Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации характера по Леонгарду




Типология акцентуации характеров, предложенная немецким уче­ным К Леонгардом, относится к наиболее известным в мировой психо­логии. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающи­ми людьми и выделяет несколько типов самостоятельных характеров.

Немецкий психиатр Карл Леонгард (1904-1988) является автором классификации типов акцентуаций. Леонгард ввел термин «акцентуированная личность».

Леонгард предложил следующие типы акцентуаций характера.

1. Гипертимный (гипертимический) тип характеризуется при
поднятым настроением, разговорчивостью, оптимизмом, заряженностью на работу, стремлением к лидерству. Отрицательными чертами гипертимного типа являются сложность удержания одной те­мы разговора, излишняя конфликтность, неадекватное восприятие-
критики. Положительными чертами являются энергичность, оптимизм.

 

2 Дистимический (дистимичный) тип характеризуется сниженным настроением, пессимизмом, замкнутостью, склонностью к эмоциональным переживаниями, отдаленностью от людей. Люди такого типа являются домоседами, избегают общества людей. Положительными чертами их характера являются серьезность, добросовестность.

3 Демонстративный тип личности стремится быть в центре внимания, характеризуется самоуверенностью, тщеславием, склонностью к хвастовству и лести. Положительные черты данного типа высокие притязания, умение повести людей за собой.

4 Возбудимый тип характеризуется вспыльчивостью, раздражимостью, агрессивностью и склонностью к конфликтам. Положительные черты — активность, добросовестность.

5 Педантичный тип характера проявляется в нерешительности, аккуратности, совестливости, добросовестности, надежности. Пе­дантичный тип предъявляет к людям многочисленные требования, особенно к их аккуратности. Отрицательные черты данного типа — занудство, склонность к брюзжанию.

6 Застревающий тип характеризуется обидчивостью, подозрительностью, склонностью поучать других. Такие люди зачастую стараются добиться как можно лучших результатов в своей работе, предъявляют к себе строгие требования. Однако строгие требования они предъявляют и к остальным людям (к родным и близким, к коллегам и подчиненным).

7 Тревожный тип испытывает постоянные опасения за себя и свое здоровье. Для него характерны робость, неуверенность в себе, нерешительность. Люди с тревожной акцентуацией характера ста­раются избегать конфликтных ситуаций, ищут поддержки со сто­роны. Они обладают такими положительными чертами, как дружелюбие, самокритичность.

8 Лабильный (экзальтированный) тип характеризуется измен­чивостью настроения, повышенной эмоциональностью. Люди та­кого типа могут быть хорошими друзьями, способны к сострада­нию, альтруистическим поступкам.

9 Интровертированный тип акцентуации принадлежит людям малообщительным, замкнутым, холодным в отношениях с людьми. Характеризуется такими положительными качествами, как сдер­жанность, принципиальность.

10. Экстравертированный тип характеризуется общительно­стью, открытостью в общении, стремлением к завязыванию новых
знакомств. Среди отрицательных черт экстравертированного типа
можно назвать легкомыслие, неусидчивость.

 

 

Акцентуация характера, по А. Е. Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, гра­ничащие с патологией. Классификация акцентуаций характеров у под­ростков, которую предложил этот автор, выглядит следующим образом.

Андрей Евгеньевич Личко (1926-1996) — доктор медицинских наук, создатель классификации акцентуаций характеров подрост­ков. По мнению Личко, особенности характера, Проявляющиеся при взрослении ребенка, достигают наибольшей выраженности в подростковый период. К взрослому же возрасту они, как правило, теряют свою остроту, однако могут вновь проявляться в случае бо­лезни человека.

Классифицируя акцентуации подростков, Личко выделял сле­дующие типы.

1 Гипертимный тип. Подростки данного типа отличаются под­вижностью, общительностью, любят большие компании. В учеб­ном заведении характеризуются низкой дисциплиной, частыми конфликтами с учителями. Гипертимные подростки часто находят себе новые увлечения, которые быстро бросают. Они склонны к переоценке собственных способностей, самоуверенны, стремятся произвести впечатление на людей.

2 Циклоидный тип. Подростки с таким типом акцентуации раздражительны, негативно реагируют на критику, склонны к апа­тии и предпочитают одиночество общению со сверстниками. Та­кие подростки подвержены значительным перепадам настроения. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до по­давленного, причем каждый из полярных вариантов может сохра­няться в течение нескольких недель.

3 Лабильный тип характеризуется изменчивостью настроения, причиной чего могут служить самые разные факторы — от реаль­ной обиды до заметных только подростку факторов (услышанных слов, неприветливых взглядов и т.д.). Поведение подростков исхо­дит из сиюминутных настроений, варьируясь от позитивного вос­приятия мира до негативного.

4 Астеноневрогический тип. Подростки с данным типом акцентуации капризны, раздражительны. В учебе и работе характеризуются быстрой утомляемостью.

5 Сензитивный тип характеризуется повышенной чувствительностью. Такие подростки предпочитают общение в уже знакомых, устоявшихся группах. В общении с незнакомыми людьми робки и стеснительны. Послушны, предъявляют высокие требования к се­бе и окружающим, разборчивы в своих знакомствах. Недостатки в способностях или знаниях они стремятся компенсировать упорным трудом, выполнением сложных заданий.

6 Психастенический тип характеризуются склонностью к рас суждениям, самоанализу и оценкам других людей. При этом на словах такие подростки оказываются сильнее, чем на деле. При необходимости действовать они становятся нерешительными либо принимают поспешные необоснованные решения.

7 Шизоидный тип. Подростки такого типа замкнуты, не стремятся к общению со сверстниками. Они характеризуются бедностью эмоциональных проявлений, не могут сопереживать другим людям. Часто живут в мире грез и фантазий, не проявляя их во внешнем плане.

8 Эпилептоидный тип характеризуется властностью, переходящей в жестокость. По мнению Личко, такие подростки любят му­чить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощны­ми. Они стараются любой ценой добиться превосходства над сверстниками, стать лидерами, установить свою власть над другими.

9. Истероидный тип характеризуется стремлением привлечь к
себе внимание, позерством. Подростки данного типа требуют по­
хвалы, негативно воспринимая, когда хвалят не их. Для привлечения внимания они зачастую являются зачинщиками конфликтных
ситуаций.

10 Неустойчивый тип характеризуется слабой волей, стремлением к смене ощущений, безделью. В учебном плане такие подро­стки часто имеют серьезные проблемы в силу того, что не имеют интереса ни к одному из учебных предметов, не задумываются о своем будущем

11 Конформный тип предполагает подчинение мнению большинства. Подростки такого типа не стремятся проявить свою ин­дивидуальность, стараются «быть как все». Они часто меняют свое мнение, склонны переходить от одной группы к другой.

В 1921 г. в своей книге «Психологические типы» К.Г. Юнг предложил классификацию характеров, основанную на особенностях психологических функций человека. Люди делятся на типы о следующим характеристикам.

Экстраверсия — интроверсия.

Мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик), первый тип стремится к логичному и рациональному пониманию, тогда как второй основывается на эмоциональных реакциях, поверхностных суждениях.

3. Ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).
Первый тип воспринимает мир на основе чувственного опыта,
второй — с помощью воображения, интуиции.

По мнению Юнга, каждый человек имеет выраженность того или иного качества в каждой из трех характеристик.

 

 

В последующих психоаналитических типологиях акцент ставится на вариантах взаимоотношений личности с обще­ством.

К. Хорни описывает три типа характера:

Уступчивый тип (направленность «к людям») — при-тается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других.

Агрессивный тип (направленность «против людей») пред­полагает как очевидную жестокость окружающих и предоп­ределяет борьбу.

Обособленный тип (направленность «от людей») пред­полагает, что человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию.

У Э. Фромма суть характера человека определяют его орииентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром.

Характер личности — это сочетание нескольких ориентаций, одна из которых доминирует.

Э. Фромм разграничивает две главные ориентации: плодотворную и неплодотворную, внутри каждой из них выделяются типы характера.

Одни черты характера выступают как ведущие, определя­ющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характе­ра является сбалансированность его черт — цельность, ус­тойчивость, уравновешенность.

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

направленность индивида, система его отношений в со­циуме;

особенности волевой регуляции;

эмоциональные особенности;

интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выде­ляются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям опреде­ляет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.

У каждого человека имеется установка по отноше­нию к самому себе -— «Я-концепция».

Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов:

когнитивного — образ внешности, нравственные ка­чества, психические особенности, социальная зна­чимость;

эмоциональногосамоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.;

притязательно-волевогожелание самоутверж­дения, признания достоинств другими индивидами.

Наряду с реальным «Я» существуют «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа от­ношений включает в себя также склонности, призвание и та­лант как характерологические качества личности

К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырниче­ство, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческо­го труда выражается в аккуратности, бережливости и др.

Волевые черты характераустойчивые индивидуаль­но-типологические особенности сознательной регуляции по­ведения. Волевые особенности личности определяют основ­ные качества характера: цельность, силу, твердость и урав­новешенность.

Цельность характераэто устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и по­ступков.

Сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в слож­ных ситуациях.

Твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью.

Уравновешенность характера —ровность, сдержан­ность поведения, эмоционально-волевая устойчивость лич­ности.

Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. По эмоциональным осо­бенностям своего характера индивиды отличаются рядом па­раметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной от­несенностью.

Интеллектуальные черты характера — устойчи­вые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мыш­ления, устойчивая интеллектуальная направленность лич­ности (любознательность), рассудительность, вдумчи­вость и др.

Итак, в многообразии черт характеров особенно выде­ляется то, что заметно выступает на передний план в регу­ляции поведения индивида,волевая сторона его пси­хики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях про­является сила характера, которая вместе с цельнос­тью и устойчивостью составляет основные динами­ческие качества характера. Ценностное же его каче­ство определяется нравственностью и когнитивной направ­ленностью.

Акцентуация— это крайние варианты нормы, при кото­рых отдельные черты характера гипертрофированы и прояв­ляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избира­тельной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воз­действиям




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.