Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция предпринимательства и менеджмента

Менеджмент, как особый вид профессионально- управленческой деятельности.

Общая характеристика управления.

Менеджмент охватывает 4 основных аспекта деятельности организации:

1. Экономический аспект.

2. Организационно-технический аспект.

§ Стратегическое проектирование

§ Контроль за действиями персонала с помощью должностных инструкций и т.д.

§ Материальное стимулирование сотрудников.

3.Правовой аспект.

§ Законодательство

§ Налоговая политика

§ Торговое право

§ Антитрестовские законы.

4.Социально-психологический аспект.

§ Обеспечение системы управления

§ Взаимодействие руководителя и подчиненного

§ Регулирование взаимоотношения в коллективе

§ Моральное стимулирование

Уровни управления:

1. по горизонтали (по функциям)

1. по вертикали

§ высший менеджмент - ответственность за всю организацию (топ – менеджер);

§ средний менеджмент – посредник между высшим менеджментом и низшим менеджментом;

§ низший менеджмент – наблюдение за технологическим процессом.

Деятельность – это система взаимодействия субъектов с окружающей средой, механизм усвоения опыта предметной действительности и реализация субъектно-объектных отношений.

Схемы действия человека обусловлены:

1.организационными и этическими норами.

2.ценностями. 3.социальнымит ролями. Субъективность деятельности менеджера выражается в его опыте, потребностях, эмоциях, мотивах и целях, в личностном смысле и установках.

 

Экономические периоды Особенности экономической деятельности Тип предпринимателя Тип управляющего
1. Эпоха реформации и первоначального накопления капитала (нач. 16 – нач. 17 века). Формирование протестантской этики, укрепление централизации гос-ва, преобладание ремесленных мануфактур. Особый тип человека: честный, порядочный, способный противостоять бюрократу. Функциональный помощник
2.I этап эпохи массового производства (нач. 17 – кон. 19 века). “+”: Развитие экономической инфраструктуры, создание общеевропейского рынка, подъём промышленности. “ - ”: эксплуатация женщин и детей, ограбление колоний. Герой – одиночка, агрессивный, дерзкий, готовый к риску. Технология знания, исполнительность, знание бухгалтерских и инженерных наук.
2.II этап эпохи массового производства (19 век – 30-е годы 20 века). Механизация, выпуск серийной продукции, экономическое процветание, партнерство гос-ва и бизнеса, образование монополий, недобросовестная реклама, махинации банков. Фордизм, грюндерство, интуиция, направленность на конкурентную борьбу. Формирование социального института управляющих
3.I этап эпохи постиндустриального общества (30-50-е годы). Переход с производственной на рыночную ориентацию, насыщение рынка качественными товарами и услугами, стремление к экономическому равновесию, пользуются популярностью полуфабрикаты, комплектующие изделия, инструменты. Потеря позиции и влияния, неспособность работать без профессиональных помощников, опасения за карьеру и неуверенность в завтрашнем дне. Профессионализм, ответственность, внутрифирменная борьба за власть на уровне высшего и среднего менеджеров.
3. II этап эпохи постиндустриального общества (50-е годы – нынешнее время) Поиск новых смыслов существования, миссия, экономическое чудо Востока. Предприниматели понимают необходимость непрерывного движения, союз предпринимателей и науки. Снижение престижа менеджеров, способность работать в условиях неопределенности.

 

 

Социолог Макс Вебер также принадлежит к административной школе управления. Развил идею о бюрократической структуре организации и её он назвал идеально формализованной структурой, т.е. он считал: чем больше бюрократизма, тем лучше для повышения выживаемости организации.

7 признаков бюрократической организации:

1. власть и ответственность четко разделены и указаны как официальные обязанности.

2. должности во властной структуре четко расширены и действуют по скалярному признаку (строгое подчинение нижестоящим вышестоящему).

3. все члены организации подбираются на основе технической квалификации путем формальных экзаменов и обучения.

4. должностные лица назначаются, а не выбираются.

5. административные служащие работают за фиксированную плату.

6. административные служащие не должны являться собственниками компании.

7. административные служащие являются субъектами правил, дисциплины и контроля.

Эти привила безличны и применяются везде и всегда.

Основные выводы:

  • обезличивание сотрудников способствует доброжелательности среди сотрудников и благоприятного морально-психологического климата.
  • Рациональная и предсказуемая система обеспечивает выполнение однообразных организационных задач.
  • Власть и бюрократия должны лежать в основе всех социальных организаций.

Эрик Дюркгейм пошел дальше Вебера. По нему главное в организации – организующие ценности и нормы. Они помогают контролировать людей в организации.

Виктор Парето – социальная система постоянно подвергается воздействию, в мобильной организации – бел. вор - топ менеджер, главный вор – сотрудник. Задача элиты сохранность социальной системы.

Административная школа выявила общие перспективы и универсальные принципы управления. Сформулировали понятие организационной структуры как системы взаимосвязей. Были сформулированы и охарактеризованы принципы управления.

Недостатки:

1. организация рассматривалась как замкнутая система, т.е. не учитывалось влияние внешней среды. Соблюдение данных принципов не приводит обязательно к успеху в менеджменте.

2. принцип бюрократизма является основным в деятельности организации.

(Макс Восленский '' Номенклатура'').

 

1. Школа человеческих отношений и бихевиоризм (поведенческий подход).

Появилась в 20-х годах 20-го века как реакция на административную школу.

Как надо мотивировать людей и какие формы мотивации имеют значение?

Большой вклад – Мэри Паркер-Фолетт – американская исследовательница ''Менеджмент – обеспечение работы посредствам других''.

Оливер Шелдон – разработка вопросов этики бизнеса ''Честность в бизнесе – залог общего благополучия''.

Элтон Мэйо – управление персоналом, связи с общественностью.

Честер Бариаро – президент телефонной компании – книга ''Функции администратора'', 38 год. Задача администратора сохранительная функция. Он пытается выстроить следующие постулаты:

1. у людей существуют физические и биологические ограничения – люди вынуждены сплачаться в группы.

2. сотрудничество приводит к возникновению систем, в которых образуется новые социальные, биологические и личностные факторы.

3. жизнеспособность системы зависит от:

  • результативности (может ли организация обеспечить достижения общественных и личных целей).
  • Эффективности (снижение удовлетворенности результатами членов группы при минимуме затрат).

4. всякую систему можно разделить на взаимодействие людей (самый важный элемент) и прочие элементы. Взаимодействие людей делится на: формальные и неформальные – пользование влиянием без занятия высокого поста.

5. формальная организация включает в себя:

· система функционирования

· система власти

· система эффективных и результативных стимулов

· система принятия решений.

6. функции администратора:

· поддержание организационных связей

· подготовка лояльных и ответственных кадров

· обеспечение деятельности всех участников организации

· формулирование организационных целей и планов

· нахождение равновесия между противоборствующими силами.

Хьюго Мюнстерберг – основатель промышленной психологии 1912 год. ''Психология и промышленная эффективность''. Осветил проблемы:

· как находить людей, пригодных для данной работы;

· профессионально ориентированные тесты;

· в каких психологических условиях нужно содержать работника,, чтобы получить нужный результат;

· как организация может воздействовать на своих работников;

Гуманистический подход: наилучшие условия – снижение рабочего времени, повышение зар. платы – увеличение уровни жизни работников, достижение общественных интересов рабочих и администрации.

Бихевиоризм – человеческий подход как направление школы человеческих отношений.

1-ый этап:

24-27 год 20 века – световые экспертизы. Были выбраны 2 группы – контрольные и экспертные. Контрольные в обычных условиях, экспертные в условиях мигающего света. Вывод: между одним светом и производительностью труда нет причинно-следственных связей (прямых).

2-й этап:

27-32 год 20 века. Сборочное испытательное место. Была подобрана 1 экспертная группа – 6 молодых сотрудниц. Эксперимент – были назначены наблюдатели – молодые менеджеры + молодой врач. Они подходили к сотрудницам с вопросом: ''Все ли у них нормально?'' и т.п. Итог: производительность труда возросла в три раза: феномен Хоторна.

Вывод: если менеджеры уделяют специальное внимание работникам, то производительность резко возрастает, отсюда концепция Мэйо ''социальный рабочий'' (рабочий мотивируется не только личными потребностями, но и социальными: групповое одобрение).

Социальный дарвинизм.

В основе поступков и действий человека лежат внешние последствия:

  • Иван Павлов: опыты с собаками.
  • Джон Уилсон: преподаватель Гарварда, в молодости был энтомологом, наблюдал за муравьями. В середине 80-х книга: ''Социобиология''.

Н. Бехтерева – директор института мозга – многие поступки человека определяются биохимическими реакциями мозга.

Основные направления школы человеческих отношений:

  1. бихевиоризм
  2. промышленная психология
  3. социальный дарвинизм.

Школа человеческих отношений возникла как реакция на классическую школу отношений; обращает внимание на мотивацию персонала; подняла вопрос о том, что человек не машина, нужно учитывать индивидуальные способности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система мирового образования по бизнесу и менеджменту | Методологические подходы в управлении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.