КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция и конкурентоспособность территорий
Конкуренция между территориями - это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов. Понятие «конкурентоспособность» до сих пор окончательно не сформулировано. Однако, его экономический смысл во многом определяется тем смыслом, который вкладывается в понятие «конкуренция». В нашем случае конкурентоспособность - обладание территорией свойствами, дающими ей возможность осуществлять действия, которые позволят быть успешными в данном состязании. Если определять конкуренцию в соответствии с функциональным подходом - как борьбу «старого» с «новым», то конкурентоспособность — это способность экономического субъекта к нововведениям или инновациям, за счет которых экономический субъект может опередить своих конкурентов. Существуют и другие подходы к пониманию экономической сущности понятия «конкурентоспособность», которые определяют ее через: а) наилучшее удовлетворение потребностей целевых потребителей; б) оценку положения экономического субъекта среди других экономических субъектов; в) возможность достижения экономическим субъектом собственных экономических целей. г) категорию конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество - это внешняя оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители. Это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (порой аналогичными) ресурсами. За территорией признается конкурентное преимущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами. Классификация конкурентных преимуществ территории: 1) внутренние преимущества – это все характеристики территории, которые позволяют потребителю снизить собственные издержки производства, управления фирмой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ведения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как место постоянного или эпизодического проживания). 2) внешние преимущества - это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при проживании и/или осуществлении деятельности на территории и которые образуют ценность для потребителя территориального продукта. В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нужды потребителей (см. табл. 4.4.).
Таблица 4.4. Классификация конкурентных преимуществ территории
Конкурентное преимущество всегда относительно, поэтому работу по поиску конкурентных преимуществ территории следует начать с ответа на вопрос: Какую (или какие) территорию следует изучать в рамках сравнительного конкурентного анализа? Территории-конкуренты можно разделить на: 1) случайных конкурентов - любая территория, на которой возможно проживание и осуществление деятельности; 2) конкурентов, отвечающих на те же потребности - это более узкий круг территорий в целом схожих друг с другом; например, по месту расположения все территории Северо-Запада России могут рассматриваться по отношению друг к другу как территории-конкуренты, отвечающие на однотипные потребности по условиям проживания и/или осуществления деятельности; 3) основных конкурентов – они максимально схожи. Особое внимание следует обращать на такие факторы, как: • месторасположение территории; • административно-политический уровень (МО несопоставим с регионом); • имеющиеся в наличии природные ресурсы; • плотность населения и структура расселения по территории; • основные виды деятельности, развитые на территории; • производственная и социальная инфраструктура; • формы социального партнерства и некоторые другие факторы. Определив круг основных территорий конкурентов, следует провести сравнительный анализ конкурентов. Объектами сравнения территорий-конкурентов могут быть следующие характеристики: • местоположение территории (температурный режим, общая площадь и др.); • природно-сырьевые ресурсы (количество, качество, размещение по территории и др.); • людские ресурсы (половозрастная структура, специфика расселения, миграция, уровень образования и квалификации и Др.); • промышленное, сельскохозяйственное производство и непроизводственная сфера (отраслевая структура, количественный состав, оценка финансового состояния и др.); • производственная, транспортная, финансовая инфраструктуры (наличие, качество объектов инфраструктуры, размещение по территории и др.); • социальная инфраструктура (наличие, качество объектов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.); • специфические черты территории (особый статус территории, характеристики бюджета территории, побратимские связи с другими территориями и др.); • качество, эффективность территориального менеджмента. Удобной формой проведения конкурентного анализа являются взвешенные оценки сравнения (определяется перечень критериев для сравнения, каждый фактор получает свой вес, эксперты выставляют оценку каждой территории). Можно использовать следующую форму сравнения территорий-конкурентов с позиции, например, частного лица, выбирающего территорию для проживания (табл. 4.5). Таблица 4.5. Характеристика территории с точки зрения частного лица
Территория, которая получит наивысшую сумму баллов за счет более высоких оценок по характеристикам сравнения (например, более 4,15), является наиболее привлекательной по сравнению с другими территориями с точки зрения условий проживания. Наглядной формой оценок сравнительных конкурентных преимуществ территории является построение многоугольников по осям. В качестве осей сравнения можно выбрать такие характеристики территории, как энергетическая обеспеченность территории, средняя плотность населения на 1 км2, удельный вес городского населения, густота дорожной сети на 1 км2, количество крупных предприятий, средние доходы на душу населения, уровень безработицы, величина прожиточного минимума, и другие параметры. Проведение сравнительного анализа позволит выявить положительные характеристики территории и четко отразит те характеристики, по которым территория сегодня уступает своим основным конкурентам и в каких видах деятельности конкуренты наиболее сильны и смогут удержать свои позиции. А также позволяет определить приоритеты развития - какие из существующих относительных конкурентных преимуществ наиболее значимы для потребителей целевых сегментов. ________________________________________________________________________ Из КИПР: Можно определить конкурентный профиль и оценить конкурентоспособность территории методом экспертной оценки. Технология такой оценки предполагает несколько этапов: 1. Выбрать по одному эксперту (Э) из каждой группы заинтересованных лиц, а именно – жителя (Э1), туриста (Э2), бизнесмена (Э3), инвестора (Э4) и представителя органа власти (Э5) (всего 5 человек). 2. Предложить экспертам заполнить графы 3 и 4 представленной ниже таблицы следующим образом: а) оценить факторы конкурентоспособности (Фn), исходя из 10-балльной системы, где: 10 - max оценка данного фактора, 1 – min, 0 – полное отсутствие данного фактора конкурентоспособности у рассматриваемой территории; б) определить для каждого фактора конкурентоспособности его значение (вес) именно для данной территории (Оn), исходя из 10-балльной системы, где: 10 - max значимость, 1 – min значимость. 3. Обработать полученные данные следующим образом: а) определить среднюю экспертную оценку каждого фактора конкурентоспособности территории (Фn сред.) по следующей формуле: Фn сред. =[Фn (по оценке Э1)+ Фn (по оценке Э2)+…+ Фn (по оценке Э5)] / 5, где n – номер фактора. б) на основе полученной средней экспертной оценки каждого фактора представить графически профиль конкурентоспособности рассматриваемой территории, исходя из 16 радиальных линий (по числу факторов) с 10-тью делениями (по числу баллов оценки). в) определить среднее значение (вес) каждого фактора конкурентоспособности территории (Вn сред.) по следующей формуле: Вn сред. =[Вn (по оценке Э1)+ Вn (по оценке Э2)+…+ Вn (по оценке Э5)] / 5, где n – номер фактора. г) вычислить общую сумму средних значений (весов) всех 16 факторов по следующей формуле: ∑ В сред.= В1 сред.+ В2 сред.+ В3 сред.+…+ В16 сред. д) отнормировать значение (вес) каждого фактора (Вn норм.) с тем, чтобы общая сумма всех 16 факторов конкурентоспособности была равна 1 по следующей формуле: Вn норм.= Вn сред. / ∑ В сред., где n – номер фактора. е) определить интегральную оценку конкурентоспособности территории (И) по следующей формуле: И =Ф1 сред.* В1 норм.+ Ф2 сред.* В2 норм + …+ Ф16 сред.* В16 норм
НО! Одной из основных задач федеральной политики является достижение разумного взаимовыгодного компромисса между интересами единого федерального государства и интересами субъектов РФ. Для России необходимо обеспечить соблюдение стратегических интересов национальной безопасности и единого экономического пространства страны при соблюдении интересов всех субъектов и согласованном сотрудничестве друг с другом. Соперничество между территориями за ограниченные ресурсы имеет как отрицательные, так и положительные последствия. Отрицательные последствия - проявляются в «растаскивании» единого экономического пространства страны на отдельные территории, которые противопоставляют свои интересы друг другу. Возможен сговор территорий при проведении определенных действий против другой территории, доминирование (в силу объективных причин) отдельных территорий и ряд других отрицательных тенденций. К положительным последствиям соперничества территорий друг с другом можно отнести сам процесс выявления и целенаправленного развития своих конкурентных преимуществ, максимально эффективное использование ресурсов территории. Специфика территориального маркетинга состоит в осознании общности и социальной ответственности за принимаемые решения, поэтому анализ конкурентных преимуществ территории ведет к пониманию необходимости сотрудничества, кооперации с другими территориями в решении ряда экономических и социальных задач. При построении региональной политики следует учитывать следующие объективно существующие факторы: соперничество, конкурентные отношения складываются между субъектами РФ; за субъектами РФ следует признать право выработки относительно самостоятельной политики с учетом специфики, целей и задач развития территории; сохранение единого экономического пространства может быть обеспечено, когда все субъекты Федерации будут видеть в этом единстве важнейший фактор конкурентоспособности своих территорий и страны в целом. Государственная региональная политика должна содержать как минимум 2 основных аспекта: 1) это должны быть действия федерального уровня, которые явно доказывали бы субъектам Федерации, что только благодаря сотрудничеству между Федерацией и субъектом (вертикаль сотрудничества), а также сотрудничеству между территориями (горизонталь сотрудничества) можно достичь большего уровня конкурентоспособности в условиях мировой интеграции и глобализации экономических и социальных процессов. 2) действия федерального уровня властей должны обеспечивать равные условия для каждого субъекта Федерации в соперничестве за финансовые, человеческие, материальные, инновационные и другие ресурсы. Это должны быть действия, направленные на борьбу с отрицательными последствиями соперничества территорий друг с другом, а также против доминирования отдельных территорий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |