Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие




Факторы, вызывающие сдвиг кривой предложения

Уменьшение предложения (сдвиг влево) Рост предложения (сдвиг вправо)
уменьшение числа производителей и продавцов совершенствование технических знаний
ухудшение технологии прогресс в технологии
ожидаемое падение цен на продукцию падение цен на альтернативную продукцию
рост затрат на ресурсы уменьшение затрат на производственные ресурсы
уменьшение цен на другие товары ожидание роста цен на производимую продукцию
недостаток технических знаний рост числа производителей
увеличение налогов, уменьшение субсидий сокращение налогов, увеличение субсидий

Предложение, как и спрос, также бывает трех видов: индивидуальное, рыночное и совокупное.

Индивидуальное предложение – это соответствующее каждой цене количество товара, которое желает и способен продать один производитель.

Рыночное предложение – количество товара, которое готовы продать все продавцы вместе в единицу времени по данной цене. Рыночное предложение можно получить аналогично рыночному спросу.


 

На рынке сталкиваются интересы покупателя, олицетворяющего спрос, и продавца, представляющего предложение. Каждый из них соглашается совершить сделку по устраивающей обе стороны цене, таким образом, спрос взаимодействует с предложением. В этом случае говорят, что на рынке установилось равновесие.

Итак, ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения при некоторой цене товара или услуги, называется рыночным равновесием. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса и предложения – равновесным объемом.

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены при некоторой цене, называется равновесным, оптимальным.

Аналогично спросу и предложению, рыночное равновесие наглядно можно представить тремя способами: аналитическим, табличным и графическим.

Если функции спроса и предложения заданы аналитическим способом, то равновесную цену и равновесный объем продаж вычисляют, приравнивая эти функции друг другу.

Пример 2.3. Формула спроса Qd = 80 – 4р, формула предложения Qs = –10 + 6p. Равновесная цена находится как решение уравнения 80 – 4р = –10 + 6р. Решая это уравнение относительно цены равновесия, получим р = 9. Зная равновесную цену, можно найти равновесный объем спроса и предложения Qd = Qs = 44.

Пример 2.4. Функция спроса задается формулой Qd = 5 – р, функция предложения Qs = –13 + 2p. Записав условие равновесия и решив уравнение 5 – р = –13 + 2р, получим значение равновесной цены р = 6. При подстановке этого значения в формулу спроса, получим отрицательное значение объема спроса (5 – 6 = – 1). Это значит, что кривые спроса и предложения не пересекаются, и равновесие на рынке не устанавливается.

Если функции спроса и предложения заданы табличным способом, находят, при какой цене значения объемов спроса и предложения совпадают. В табл. 2.5 представлен простой случай равновесия на книжном рынке. При цене 50 руб. спрос и предложение совпадают, следовательно, книжный рынок находится в состоянии равновесия. При ценах больше (меньше) равновесной наблюдается недостаток (избыток) спроса.

Таким образом, если предложение превышает спрос, имеет место избыток предложения – перепроизводство. Так как покупатель вынуждает продавцов снижать цены, то имеем дело с рынком покупателя. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия.

Если спрос превышает предложение, говорят о дефиците предложения (избытке спроса). В данном случае складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия. Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты являются следствием государственного контроля над ценами.

Таблица 2.5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.