КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. коммерция в жилищно-коммунальном хозяйстве
При изучении данной темы студенты должны знать ос- новные факторы, определяющие ситуацию на рынке ЖКХ, та- кие как: • сохранение устойчивого опережения роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с другими вида- ми услуг; • стабильное повышение уровня возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; • сохранение значительного количества семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, что оказывает
существенное влияние на снижение объема платных услуг насе- лению; • сохраняется значительное число граждан, пользующихся льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.п. При изучении данной темы следует знать, что жилищно- коммунальное хозяйство - это многоотраслевое хозяйство, охва- тывающее все важнейшие стороны жизни любого населенного пункта. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) подразделяет жилищно-комунальные услуги на: • жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и про- чих коммунальных мест проживания; • коммунальные услуги. В широком смысле слова ЖКХ включает. • жилищное хозяйство (жилой и нежилой фонд); • санитарно-технические и гигиенические предприятия (во- доснабжение, канализацию, центральное отопление, очистку); • энергетическое хозяйство; • городской транспорт; • зеленое хозяйство (парки, бульвары, озеленение улиц). Общим для всех указанных инфраструктурных подразде- лений является то, что их услуги постоянны и обязательны, ло- кальны (производятся и потребляются в одном месте), могут быть отнесены к естественной монополии, что вызывает необходи- мость регулирования цен на их услуги.
Для понимания специфики организации и ведения ком- мерческой деятельности в ЖКХ, обучающимся следует помнить, что существуют основные принципы, которых должны придержи- ваться все участники рынка ЖКХ: • во главу угла любой хозяйственной деятельности в ком- мунальном секторе ставится качество коммунальных услуг для конечных потребителей; основное условие возникновения проек- тов - решение задач реабилитации и развития коммунальной ин- фраструктуры; • участие частного бизнеса в перестройке коммунального хозяйства носит целевой характер -- это работа по отдельным проектам на местном уровне с активным подключением всех за- интересованных сторон; • партнерство и соблюдение баланса интересов в деятель- ности по преобразованию коммунальной инфраструктуры озна- чает оптимальное сочетание бюджетных возможностей власти,
инвестиционных интересов частного бизнеса и платежеспособно- го спроса на коммунальные услуги со стороны потребителей; • власть как основной собственник коммунальной инфра- структуры берет на себя ответственность перед обществом за надежность и качество предоставляемых услуг; • при формировании системы регулирования в отрасли за- конодатель исходит из того, что предметом регулирования явля- ется хозяйственная деятельность, а главным критерием - стан- дарты качества коммунальных услуг; • соблюдение принципов честной конкуренции; формирова- ние конкурентной среды достигается путем распределения зака- зов на открытых конкурсах, муниципальные органы при проведе- нии конкурсов должны опираться на советы квалифицированных консультантов; • достижение прозрачности в отношениях власти и бизнеса, что позволит избежать взаимной компрометации при осуществ- лении партнерства в коммунальной сфере; • все участники придерживаются принципов открытости ве- дения бизнеса в коммунальной сфере; взаимная информирован- ность - использование механизма публичной оферты и др. вари- антов оповещения потенциальных конкурентов;
• в области социально-трудовых отношений работодатели создают работникам жилищно-коммунальных предприятий усло- вия, обеспечивающие достойную оплату труда, содействуют раз- витию кадрового потенциала отрасли, повышению престижа профессии; • полное равноправие различных категорий потребителей и пр.
Студентам необходимо понимать, почему реформа жи- лищно-коммунального хозяйства – самая проблемная из россий- ских экономических реформ. Согласно Жилищному кодексу, ста- тья 161 раздела VIII «Управление многоквартирными домами», прописывается несколько способов управления: непосредствен- ное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; товариществом собственников жилья либо жилищным коо- перативом или иным специализированным потребительским коо- перативом; управляющей организацией. Муниципальным жилищ- ным фондом будут управлять по договору управляющие компа- нии, выбираемые на основе открытого конкурса. Выбрав форму управления, жильцы выбирают себе поставщиков услуг ЖКХ, с ними заключают договора либо управляющая компания, либо ру-
ководство ТСЖ, либо каждый из жильцов персонально, в зависи- мости от выбранной формы управления. К сожалению, подрядчи- ков – поставщиков воды, тепла и света – выбирать нельзя: на данных рынках сложилась монополия. Жилищно-коммунальные услуги должны предоставляться гражданам на основании догово- ра, в котором отражаются качество, количество и режим предос- тавления услуг, условия их оплаты, порядок и сроки начисления и внесения платежей и так далее. Государство оставило за собой право регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На уровне федерального правительства приняты нормативные акты, согласно которым государственному регулированию подле- жат услуги по содержанию и ремонту жилья, услуги по отопле- нию, горячему и холодному водоснабжению, электро- и газоснаб- жению. Кроме того, государство обеспечивает социальную защи- ту тех граждан, кому не по силам оплачивать коммунальные услу- ги в полном объеме.
Студенты должны усвоить, что вряд ли можно сферу ком- мунального хозяйства приравнять к бизнесу, как мы его понима- ем. Налицо немало весьма существенных различий. Сегодня развитие ЖКХ сталкивается с целым рядом проблем, вызванных спецификой отрасли. Прежде всего, в отрасли действуют госу- дарственные регулируемые тарифы, рост которых не может пре- вышать установленные лимиты. Это уже не дает возможности говорить о ЖКХ, как о полноценном нормальном бизнесе. С дру- гой стороны, входящие затраты предприятий ЖКХ не подлежат государственному регулированию. Никто не даст дешевле комму- нальщикам транспорт или бензин. Такая ситуация, при которой цены на услугу не регулируются, а верхний предел цены является государственно регулируемым, другим отраслям экономики не свойственна. В результате в ЖКХ возникает искусственно созда- ваемый убыток. В заключение изучения данной темы студентам необхо- димо рассмотреть перспективы развития ЖКХ и коммерческой деятельности в данной сфере услуг.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |