КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экскурс в историю вопроса. Взаимодействие педагогики и методики по проблемам преподавания литературы в школе
· Понятие о методах и приемах обучения Метод обучения (греч.) – исследование, способ, путь к достижению цели. Следовательно, в современной педагогике метод – упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей (И.Ф. Харламов). Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по решению образовательных, развивающих и воспитательных задач. Исходя из этого, каждый метод характеризуется тремя признаками: · реализует цель обучения · демонстрирует способ усвоения знаний учащимися · обозначает характер взаимодействия субъектов обучения Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей), которые и называются методическими приемами. По отношению к методам приемы носят частный подчиненный характер. Например, метод упражнения включает следующие приемы: демонстрация учителем применения изучаемого материала на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий, тренировка по отработке учениками умений и навыков. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. Применение приемов требует соблюдения определенных правил. Правило в данном случае мы рассматриваем как нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.
Применение методов обучения в современной школе отражает взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного использования любого метода в типичной педагогической ситуации. Необходимо отметить, что выбор методов обусловливается рядом объективных и субъективных причин, влияющих на эффективность процесса обучения. С этой точки зрения можно выделить следующие основные условия, определяющие выбор методов обучения: · реализация принципов обучения · цели и задачи обучения на уроке, тип и структура занятия · объем требований и содержания изучаемого предмета (в том числе темы), реализуемых на уроке · учебные возможности школьников (возрастные возможности, мотивация и активность на уроке, уровень подготовленности и работоспособности, особенности классного коллектива) · материально-технические и организационные условия обучения · мастерство учителя, характер взаимоотношений учителя и учащихся Исходя из вышесказанного, можно заключить, что методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
3. Различные классификации методов и приемов преподавания литературы в школе Классификации методов обучения является одним из сложных и дискутируемых вопросов дидактики. Классификацию мы рассматриваем как систему методов, упорядоченную по определенному признаку. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Обратимся к основным из них.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |