обнаружено, что чернокожие семьи зачастую неполные (по обыкновению мать с детьми), в то время как семьи белых состояли из двух роди-


358 Часть III. Основные направления исследований

телей и детей. Но самым заметным отличием между изображением различных семей была их склонность к конфликтам. Между собой конфликтовали члены каждой шестой черной семьи и каждой десятой белой (Greenberg & Neuendorf, 1980). В другом исследовании было изучено свыше 90 эпизодов из 12 шоу, изображавших полную семью (в шести из них семья была черной и в шести — белой). Это исследование продолжалось целое десятилетие (1970—1980). Было установлено, что чернокожие семьи изображались негативно и стереотипно. Обычно такие семьи возглавляли женщины, а ее члены часто изображались с более низким уровнем образования и низшим положением в обществе, чем их белые коллеги. Кроме того, взаимоотноше­ния между членами чернокожей семьи чаще изображались более конфликтными, чем взаимоотношения между членами белой семьи {Sweeper, 1983).

Современная картина

Некоторые последние исследования в данной отрасли представляются очень полез­ными, но все же охват проблемы в них достаточно ограничен. Например, в 1994 году Корпорация общественного вещания организовала изучение фокус-групп, чтобы среди других проблем исследовать и реакцию коренных американцев на изображение индей­цев на общественном телевидении. Оказалось, что индейцы считали свое изображение на экране правильным и этичным и хотели бы видеть больше интересных программ. Все дело в том, что они судили об общественном телевидении по первоклассным образова­тельным программам для дошкольников (Corporation for Public Broadcasting, 1994).

Недавнее исследование Д. Мастро и Б. Гринберга (Mastro & Greenberg, 2000), оцени­вавшее изображение меньшинств в течение телевизионного сезона 1996-1997 годов, обнаружило, что чернокожие были представлены сверх меры, а другие меньшинства, наоборот, не были представлены в количестве, соответствующем их проценту в общем населении США. Азиато-американцы составляли только 1% телевизионного населе­ния; латиноамериканцы — 3%. Индейцы не были представлены вовсе.

Что до современного телевидения и зрительских привычек, то исследование ме-диагруппы, вышедшее в 1998 году, обнаружило, что рейтинг программ кабельного телевидения был намного выше среди чернокожих зрителей, чем среди белых. В ре­зультате несколько кабельных компаний показывали чернокожей аудитории больше программ, где снимались именно афро-американцы. Основываясь на данных Nielsen Media Research за 1997 год, 7W Media Inc. было проведено исследование "Телевизионные предпочтения чернокожих зрителей". Исследование установило, что чернокожие предпочитали смотреть кабельное ТВ (как основное, так и платное) более, чем белые. Популярностью среди чернокожих зрителей пользовалось Black Entertainment Television (BET), но исследование также обнаружило постепенное по­вышение рейтинга Cartoon Network, TBS Superstation, Turner Network Television (TNT) и др. A&E, The Nashville Network, MSNBC и The Learning Channel (TLQ были более популярны среди белых телезрителей, чем среди чернокожих (Moss, 1998).

Исследование показало, что чернокожих, смотрящих телевизор в прайм-тайм, на 11% больше, чем белых. Очень часто они настраивают свои телевизоры на такие ка­налы, как WB и UPN, показывающие много программ, где все или почти все персо­нажи чернокожие (Moss, 1998).

В отсутствие достоверных данных о меньшинствах телезрители составляют впе­чатление о них, основываясь на телевидении и кино. Тема меньшинств затрагивает-


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 5 9

ся также во множестве газетных статей, журналах и рекламных буклетах, а участие цветных актеров в кинофильме обычно отмечается в телеанонсе.

Несмотря на постепенный рост в большинстве современных медиа роли предста­вителей меньшинств, все еще существуют некоторые проблемы. Чернокожие и цветные, как правило, играют роли, специально придуманные для цветных персо­нажей. Правда, бывают и исключения. Кинозвезда Холли Берри чувствовала, что ее роль второго плана в фильме "Флинстоуны" стала настоящим прорывом, потому что "это была роль, которая могла уйти к кому угодно. Ее могла исполнить и белая актриса. Но ее доверили мне" (Ivry, 1998). Возьмем другой пример: Уилл Смит сыг­рал Джеймса Уэста в приключенческом боевике "Дикий Дикий Запад". Этот фильм представляет собой еще один пример того, что главную роль могли доверить разным актерам, но ее исполнил именно чернокожий.

В 1990-е годы чернокожие актеры стали звездами множества фильмов. Более то­го, во многих недавно появившихся фильмах меньшинства уже не изображаются стереотипно, как преступники или жители городских трущоб. Такие звезды, как Ку­ба Гудинг-мл., Уилл Смит, Дензел Вашингтон, Самюель Л. Джексон, Холли Берри, Ванесса Вильяме, Вивика А. Фокс и Уитни Хьюстон, добились именно таких ролей, которые, как сказала Берри, "могли бы уйти к кому угодно". Эти актеры доказали, что они могут нравиться зрителям с разным цветом кожи (рис. 19.1).


360 Часть III. Основные направления исследований

Изображение меньшинств в дневных телевизионных программах и их взаимоот­ношения с персонажами, представляющими большинство, также немало измени­лось за последние годы. К сожалению, в современных исследованиях эти новые тен­денции не отражены. Только одна ABC днем показывает множество мыльных опер, таких как Port Charles, One Life to Live и General Hospital, в которых много персонажей, представляющих разные меньшинства: афро-американцы, латиноамериканцы и да­же персонажи на креслах-колясках. Также интересно изображены добрачные и суп­ружеские отношения между людьми разных этнических групп. Во врезке представ­лены четыре стадии изображения меньшинств на телевидении.

Характер изображения меньшинств на ТВ: четыре хронологические стадии

Несколько лет тому назад К. Кларк предложил модель, описывающую четыре различные стадии развития правдивого изображения меньшинств в телевизионных программах. Эти хронологические стадии следующие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.