КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 7: Органы обеспечения государственной безопасности в РФ
Органы и учреждения системы Минюста России Введение Лекция № 6: Министерство юстиции РФ и его органы
План: 1. Основные функции Министерства юстиции РФ 2. Органы и учреждения системы Министерства юстиции РФ 3. Структура Министерства юстиции РФ
Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи. На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов. В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции. После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество. Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами. Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел. 13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось»…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия». После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста. Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство. С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности». По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году. Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции. После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
• Координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; • юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; • осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер; • представление в Правительство РФ предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ; • изучение практики применения законодательства в сфере юстиции; • ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; • участие в подготовке Свода законов РФ, разработке и реализации программ правовой информатизации; • представление правовой информации Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти; • обмен правовой информацией с иностранными государствами; • осуществление государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц; • организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов; • организация оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах; обеспечение исполнения уголовных наказаний; • наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; • дача согласия на образование коллегий адвокатов, ведение их реестра; *' координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния; • правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения; • исполнение в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам; • выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории РФ; • иные функции. Органы и учреждения юстиции (министерства и отделы юстиции субъектов РФ; адвокатура, нотариат, учреждения записи актов гражданского состояния (загсы), Российский федеральный центр судебных экспертиз и региональные лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия. Научный центр правовой информации, Главный информационно-аналитический центр Минюста России, Административно-технический центр) Кроме того, это: • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (центральные и территориальные органы управления и учреждения, исполняющие уголовные наказания: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы и т. п.); • Служба судебных приставов (Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ и его структурные подразделения); • учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Структура Минюста России: • Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители подразделений Минюста России. Министр в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, инструкции, разъяснения и другие ведомственные акты; • коллегия Минюста России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, начальников управлений Минюста России по федеральным округам, иных руководящих работников этого Министерства, а также сотрудников Администрации Президента РФ; департаменты и управления Минюста России, отвечающие за деятельность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др. Служба судебных приставов. Структура Службы судебных приставов. 1. Судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду со знаками различия и эмблемой. Категории судебных приставов: • судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов; • судебные приставы-исполнители. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судебных приставов: • гражданство РФ; • достижение 25-летнего возраста; • среднее общее или среднее специальное образование (высшее юридическое образование - для старшего судебного пристава); • способность по своим деловым, личным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности судебного пристава; • отсутствие судимости. 2, Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов: v' обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; • выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании в сфере обеспечения порядка в суде; исполнение решений о применении к гражданам мер процессуального принуждения; • охрана зданий суда, помещений судебных заседаний и совещательных комнат в рабочее время; I/ проверка готовности судебных помещений к проведению судебных заседаний; доставка к месту проведения заседания материалов дела и вещественных доказательств; I/ взаимодействие с военнослужащими воинских подразделений по конвоированию лиц, содержащихся под стражей; ** поддержание общественного порядка в здании суда; *> осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; • участие по указанию старшего пристава в совершении исполнительных действий; • предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в судебных помещениях; выявление нарушителей и задержание их в случае необходимости; • прохождение специальной подготовки и периодических проверок по пригодности к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 3. Обязанности судебных приставов-исполнителей'. 4/ принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; • предоставление сторонам исполнительного производства и их представителям возможности знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки и снимать копии; • рассмотрение и принятие решений по заявлениям и ходатайствам сторон исполнительного производства, разъяснение им порядка и срока обжалования таких решений; • заявление самоотвода, если судебный пристав-исполнитель прямо или косвенно заинтересован в результатах исполнительного производства или по иным причинам не может оставаться объективным и беспристрастным. 4. Структура Службы судебных приставов: • Главный судебный пристав РФ - заместитель Министра юстиции РФ; • департамент судебных приставов Минюста России во главе с заместителем Главного судебного пристава РФ; • Служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - Главным военным судебным приставом; 5/ службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ во главе с заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ - главными судебными приставами субъектов РФ; • районные, межрайонные или соответствующие им подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Заключение
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. На всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.
План: Введение 1. Понятие и виды органов обеспечения безопасности. 2. Органы федеральной службы безопасности. 3. Органы внешней разведки. 4. Федеральная пограничная служба Российской Федерации. 5. Федеральные органы правительственной связи и информации. 6. Федеральные органы государственной охраны. Приложение: схемы к лекции.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |