КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование ассортиментного портфеля закупок
Для формирования ассортиментного портфеля закупок применимы АВС- и ХУ2-анализ, процедуры которых разберем на примере гепатопро-текторов. В последние годы в аптечную практику стали внедряться методы управленческого анализа для формирования ассортимента закупок, в число которых входят АВС- и ХУZ-анализ. АВС- анализ основан на правиле (законе) Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наименований товара. Эти товары составляют наиболее ценную для аптеки группу –А, которая требует постоянного и скурпулезного учета и контроля, т. к. ее доля в ассортименте - 20 (15)%, а в продажах -75-80%. Группа В - менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах- 15-20%. Группа С - малоценные товары (малозначимые для объема продаж) для аптеки, т. к. их доля в продажах 5-10%, а в ассортименте - 50 (75)%. С помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассортиментные позиции ЛС, которые обязательно должны входить в портфель закупок для реализации населению. Алгоритм расчетов по методу АВС-анализ покажем на примере реализации гепатопротекторов за три месяца в ООО "Панацея" (пример условный, шрифт курсив - наши расчеты) (табл. 6). Последовательность действий по методу АВС-анализ: 1)определим суммы продаж ЛС заI квартал в тыс. руб. и общую сумму по группе ЛС-конкурентов гепатопротекторов (табл. 6, колонка 6); 2)определим долю в общей сумме оборота, приходящуюся на сумму продаж каждого ЛС, в процентах (колонка 7), например: доля продаж Эссливера = 1246,05 х х 100% / 2928,08 = 42,5%; 3)желательно проранжировать доли продаж (колонка 7): от 1 рейтинга - максимальная доля, 2 рейтинг - доля меньше и т. д. и расположить в таблице ЛС по этому рейтингу;
4 рассчитаем кумулятивную сумму долей продаж (в %) (колонка 8), прибавляя к первой доле последовательно следующие, например: 42,5% + 32,6% = 75,1% -Эссливер форте и Эссенциале Н. Эта кумулята означает, что на долю продаж двух первых ЛС приходится 75,1% общего объема продаж - эти Л С относятся к группе А; 5 рассчитаем кумуляту далее: 75,1% + 12,6% = 87,7% - группа В Лив 52 87,7% + 11,0% = 98,7% - группа В Карсил; 6) последнее ЛС - Гептрал, его доля продаж составляет 1,3%, поэтому этот В портфель закупок, согласно АВС-анализу, должны быть включены безоговорочно первые два ЛС, для вторых двух ЛС закупки должны быть обоснованы, последнее ЛС закупать нежелательно. ХУZ-анализ - это оценка значимости анализируемых товаров в зависимости от частоты потребления или вариации реализации. Он позволяет структурировать ассортимент по фактору стабильности потребления и возможности прогнозирования изменений в потребности. Группа X включает в себя товары со стабильной величиной потребления/ реализации со случайными незначительными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высокую точность (50-55% от общего количества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов. Группа V состоит из товаров периодического потребления/реализации с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассортимента); закупки осуществляются в соответствии с плановой потребностью. В группу 2 входят товары без выявленной закономерности потребления, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозможно вообще (примерно 15-20% от общего количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере возникновения потребности.
Критерием отнесения ЛС в группы X, V, 2 является коэффициент вариации, который рассчитывается по данным продаж в определенный период времени (в %) по следующей формуле: К=s/x*100%, (5) где К - коэффициент вариации, %; s - стандартное отклонение (отклонения исходных данных продаж от их среднего значения) (формулы 6-7); х - средняя величина продаж. s=D D=[S (х-х)2]/n, (7) где х. - значения продаж в динамике; п - количество наблюдений; О - дисперсия, промежуточная величина для расчета а. Для отнесения продаж к определенной группе можно воспользоваться следующими границами К: • группа X: 0% < Кг < 10%; . группа У: 10% <Ку< 25%; . группа Z: Кг > 25%. Расчет Кv приведен в табл. 7
на примере квартальных продаж ЛС Эссливер. х = 415,35. D=[S(xi-х)2]/n= 1691,49/3 = 563,83. s= D = 563,83 = 23,74. Кv = 23,74 х 100% /415,35 = 5,71%. Последовательность действий по ХУ2-анализу (табл. 8):
1) определим сумму продаж за квартал (или за полгода, 9 месяцев, год) (колонка 2): Эссливер форте - 1246,05 тыс. руб. 2) рассчитаем среднее значение за квартал (колонка 3): х = 1246,05 / 3 = 415,35 тыс. руб. 3) определим дисперсию, стандартное отклонение и К: О = 563,83; а = V 563,83 = 23,74; К, = 5,71%. Согласно вышеприведенным границам ЛС Эссливер можно отнести к группе X, так же как и ЛС Гептрал, который имеет Ку = 9,42%. В группу У вошли ЛС Эссенциа-ле Н и Карсил; Лив 52 - относится к группе 2. После этих расчетов результаты АВС- и ХУ2-анализа совмещаются в одной матрице, где по вертикали располагаются группы АВС, а по горизонтали - ХУZ (табл. 9). Характеристики товаров по квадрантам матрицы: • АХ - высокая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза; • АУ - высокая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза; • А2 - высокая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза; • ВХ - средняя потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза; • ВУ - средняя потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза; • В2 - средняя потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза; СХ - низкая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза;
СУ - низкая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза; С2 - низкая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза. Таким образом, опираясь на результаты АВС- и ХУZ-анализа в конкурентном анализе гепатопротекторов, примем решение о включении в ассортиментный портфель закупок ЛС Эссливер форте и Эссенциале Н, т. к они имеют высокую потребительскую стоимость, более или менее стабильные продажи и хорошую надежность прогноза, что расценивается как благоприятные возможности в SWOT-анализе (табл. 10). Два ЛС, Карсил и Лив 52, характеризуются средней потребительской стоимостью, нестабильным, возможно, непредсказуемым, потреблением и недостаточно высокой надежностью прогноза, поэтому включение их в портфель закупок должно опираться на показатели спроса на конкретном рынке. ЛС Гептрал имеет очень незначительную долю в объеме продаж, что повлияло на отнесение его в группу С с низкой потребительской стоимостью, но характеризуется стабильными продажами, поэтому этот препарат можно включить в портфель закупок при условии обеспечения спроса. Это ЛС новое на фарм. рынке, поэтому возможно кампания по продвижению ЛС пока проведена на недостаточном уровне.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |