Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные из них следующие

1. Экспорт рабочей силы рассматривается в некоторых странах (слаборазвитых или развивающихся странах) как важный источник поступления валюты в страну. И это неудивительно: по данным Международного валютного фонда, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы - в среднем около 100%. В частности, доходы от экспорта рабочей силы составляют 25-50% доходов от товарного экспорта в таких развивающихся странах, как Бангладеш, Египет, Греция, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция. В Иордании, Лесото, Йемене доходы от экспорта рабочей силы достигают 10-50% ВНП.

2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов на экономику страны и соответственно социального напряжения в обществе.

3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой технологией и организацией труда. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после нескольких лет работы в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных технологий. В то же время страны - экспортеры рабочей силы сталкиваются и с некоторыми негативными последствиями ее экспорта. Главное из них – это "утечка умов", отток, как правило, самых квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Центры миграции:

1.Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе.

2.Второй центр притяжения трудящихся-мигрантов в 1990-е годы сформировался в регионе Ближнего Востока.

3.Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США

4.Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии.

5.Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, о. Тайвань, Пакистан.

 

2. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции.

 

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система национального и межгосударственного регулирования этого процесса. В эту систему включается: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов; национальные службы иммиграции; межгосударственные соглашения; международные конвенции и другие нормативные документы.

Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Одной из них является Международная организация по миграции (МОМ).

В рамках этой организации осуществляется

разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.

Регулированием международной миграции занимаются также Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компетенции:

МОТ - в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов,

УВКБ ООН - по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Кроме того, в целом ряде других международных организаций созданы специальные подразделения или службы, занимающиеся вопросами миграции: в ЕС - Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы -отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.

Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Последние, однако, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Другой особенностью является то, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половоз­растную структуру и продолжительность пребывания в стране. В функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

В то же время во многих аспектах интересы стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетенности является заключение двухсторонних и многосторонних соглашений по вопросам миграции.

К основным методам регулирования внешней трудовой миграции относят административно-правовые, экономические и оперативные.

Первые включают в себя меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправительственных соглашений по регулированию внешней трудовой миграции.

Меры экономического регулирования призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции.

Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую функции, а также осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.

При регулировании иммиграции большинство принимающих стран используют селективный подход. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Основой эмиграционной политики является регулирование всех трех фаз реэмиграционного цикла: отъезд работника из страны, пребывание за границей и возвращение на родину. Цели этой политики сводятся к сокращению безработицы, поступлению валютных средств для сбалансирования экспортно-импортных операций, обеспечению мигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня, сочетанию требований возвращения на родину эмигрантов с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования.

Для достижения этих целей используются как косвенные, так и прямые методы регулирования.

Косвенные методы включают: средства поощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование; таможенные льготы для возвращающихся миг­рантов; специальные эмигрантские программы, дополнительно принимаемые в ряде стран с целью возвращения мигрантов из-за границы и их трудоустройства в стране.

К прямым методам относятся:

особые требования к субъектам трудовой миграции (получение лицензий, знание языка и др.);

экспансионистскую политику, призванную облегчить «завоевание» иностранных рынков труда (демпинг рабочей силы; создание условий для длительной работы за границей; расширение зоны географического рассредоточения и профессионального состава своих эмигрантов и др.);

политику предотвращения утечки за рубеж работников дефицитных специальностей и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, виды, последствия | Лекция 5. Миграционная политика Республики Беларусь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.