КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2 Функции инновационного менеджмента
Понятие «функция» многозначно, оно используется в естественных и гуманитарных науках в очень широком диапазоне - от математического понимания как зависимости между двумя и более переменными до функции как характеристики или признака какого-либо системного явления. Рассматривая управленческий аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и, в конечном итоге, к вытеснению из системы. Т.е. каждый компонент (элемент) системы выполняет определенную функцию. Функции управления – это виды деятельности в процессе постановки и достижения целей организации. Прогнозирование Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях развития и сроках существования объекта. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. Цель прогнозирования — получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирование качества и затрат.
Основные задачи прогнозирования: - выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; - разработка прогноза рыночной потребности в соответствии с результатом маркетинговых исследований; - выявление основных экономических, социальных и научно- технических тенденций, влияющих на потребность потребителей; - выбор показателей, существенно влияющих на качество (с точки зрения потребителя) прогнозируемой продукции в условиях рынка; - обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. План и прогноз — взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Планирование Планирование — стадия процесса управления, подразумевающая определение целей и задач деятельности, разработку необходимых для этого методов и средств их решения, наиболее эффективных в конкретных условиях. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления мероприятия и характеристик планируемого объекта. Для плановых разработок используют наиболее рациональный прогнозный вариант: определяются показатели, сроки ответственные и т.д. Основные задачи планирования инновационной деятельности: - выбор перспективной стратегии фирмы (основной и функциональной); - обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы; - формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов. Вариантность плана обеспечивают разработкой не менее трех вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.
Сбалансированность плана обеспечивают преемственностью баланса показателей: цена/качество, поступление/ распределение ресурсов и т.д.
Рассмотрим целеполагание в рамках планирования. Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства, ассортимент выпускаемой продукции, технологическую и организационную структуру, решает вопросы поведения и позиционирования на рынке. В связи с этим она имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. ЦЕЛЬ - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. К стратегическим целям фирмы, вызываемым воздействием внешней среды относятся: 1. Государственно–политические цели – рост производства, налоговые, пенсионные и др. платежи в бюджет; 2. Экономические цели - максимизация прибыли и объема продаж; 3. Социальные цели – удовлетворение потребностей общества; 4. Правовые цели – законопослушание и исполнительская дисциплина; 5. Научные и технологические цели – поиск новых подходов и методов, создание новшеств; 6. Рыночные цели – активная стратегия поведения, освоение новых сегментов рынка; 7. Экологические цели – минимизация отходов и выбросов в окружающую среду. Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. В Гражданском кодексе России указано, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Однако не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например потребительских обществ, церквей, благотворительных фондов и т. п. Тем не менее, организация может существовать только в условиях ее прибыльности. Тогда вместо максимизации дохода рост нормы прибыли может быть выражен в других показателях:
· удовлетворение потребителя или пользователя услуг; · позиция на рынке, связанная с желанием рыночного лидерства; · условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди сотрудников; · социальная ответственность и имидж организации; · техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам; · минимизация издержек производства и т.д. Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента. В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь цель - сокращение количества жалоб потребителей, в производственных подразделениях цели могут быть связаны с минимизацией издержек и т.д. Следует помнить, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. При этом цели подразделений являются частными, а цели организации – общими (общекорпоративными).
В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.
Процесс планирования подразделяется: - по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный), - по целям (стратегическое и оперативное планирование), - по объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т.д.), - по факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т.д.).
Процесс планирования состоит из анализа (это первый этап планирования): - факторов внешней и внутренней среды, - производственных возможностей и состояния производственного аппарата, - НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции, - финансового состояния и финансовых возможностей и пр.
Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям, как: -проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий; -организация и проведение опытно-конструкторских работ; -подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; -разработка технологических процессов изготовления новой продукции; -проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснастки и т.д.; -технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии; -разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений; -применение или приобретение необходимых информационных устройств и ресурсов; -подготовка, обучение, переквалификация и использование специальных методов -подбора персонала для инновационной деятельности; -организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций; -организация маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта и позиционирование новшеств на рынке. Следующим этапом планирования являются доведение планов до работников и организация условий для реализации планов. Неотъемлемой составной частью планирования является поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства. Дальнейшее развитие и обновление производства связано с выбором альтернативных вариантов развития. Процесс планирования в рыночной экономике не имеет директивного характера, однако он позволяет четко определять стратегию развития, использовать систему показателей деятельности. Рис.1. Процесс планирования в инновационном менеджменте *************************** (освоить лекционный материал следует до этого момента ) Задание 1. Постройте дерево целей:
Организация Организация — функция системы инновационного менеджмента, основные задачи которой — формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.,), а также распределение ответственности, риска и полномочий, т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Следующая важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия. Функция организации в процессе внедрения инновации проявляется в первую очередь в создании и реорганизации организационных структур предприятия с целью их наибольшего соответствия инновационному характеру деятельности. (Пример: создание проектных групп). Еще одним важнейшим аспектом процесса организации является использование и передача властных полномочий. Руководство подразделением любого уровня иерархии невозможно без наличия властных полномочий, так как именно они дают возможность выполнять функции руководства и контроля. Инновации, многогранные, разнородные и трудоемкие по своей сути, требуют перераспределения полномочий между высшими и низшими ступенями иерархии, меняя соотношение централизации и децентрализации управления. (Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации). Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления наблюдается при делегировании менеджерами высшего звена полномочий подразделениям низшей ступени иерархии в рамках их специализации. Делегирование полномочий позволяет ускорять процесс принятия решений, повышать ответственность и заинтересованность рядового работника. При таком распределении полномочий возрастает гибкость, маневренность и уровень оптимизации принимаемых решений, что особенно необходимо в инновационной деятельности. Оптимальному процессу делегирования полномочий наиболее адекватны так называемые дивизиональные организационные структуры, а также проектные группы и внутренние венчуры. Мотивация Мотивация — деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Для этого их экономически и морально стимулируют, обогащают содержание труда и создают условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. Управление мотивацией — это намеренное воздействие на работника с целью решения задач и достижения целей организации. Для успешного руководства в процессе управления менеджер должен использовать знания потребностей, побуждений и мотивов работника для формирования нужного типа поведения. Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления: § Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи § Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга. § Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.
Теория X и Теория Y — теории Дугласа Макгрегора о мотивации людей и поведении в управлении.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |