Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие рынка транспортных услуг




 

Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных операторов.

Государственное участие в акционерных обществах (речь идет о реальном участии – на уровне контрольного или блокирующего пакета акций) на определенном переходном этапе может быть оправдано только в отношении компаний, которые определяют устойчивость целых сегментов национального рынка транспортных услуг.

Государство должно прекращать свое участие в тех компаниях, где оно является миноритарным акционером. Государственные унитарные предприятия, конкурирующие с частными операторами на рынке транспортных услуг, должны быть приватизированы.

Основными направлениями развития рынка транспортных услуг являются:

· совершенствование антимонопольного регулирования;

· поэтапный переход от ценового регулирования к рынку свободных цен;

· создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;

· устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;

· использование в случаях, где по тем или иным причинам прямая конкуренция на рынке невозможна или носит деструктивный характер, конкуренции "за рынок" на основе проведения публичных конкурсов операторов (в частности, в секторе городского и пригородного пассажирского транспорта);

· коммерциализация использования транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов. Поэтапная приватизация отдельных элементов транспортной инфраструктуры;

· совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям;

· постепенный переход к более «мягким» формам государственного регулирования, включая добровольную сертификацию;

· поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;

· стимулирование консолидации транспортного бизнеса в отдельных сегментах рынка;

· правовое разделение секторов перевозок, выполняемых по найму, и перевозок собственных пассажиров и грузов;

· защита наемных перевозчиков от несправедливой конкуренции со стороны нетранспортного сектора экономики;

· постепенная замена действующих количественных квот качественными.

Совершенствование антимонопольного регулирования предусматривает:

· совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации, разграничение рынка транспортных услуг и сектора нерыночной коммерческой эксплуатации транспортных средств и использования транспортных средств для некоммерческих нужд;

· сокращение естественно-монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе, методы антимонопольного регулирования и контроля);

· совершенствование законодательства, в том числе антимонопольного и специального (отраслевого), разработка и законодательное закрепление правил доступа на рынки и правил их функционирования, а также типовых договоров на оказание услуг субъектами естественных монополий;

· формирование процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений.

Тарифно-ценовое регулирование должно быть, по возможности ограничено сферами естественных монополий. При этом должен обеспечиваться баланс интересов операторов и пользователей транспортных услуг.

При регулировании тарифов могут решаться следующие основные задачи:

· контроль общего уровня тарифов для недопущения развития инфляции;

· ограничение тарифов сверху, чтобы обеспечить доступность услуг для большинства потенциальных потребителей;

· ограничение тарифов снизу для недопущения демпинга;

· обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет применения принципа "объявленного тарифа");

· обеспечение разумной стабильности тарифов (за счет недопущения изменения тарифа в течение определенного времени).

Основными направлениями совершенствования тарифного регулирования на отдельные виды транспортных услуг являются:

На железнодорожном транспорте необходима комплексная переработка методик регулирования тарифов и прейскурантов с учетом создания государственной акционерной железнодорожной компании и иных субъектов рынка, а также разделения услуг инфраструктуры и перевозочных услуг

На пассажирских железнодорожных перевозках должен осуществляться постепенный переход к свободным тарифам, начиная с более дорогих категорий услуг, по мере сокращения внутреннего перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте.

На грузовых железнодорожных перевозках необходима разработка методов комплексного регулирования тарифов с учетом ставок в морских портах для основных грузопотоков экспортных грузов. Сокращение сферы регулирования тарифов на грузовые перевозки будет возможно по мере развития конкуренции на отдельных видах перевозок

Дерегулирование тарифов на перевозки внешнеторговых грузов станет возможным после создания в России мультимодальных операторов, специализирующихся на данном виде деятельности

В морской портовой индустрии регулирование тарифов на перевалку внешнеторговых грузов и ставок портовых сборов должно быть направлено на повышение привлекательности российских портов для судовладельцев, поддержку российских перевозчиков при адекватном финансировании мероприятий по обеспечению безопасности судоходства в портах.

В сфере услуг речных портов необходимо выведение большинства портов из перечня локальных естественных монополий при условии разделения функций портового оператора и перевозчика. Уровень конкуренции в сфере погрузочно-разгрузочных услуг является уже достаточно высоким.

Консолидация транспортного бизнеса наиболее оправдана в тех сегментах рынка, где деятельность большого количества мелких неэффективных операторов снижает стандарты транспортного обслуживания, уровень безопасности, препятствует нормальному обновлению основных фондов.

Государство стимулирует консолидацию бизнеса путем ужесточения качественных требований к операторам.

Консолидация может осуществляться на корпоративной основе, путем создания альянсов, пулов, использования всех механизмов, которые допускает действующее законодательство.

Государственная поддержка субъектов рынка транспортных услуг или пользователей допускается в случаях, когда за счет рыночных механизмов не может быть обеспечен достаточный уровень предложения или социально приемлемый уровень тарифов.

Государственная поддержка предоставляется на основе контрактов с операторами или целевых адресных дотаций, предоставляемых пользователям.

Поддержка может носить характер целевых субсидий пользователям и операторам, а также защиты действующих на основе контракта операторов от конкуренции со стороны иных субъектов рынка.

В случаях, когда государство оказывает поддержку операторам, оно имеет право на применение конкурсных принципов допуска операторов к выполнению данного вида деятельности.

Развитие рыночных отношений на транспорте должно сопровождаться адекватным совершенствованием системы статистического наблюдения в следующих направлениях:

· сокращением объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;

· унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;

· охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;

· замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;

· делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.