КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Основные направления экономической политики
Вопросы для самоконтроля Уровень безработицы = (количество безработных / рабочая сила) х 100. Полный, или естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Сейчас считается, что естественный уровень равен 5-6 % (6,5 – 7,5). Реальный объем ВНП, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. То есть это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании ресурсов. Понятно, что чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Прежде всего, это – не выпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии обеспечить рабочими местами всех, кто хочет и может работать, не используются потенциальные возможности производства товаров и услуг. То есть происходит отставание объема ВНП. Оно представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП. Отношение между уровнем безработицы и отставанием ВНП математически выражает закон А. Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
2. Инфляция – одна из важнейших макроэкономических проблем. Это долговременный процесс, который проявляется в росте общего уровня цен.
Инфляция ( от лат. – вздутие )– это устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Дефляция ( от лат. – сдувание ) – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен. Дезинфляция – замедление средних темпов роста цен. Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего (среднего) уровня цен. Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто для этого используют индекс потребительских цен. Следует иметь в виду, что не всякое повышение цен свидетельствует об инфляции. Цены могут повышаться из-за улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Это будет не инфляционный, а в определенной степени логичный рост цен на отдельные товары. Инфляция может протекать в открытой (явной) или скрытой (подавленной) форме. Это зависит от характера государственного вмешательства в экономику и инструментов антиинфляционной политики. Открытая инфляция – в условиях свободного ценообразования. Измеряется темпом прироста уровня цен, снижением курса национальной валюты и т.д. Подавленная инфляция – в условиях административного ценообразования, контроля над ценами, ЗП, объемами производства на микро- и макроуровнях. Проявляется в увеличении дефицита в экономике, снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении разрыва между ценами свободного (теневого) и рынка и государственными. Инфляция оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику: чем выше ее уровень, тем сильнее отрицательные последствия. В зависимости темпов прироста цен различают следующие формы инфляции: - умеренная или ползучая (до 10 % в год), не оказывает серьезного отрицательного воздействия на экономику; - галопирующая (до 200 % в год), свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики, кризисном состоянии финансовой системы;
- гиперинфляция (свыше 200 % в год), наступает в период серьезных нарушений пропорций в экономике, когда она близка к краху. Причины инфляции достаточно многообразны, они бывают как внутренние, так и внешние. Хотя обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает их предложение, что создает условия для поднятия цен производителями независимо от издержек производства. Внешние причины: - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса. Внутренние причины: - деформация структуры национальной экономики, выраженная в существенном отставании отраслей потребительского сектора в развитии от отраслей тяжелой индустрии. - недостатки государственного регулирования экономики. Так, в условиях централизованной экономики административные ограничители денежной и товарной массы работали недостаточно эффективно. Чтобы поддержать высокие темпы экономического развития постоянно росли капвложения, а потребление сдерживалось. В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, различают следующие виды инфляции: 1. Инфляция спроса (возникает как следствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости. Производство не успевает за избыточным совокупным спросом, что приводит к росту цен. В этих условиях есть возможность повышать прибыли, привлекать дополнительную рабочую силу. Заработная плата повышается, так как предложение рабочей силы снижается, а потребительский спрос растет, что ведет к повышению цен. 2. Инфляция издержек (как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Причины повышения средних издержек: повышение ЗП в результате давления профсоюзов (не уравновешивается ростом производительности труда); повышение цен на сырье; увеличение налогов. Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, а предложение товаров уменьшается, так как растут издержки. Это ведет к повышению цен, а затем к росту инфляции. Хозяйственные субъекты пытаются предвидеть изменение основных макроэкономических показателей, так формируются инфляционные ожидания. Они являются результатом и фактором развития инфляции.
В зависимости от степени точности инфляционных ожиданий выделяют прогнозируемую ( ожидаемую) и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию. Обычно инфляция прогнозируемая, если инфляционные ожидания рациональны, отсутствуют неожиданные внутренние и внешние шоки. В противном случае прогнозировать изменение уровня цен сложно. Негативные последствия инфляции: - снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов); - обесценение сбережений населения (как правило, повышение процентов по вкладам не этого не компенсирует); - производители не заинтересованы в выпуске качественных и относительно дорогих товаров; - сельские производители в ожидании повышения цен ограничивают продажу своей продукции в городе; - ухудшение условий жизни преимущественно у социальных групп с твердыми доходами.
3. В условиях, когда экономика приближается к экономическому потенциалу возникает альтернатива между ростом занятости, с одной стороны, и ростом уровня инфляции – с другой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, так как в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов и расширять производство приходится за счет «переманивания» ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок ЗП и цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только за счет ограничения занятости и увеличения безработицы. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филлипса. Он пришел к выводу, что существует некий уровень безработицы (6–7 %), при котором уровень ЗП постоянен и ее прирост равен нулю. Когда безработица снижается ниже этого естественного уровня, наблюдается более быстрый прирост ЗП, и наоборот. Кривая Филлипса показывает, что темп прироста ЗП уменьшается с ростом ЗП.
1. Что такое безработица? Каковы ее причины? 2. Какие основные типы безработицы вы знаете? 3. В чем суть закона А.Оукена? 4. Дайте определение инфляции и назовите ее основные причины. 5. Какие виды инфляции вы знаете? Как рассчитать уровень инфляции? 6. Что характеризует кривая Филипса? Цель: Изучение денежно-кредитного механизма и финансовой системы План: 1. Сущность и функции финансов 2. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства 3. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства Ключевые слова: Финансы, фискальная политика, потребление и инвестиции. Тезисы лекций: 1. Сущность и функции финансов Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе. Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической роли и функциях современного государства". В Украине налоговая система находится еще в стадии становления. Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и покрывается за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов - 33%, внешних займов - 44%. Естественно, эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от них незначительны.
3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п. В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы. Процесс становления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции в сферу материального производства, капитал сосредоточился в торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что начинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством. В основу фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы: - основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю, имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц и прибыль юридических лиц; - косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственного производителя, ограничения потребления отдельных видов товаров, а также на предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста; - применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости от величины получаемого дохода; - ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.
4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса. Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода. Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения. Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала в электронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственных ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то куда пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и латать свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не будет. Сбережения - это возрастающая функция процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода. Рост инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости. На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения. Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.
Вопросы для самопроверки: 1. Что вы понимаете под национальной экономикой? 2. Назовите основные признаки национальной экономики. 3. Каким путем может достигаться стабильность и эффективность в развитии национальной экономики? 4. Дайте характеристику общим и конечным результатам функционирования национальной экономики. 5. Что вы понимаете под цикличностью развития рыночной экономики и охарактеризуйте фазы цикла. 6. Чем определяется продолжительность краткосрочного и долгосрочного цикла? 7. Дайте определение финансам. 8. Перечислите составляющие звенья финансовой системы и дайте им характеристику. 9. Дайте определение государственному бюджету и раскройте структуру его доходной и расходной части. 10. Как вы понимаете бюджетный дефицит. Назовите источники его покрытия в Украине. 11. Что вы понимаете под фискальной политикой государства? 12. На каких принципах строится фискальная политика Украины? 13. Раскройте связь между потребление, сбережением и инвестициями. 14. Раскройте содержание теории эффекта мультипликатора.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |