Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение правового регулирования деятельности транспорта




Транспортное право в системе права Российской Федерации.

Транспортное право по своей сущности является многофункциональным интегрированным комплексным межотраслевым нормативным образованием системы права России, расположенным в ее вторичной структуре, с ведущей ролью гражданского права в нем.

В правовой науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права.

К базовым относятся государственная, уголовная, гражданская, административная и другие отрасли.

В то же время в правовой системе имеются образования комплексного характера, такие как: транспортное, банковское, коммерческое, таможенное, природоохранительное право.

Эти образования являются комплексными, поскольку нормы, в них входящие, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях (например: нормы транспортного права можно совершенно точно распределить по таким основным отраслям, как административное право, гражданское право, земельное право, процессуальное право).

Транспортное право - это комплексная отрасль, содержащая нормы, которые по своей природе являются административными, трудовыми, гражданскими и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений.

Масштабы перемещения грузов, всеохватывающий характер этого процесса требуют подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, четкого регулирования, как правового статуса сторон договора, так и оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществлении перевозки.

Сфера действия транспортного права определяется в комплексном взаимодействии отраслей транспортного права, объединяемых общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации на территории Российской Федерации и за её пределами в соответствии с положениями транспортного и гражданского законодательства.

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального характера, предоставляемых должником кредитору.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой. Другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Кстати, п. 1 ст. 794 ГК относит принятую заявку (заказ) к категории "иных договоров", что с точки зрения приоритетности договорного права объяснимо.

Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия "план перевозки" как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа).

Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации подача транспортных средств отправителю груза осуществляется на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение. Широкое распространение получило оказание транспортных услуг эксплуатантами, т.е. лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании. Особенностью транспортного законодательства Российской Федерации является то, что в ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК).

Естественно, что внедрение рыночных отношений в систему оказания транспортных услуг, развитие частного предпринимательства на транспорте создало необходимые предпосылки для разработки и принятия ряда специальных нормативных актов, регулирующих вопросы лицензирования перевозочной деятельности, ее коммерческую направленность. Для воздушного транспорта утверждены Федеральные авиационные правила лицензионной деятельности в области гражданской авиации. Для морского транспорта Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте";

Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях рыночных отношений, постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним.

Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Транспортная система России объединяет не только железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, но и специализированные виды транспорта. К ним относятся магистральные трубопроводы, эксплуатация которых признается транспортной деятельностью, осуществляющей доставку газа и нефти. В настоящем учебном пособии специально не рассматриваются вопросы транспортировки продукции по магистральным трубопроводам, поскольку правоотношения, возникающие при транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов, не относятся к категории отношений, возникающих из договора перевозки.

Законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса. С организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как практически почти все статьи глава 40 ("Перевозка") содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам.

Таким образом, транспортное право является комплексной отраслью российского права. Оно регулирует различные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений перевозчиков с их клиентурой. Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права - гражданского, административного, земельного трудового, и т.д., состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта в рамках единой транспортной системы страны.

Нормы транспортного права регулируют преимущественно отношения, возникающие между перевозчиками и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся многообразием и сложностью, и поэтому изучение их важно в практической деятельности. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта, к ним относятся:

- заключение долгосрочных договоров;

- подача транспортных средств;

- ответственность за невыполнение обязательств;

- тарифы;

- предъявление претензий и исков и т.д.

Специальные отрасли транспортного права - железнодорожное, воздушное, внутренневодное, морское и автомобильное право - регламентируют отношения на каждом виде транспорта, учитывая специфику, оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д.

 

Транспортная деятельность – это деятельность по оказанию специфического рода услуг, выражающихся в перемещении грузов, пассажиров, багажа в пространстве. В рамках транспортной деятельности следует различать транспортную перевозочную деятельность (опосредуется договорами перевозки) и транспортную вспомогательную деятельность (опосредуется договорами: фрахтования транспортных средств; по эксплуатации ж/д подъездного пути и т.п.)

Транспортная деятельность опосредуется различными по природе отношениями:

транспортными отношениями, возникающими между лицами, осуществляющими транспортную деятельность, либо с их участием;

публичными отношениями по организации транспортной деятельности.

Транспортная деятельность осуществляется разными видами транспорта: ж/д, морским, воздушным, внутренним водным и автомобильным.

Транспортное законодательство учитывает не только специфику перевозок разными видами транспорта, но и особенности перевозок в местном сообщении (в пределах территориальных границ деятельности транспортной организации). В прямом сообщении (перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта), в прямом смешанном сообщении (перевозка, производимая по единому транспортному документу несколькими транспортными организациями разны видов транспорта).

Основные причины значимости регулирования транспортной деятельности:

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в инте­ресах общественной безопасности (дорожного движения и экологи­ческой).

2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный тран­спорт не может существовать без таких элементов, как автомо­бильные дороги, стоянки и т.п. Это обусловливает дополнитель­ное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономи­ки и одновременно стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости про­изводимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимули­рующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях неста­бильной экономической обстановки необходим контроль за уров­нем тарифов.

8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвы­чайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороно­способности страны.

Методы регулирования транспортной деятель­ности можно подразделить на: нормативно-правовые, эконо­мические, комплексные.

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены:

- на определяющие без­опасность;

- на регулирующие рынок транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного дви­жения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнес­ти: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

Среди экономических методов можно выделить комплексные и част­ные. Комплексные методы предполагают изменение системы производ­ственных отношений, и в частности отношений собственности. Это нацио­нализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные ме­тоды экономического регулирования транспортной деятельности осу­ществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.

Синтетические методы регулирования транспортной деятель­ности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотран­спортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

Центральным звеном государственной системы управления транспортом на федеральном уровне является Министерство транспорта Российской Федерации. Как правительственный орган оно разрабатывает и реализует государственную транспортную политику путем подготовки законодательных и нормативных актов, реализующих в сфере транспортной деятельности принципиальные положения социально-экономической и научно-технической политики государства.

Министерство транспорта Российской Федерации имеет свой центральный аппарат и департаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Российская транспортная инспекция (РТИ) входит в состав министерства. Между ними и распределяются функции, задачи и полномочия министерства по регулированию транспортной деятельности в Российской Федерации. Центральный аппарат занимается концептуальными и стратегическими проблемами, подготовкой, согласованием и продвижением в законодательных органах проектов законов, нормативных актов, текущей работой по координации деятельности различных видов транспорта, руководит разработкой и реализацией лицензионной политики, анализирует состояние и прогнозирует развитие транспортно-дорожного комплекса (ТДК).

Департаменты транспорта проводят:

- углубленный анализ состояний и тенденций развития подотрасли;

- разрабатывают и реализуют политику развития транспорта республики (региона) в соответствии с единой государственной транспортной политикой;

- осуществляют государственное регулирование транспортной деятельности, в том числе путем подготовки и введения нормативных документов, а также механизмов их реализации в пределах установленной компетенции;

- организуют надзор за выполнением действующих в отрасли нормативных актов; решают отдельные вопросы, обусловленные спецификой транспорта.

Органы российской транспортной инспекции осуществляют сбор и представление вышестоящему органу установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.

Занимая в настоящее время центральное место в регулировании транспортной деятельности в регионах (а в некоторых случаях являясь просто единственным регулирующим органом), местные отделения РТИ и их филиалы связаны со всеми заинтересованными сторонами. В интересах общества РТИ контролирует уровень отрицательных внешних эффектов (безопасность эксплуатации транспортных средств и соблюдение экологических стандартов).

Вышестоящая организация - Министерство транспорта Российской Федерации получает информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах, возможность непосредственного проведения транспортной политики на местах, в качестве обратной связи - конкретную информацию о совершенствовании действующего порядка выдачи лицензий и тарифной системы, оценку эффективности законодательных и нормативно-правовых актов в области автомобильного транспорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.