КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Поведение потребителя на рынке
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Полезность — это способность благ удовлетворять какие-то потребности данного субъекта. Общая полезность блага (TU) — полезность, извлекаемая потребителем при потреблении всего количества блага (товара, услуги).
Кардиналистский (количественный) подход предполагает, что полезность (U) можно измерить в условных единицах (ютилях). При этом полезность зависит лишь от количества потребляемых единиц данного товара. 1-й Закон Госсена: падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного блага получил название закона предельной полезности. 2-й Закон Госсена: при потреблении нескольких товаров, общий уровень полезности от их потребления будет максимальным, при равенстве их предельных полезностей. TUmax = MUA = MUB = = MUN, отсюда MUA/PA = MUB/PB =... MUN/PN — условие равновесия потребителя в кардиналистской концепции. Ординалистский (порядковый) подход предполагает только возможность установления определенного отношения потребителя к различным благам: предпочтение или безразличие. Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребления в условиях ограниченности денежного дохода, направленного на потребление. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую общую полезность TU для потребителя. Карта безразличия — это набор кривых безразличия (U,, Un, Uni), каждая из которых соответствует различной величине общей полезности TU. Предельная норма замещения (MRSx,y) показывает то количество товара (у), которое должно быть сокращено в обмен на увеличение товара (х) на единицу с тем, чтобы общая полезность набора осталась прежней:
Наклон кривой безразличия = MRSx,y. Бюджетная линия — прямая, каждая точка которой пока¬зывает наборы двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и данном уровне цен.
Бюджетное ограничение показывает экономическую доступность покупок: какие наборы можно приобрести на имеющийся у потребителя доход I при ценах Р. Положение равновесия потребителя соответствует оптимальной комбинации благ, которая достигается в точке касания бюджетной линии с наиболее высокой из пересекающих ее кривых безразличия. Наклон кривой безразличия (MRSx,y) при достижении оптимального равновесия потребителя должен быть равен наклону бюджетной линии (Рх/Ру).
Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистский подход) Потребителя на рынке интересует три вопроса: ♦ Что купить? ♦ Сколько стоит? ♦ Хватит ли денег на покупку?
Ответы на эти вопросы зависят от полезности и цены товара, а также от дохода потребителя. Исследование этих категорий и составляет содержание теории потребительского выбора. Есть три подхода к изучению потребительского поведения: ♦кардиналистский; ♦ординалистский; ♦анализ поведения потребителя на основе «эффекта дохода» и «эффекта замещения».
Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается на теории предельной полезности (разработан Менгером, Бем-Баверком, Госсеном). Считается, что полезность — главный фактор потребительского выбора. Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять количественно полезность товаров и услуг в условных единицах — ютилях, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения. Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, сделаем важное предположение о том, что каждый потребитель исключительно рационален и, приобретая товары, стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.
Полезность — это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага. Измеряется не в денежном выражении, а в условных единицах — юти лях. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) — это совокупная полезность от всего количества потребляемого блага (Q). Предельная полезность (MU) — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:
Взаимосвязь между TU и MU (рис. 2.1.1 и 2.1.2): 1. TU растет максимальными темпами, когда MU максимальна (при первых единицах блага Q). 2. Когда MU = 0, TU перестает расти и достигает своего максимума. 3. Когда MU < 0, то TU — убывает.
1-й Закон Госсена: закон убывающей предельной полезности — по мере того, как растет количество потребляемого товара, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. Следствие из закона: для потребителя важно не только количество потребляемого товара, но и способ его употребления (будущая концепция маркетинга).
2-й Закон Госсена: при потреблении нескольких товаров (А,В...п) общий уровень полезности от их потребления будет максимальным, при равенстве их предельных полезностей. TUmax = MUA = MUB = MUN, отсюда MUA/PA = MUB/PB =... MUN/PN — условие равновесия потребителя в кардиналистской концепции.
Кривые безразличия и бюджетные ограничения (ординалистский подход) Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса разработан Дж. Хиксом, Е. Слуцким, Р. Аленом, В. Парето. В данном подходе индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей сравнивать не отдельные товары, а наборы товаров. Каждый набор товаров А, В,С... состоит из двух товаров х и у, но в разном количественном соотношении. Полезность набора товаров имеет в этом случае порядковую измеримость.
Основные аксиомы порядкового подхода: 1. Сравнимость наборов товаров. Каждый набор товаров А, В, С... может быть сравнен потребителем, в результате, если набор А более предпочтителен (лучше), чем набор В, то это обозначается знаком (>) — А > В, если безразличны наборы (~) — А ~ В, это означает потребительскую равноценность наборов. 2. Транзитивность наборов. Отражает последовательность потребительских предпочтений набора товаров. Если А > В, а В > С, то А > С, или А - В и С ~ В, то А ~ С, или А > В, и В ~ С, то А > С. 3. Ненасыщаемость(строгая монотонность отношений предпочтения). Если А = В, то это означает равное количество входящих в наборы А и В товаров х и у, но если в набор А входит на одну единицу больше товара х или у, то он для потребителя становится более предпочтителен, чем В, т.е. А > В.
Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет собой наборы товаров А, В, С, имеющих одинаковую полезность для потребителя (TU-const). Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая (дальняя) кривая отображает относительно большую полезность (Un > Uj) (рис. 2.2.1).
Кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя в потреблении наборов товаров А, В, С, которые не зависят от дохода потребителя и цен на товары х и у, поэтому изменения в доходе и ценах не влияют на положение кривых.
Свойства кривых безразличия: 1. Кривые безразличия не пересекаются (параллельны друг другу). 2. Чем дальше от начала координат находится кривая безразличия, тем больший уровень полезности для потребителя она отражает.
3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, как правило, выпуклы к началу координат. 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве товаров х и у. 5. Предельная норма замещения одного блага другим (MRSx,y) убывает по мере движения вдоль кривой безразличия. Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его финансовые возможности. Бюджетная линия потребителя — это прямая, точки которой показывают допустимые наборы товаров при условии полного использования дохода (рис 2.2.2). Бюджетные ограничения для двух товаров х и у выражаются формулой:
где Рх — цена товара х; X — количество товара х; Ру — цена товара у; У — количество товара у; I — величина дохода потребителя. Условия построения бюджетных ограничений потребителя: 1. р = р(p1,…,рn) — вектор цен. 2.Существует полная определенность потребителя относительно цен. 3. Константность цен. 4. Существует доход потребителя I (income). Это означает, что сумма затрат на все товары не превышает соответствующего дохода (I). Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (К) и (L): К = I/Py; L = I/Рх. Бюджетная линия показывает множество товаров х,у, которые входят в наборы товаров потребителя при условии, что весь доход используется полностью. Свойства бюджетного множества потребителя: 1. Замкнутость. 2.1 > 0. 3. Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: -Рх/Ру.
Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии (1) на рис. 2.2.2. При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному (2) на рис. 2.2.2.
Оптимум потребителя Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого блага следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения.
На рис. 2.3.1 точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя, точки А и В не являются равновесными, т.к. пересекаются с более низкой кривой безразличия. MRSx,y < 0 const, в точке (Е) потребитель максимизирует удовлетворение от потребления и покупки товаров х и у. В точке (Е), где угол наклона кривой безразличия (MRSx,y), равен углу наклона бюджетной линии (Рх/Ру), возникает равновесие потребителя. Условие потребительского равновесия: Состояния углового равновесия характерны для ситуаций, когда товарыхиу абсолютные заменители (MRSx,y = const)или совершенно дополняющие блага (автомобиль и номерной знак, MRSx,y — 0). Графически угловое равновесие потребителя (рис. 2.3.2 и 2.3.3) выглядит так: Равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией (в точке Е). Другими словами — потребитель воздерживается от покупки блага х и все ресурсы направляет на покупку блага у. Равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла (точка Е).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Эффект дохода — эффект, получаемый потребителем в результате снижения цен на данный товар, и возможности увеличения объемов его закупок без отказа от покупок других товаров. Показывает долю величины спроса на данный товар, вызванной изменением реального дохода. Эффект замещения — эффект, получаемый потребителем в результате приобретения более дешевых товаров вместо аналогичных» цены на которые выросли. Показывает долю величины спроса на данный товар, вызванной изменением реального дохода. Кривая «доход-потребление» — кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода. Кривая «цена-потребление» — кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия. Кривая Энгеля отражает зависимость величины спроса на благо в зависимости от дохода потребителя. Рыночный спрос — это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х. Товар Гиффена — это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена. Реальный доход можно выразить через номинальный доход, уменьшенный на величину инфляции за истекший период. Номинальный доход соответствует денежной сумме дохода, выраженной в действующих ценах данного периода. Индекс Ласпереса рассчитывается как изменение цен на базисную потребительскую корзину, произошедшее за текущий период Индекс Пааше рассчитывается как оценка стоимости текущей потребительской корзины в ценах базисного периода Индекса Фишера:
Эффект дохода и эффект замещения
Данная модель поведения потребителя объясняет влияние цены товара на выбор потребителя. Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос: эффект замещения и эффект дохода. 1) Эффект замещения — это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. 2) Эффект дохода — это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить. Классический вид графика спроса отражает влияние на спрос эффекта замещения. Чем больше заменителей у товара, тем значительнее эффект замещения. Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров. Для таких товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении. Используем графическую модель Дж. Хикса, чтобы наглядно разделить эффект замещения и эффект дохода: Кг — бюджетная линия, С, — равновесие потребителя. Если снижается Рх, то Rj движется против часовой стрелки к R2; С2 — точка нового потребительского равновесия. Проведем Ra параллельно R2 так, чтобы R3 касалось Ur Точка С3 разделит эффект замещения и эффект дохода. Если х некачественный товар, то эффекты дохода и замещения действуют в противоположных направлениях и эффект дохода снижает эффект замещения. В результате изменение спроса оказывается незначительным. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар х. Это характерно для товаров Гиффена. Товар Гиффена — это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена.
Кривая «доход-потребление» и кривые Энгеля
Если одновременно снижается Рх и Ру, то это означает увеличение реального дохода потребителя и равномерное смещение бюджетной линии вправо. CI, С2, СЗ, С4 — параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление» (рис. 4.2.1). Кривая «доход-потребление» связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров x и y изменяется с ростом дохода. Для нормальных благ кривая «доход-потребление» имеет положительный наклон, для некачественных товаров — отрицательный наклон, для нейтральных товаров она вертикальна. Зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде называется кривой Энгеля. Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом изображена на рисунке 4.2.2. Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши (рис. 4.2.3). Если доход меньше, чем I, то благо вообще недоступно. Кривая Энгеля для некачественных товаров: потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I (рис. 4.2.4).
Кривая «цена-потребление»
Кривая «цена-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров (рис. 4.3.1). На ее основе строится кривая индивидуального спроса. Кривая «цена-потребление» Кривая индивидуального спроса на товар х. х — нормальное благо.
Построение кривой индивидуального и рыночного спроса
Рыночный спрос — это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара (рис. 4.4.3). Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.
Оценка благосостояния потребителей
Поскольку цены в рыночной экономике постоянно изменяются, потребительский доход, представленный определенной денежной суммой, может иметь различную покупательную способность. В этом случае различают номинальный и реальный доход. Номинальный доход соответствует денежной сумме дохода, выраженной в действующих ценах данного периода. Реальный доход отражает покупательную способность нынешнего дохода, соответствующую ценам прошлого, базисного периода. Реальный доход можно выразить через номинальный доход, уменьшенный на величину инфляции за истекший период: где J — индекс изменения цен товаров; 1г — реальный доход; 1р — номинальный доход. Для оценки изменения цен существует целая система статистических индексов. Индекс Лайспереса рассчитывается как изменение цен на базисную потребительскую корзину, произошедшее за текущий период. Он определяется по формуле: где Р0, Pj — цены всех товаров, входящих в базисную корзину Х0, соответственно в базисном и текущем периодах. Отражая динамику цен на базисную корзину, индекс Ласпереса не учитывает изменения, произошедшие в структуре и ассортименте потребления, следовательно, в нем игнорируется эффект замещения и отражается лишь эффект дохода, что приводит к некоторому завышению оценки роста цен. Индекс Пааше рассчитывается как оценка стоимости текущей потребительской корзины в ценах базисного периода: где Р0, Рг — цены всех товаров, входящих в текущую потребительскую корзину Х0, соответственно в базисном и текущем периодах. Индекс Пааше не отражает в полной мере эффект дохода, вызванный изменением благосостояния потребителя за истекший период, поэтому он несколько занижает оценку инфляции. Для устранения недостатков, присущих обоим индексам, рассчитывается их средняя геометрическая величина, получившая название индекса Фишера:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |