Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие местного самоуправления

 

Законодательство большинства государств, в том числе и Конституция РФ, устанавливает, что управление публичными делами осуществляется гражданами не только через государственные органы, но и органы местного самоуправления.

В Российской Федерации местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя. Конституционное признание местного самоуправления соответствует требованию Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которому принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства. Признание местного самоуправления законодательством РФ свидетельствует о понимании государством необходимости внедрения различных форм управления, обеспечивающих приближение власти к населению, создающих баланс государственных и местных интересов. Конституция РФ не только признает, но и гарантирует местное самоуправление.

Государственные гарантии местному самоуправлению призваны обеспечить населению муниципального образования, органам местного самоуправления беспрепятственное управление местными делами. В ст. 133 закреплены общие федеральные гарантии, распространяющиеся на всю систему местного самоуправления: на судебную защиту; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления. Специальные гарантии местному самоуправлению касаются конкретных сфер муниципального управления. Так, Конституция РФ гарантирует: самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); учет мнения населения при изменении границ муниципального образования (ч. 2 ст. 131); формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132). В целом специальные гарантии обеспечивают финансовую, организационную самостоятельность местного самоуправления, право граждан на участие в выборах органов местного самоуправления, местных референдумах, в решении вопросов, касающихся территориальных основ местного самоуправления, и т.д. Конституционные гарантии местному самоуправлению находят свое отражение в законодательстве РФ (например, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления»), в законодательстве субъектов РФ (например, Закон Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области»). Причем субъекты РФ своими нормативными актами не вправе снижать стандарты гарантий местному самоуправлению, установленные федеральными актами, хотя вправе повысить уровень стандартов в пределах компетенции.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в границах муниципальных образований. Территориальные пределы местного самоуправления установлены ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, которая не связывает территории местного самоуправления с административно-территориальным делением страны. В качестве основных территориальных единиц местного самоуправления Конституция РФ называет городские и сельские поселения. Статья 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 2003 г.) закрепляет перечень территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения). Местное самоуправление распространяется и на закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные территории. Осуществление местного самоуправления на данных территориях происходит с некоторыми особенностями, устанавливаемыми соответствующими законами.

Основное назначение местного самоуправления, определяемое в ст. 130 Конституции РФ, состоит в обеспечении самостоятельного решения населением вопросов местного значения (содержание и использование муниципального жилищного фонда; организации библиотечного обслуживания населения; создании условий для предоставления транспортных услуг населению; организации мероприятий по охране окружающей среды и т.д.). Часть 1 ст. 132 Конституции РФ устанавливает предметы ведения местного самоуправления и полномочия по их осуществлению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] (далее — Закон 1995 г.) в тридцати пунктах дает примерный перечень вопросов местного значения муниципальных образований. В ст. 14–16 Закона 2003 г. раскрывается перечень вопросов местного значения применительно к поселениям, муниципальному району, городскому округу, а также определяет конкретные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Примерный перечень вопросов местного значения, приведенный в названных законах, может быть расширен законами субъекта РФ в пределах их полномочий. Конкретный перечень вопросов местного значения устанавливается уставом муниципального образования. При наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами, законами субъектов РФ. Федеральными законами, законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.

Решение вопросов местного значения осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется в установлении и изменении границ муниципальных образований, определении территорий муниципальных образований и наименования органов местного самоуправления, установлении символики муниципальных образований, разработке программ развития муниципальных образований, решении вопросов, связанных с развитием экономики, сельского хозяйства.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). К другим формам прямого волеизъявления относятся собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; публичные слушанья; опрос граждан; конференции граждан; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ. Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, местная администрация, глава муниципального образования, контрольный орган муниципального образования. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование иных органов местного самоуправления.

Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, то есть вопросы местного значения решаются по его усмотрению, исходя из интересов населения соответствующей территории (самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, установление местных налогов и сборов, принятие решений по вопросам местного значения, установление официальных символов муниципальных образований). Самостоятельность местного самоуправления обеспечивается невхождением органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (принцип организационного обособления местного самоуправления). Местное самоуправление самостоятельно только в рамках закона. Органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий по решению вопросов местного значения не вправе выходить за эти рамки. За деятельностью органов местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор; акты органов местного самоуправления могут быть отменены в судебном порядке; органы местного самоуправления несут ответственность перед государством, физическими и юридическими лицами, населением муниципального образования.

Таким образом, местное самоуправление:

признается и гарантируется Конституцией РФ;

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления;

осуществляется в границах муниципальных образований;

осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций;

не входит в систему органов государственной власти.

Понятие местного самоуправления является законодательно определенным. Закон 2003 г. указывает, что местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет тарифных ставок по страхованию жизни | Предмет муниципального права. Предметом муниципального права являются муниципально-правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением прав граждан на местное самоуправление и
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.