Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екатеринбург 2002 8 страница




Все три упоминавшиеся движения объединил в себе признанный викторианский ученый Альфред Расселл Уоллес, открывший эволюцию видов. Он воспринял френологию и месмеризм. Позднее он использовал френологию для доказательства того, что эволюция человека продолжается не на физическом, а на ментальном уровне. Он также полагал, что френология станет психологией XX века. Уоллес практиковал месмеризм, веря, что он может улучшить телепатические и ясновидческие возможности. В 1865 году Уоллес обратился к спиритизму и написал ряд книг о своих исследованиях медиумов. В этих книгах предлагалась новая философия жизни. Наконец, он пришел к выводу, что эволюцией управляет богоподобный разум. Это заявление среди сторонников Хаксли вызвало сомнения в умственном здоровье Уоллеса.

Реакция на духовный кризис конца века - это оккультные движения и агрессивный социализм. Конец века ознаменовался рождением психологии иррационального. Темная сторона человеческой природы стала очевид­ной для философов, социологов и психологов. По-видимому, популярность психоанализа имела те же причины, что и популярность месмеризма, френологии и спиритизма. Подобно этим движениям психоанализ предлагал вглядеться в неизвестного человека. Он же давал практический совет и надежду на спасение, хотя бы в этом мире.

Прогресс вне психологии. В 1795 году из Гринвичской обсерватории был уволен ассистент за то, что данные его измерений на 0,5 сек. расходились с данными измерений начальника. Много лет спустя германский астроном Ф.В.Гессель (I784-I846) начал систематическое сравнение временных измерений разных астрономов и обнаружил, что у разных астрономов скорость фиксации прохождения небесных тел оказывалась разной. Чтобы скорректировать это, он предложил " личное уравнение " Для Гринвичской обсерватории оно выглядело бы так: асе. - рук. =0,5 сек. Так можно было сопоставить измерения любой пары астрономов.

Между тем, измерение времени реакции было изобретено Германом фон Гельмгольцем /I82I-I894/ в связи с проблемой скорости нервной проводимости. В 1850 году, стимулируя двигательный нерв ножного мускула лягушки, он установил, что скорость передачи импульса равна 26 м/сек.

Обе названные работы были использованы Ф.К.Дондерсом (I8I8-I889), датским физиологом. Он полагал, что время между стимулом и реакцией может применяться для оценки скорости умственных процессов. Это был первый случай применения времени реакции к изучению сложных психических процессов. Если, например, простая реакция составляет 0,15 сек, а реакция различения и выбора - 0,23 сек., то по Дондерсу, умственные реакции выбора и различения, включенные в простые реакции должны занимать 0,23 - 0,15 = 0,80 сек. Это открывало путь объективных измерения физиологических и умственных процессов и было названо " умственной хронометрией ".

Этот метод был использован Вундтом и первыми исследователями ин­теллекта. Он позволял ввести количественные оценки и делал психологию экспериментальной наукой. К несчастью, многочисленные трудности применения умственной хронометрии привели к отказу от этого метода в XIX столетии. Одна из этих трудностей - индивидуальные различия. Эти paзличия раздражали Вундта, но вдохновляли его американского студента Дж.Н.Кеттелла. С приходом бихевиоризма психологи обратились к процессам научения, а не к времени реакции. Но с возникновением когнитивной психологии в 1960-х умственная хронометрия была возобновлена, поскольку когнитивистов интересовала преходящая природа внутренних умственных процессов, таких, как суждения, рассуждение, память, узнавание.

Психофизика. По мнению историка психологии И.Г.Боринга возникно­вение экспериментальной психологии относится к I860 году, когда бы­ла опубликована книга Густава Теодора Фехнера (I801-1887) "Элементы психофизики". Фехнер был переквалифицировавшимся физиком. Он разработал и провел первое систематическое исследование в экспериментальной психологии. И первый же применил математические законы.

Фехнер видел, что содержанием сознания можно манипулировать, уп­равляя стимулами. Такое управление делает возможным эксперимент над интеллектом. Мы можем заставить человека поднимать грузы известного веса, слушать звуки известных тона и громкости и т.п. При этом мы мо­жем спросить, какой из двух грузов тяжелее, какой из двух звуков громче. Таким образом мы можем косвенно измерять ощущения. Мы можем также математически связать величину стимула (Р) с конечной силой ощущения (С). Можно было бы подумать, что они напрямую связаны, но Фехнер обнаружил, что это не так: С=Клог Р, где К - константа.

У Фехнера были предшественники. Метод самоотчета при paзличении стимулов предложил физиолог Эрнст Генрих Вебер /I795-I878/. Концепция понимания ощущений как количественно изменяющихся состояний сознания восходит к монадам Лейбница и его доктрине о малой перцепции и апперцепции. Эта линия была затем разработана германским философом, психологом и педагогом Иоганном Фридрихом Гербартом (1776-1841).

Фехнер последовал за обоими, предполагая существование бес­сознательного или как он его назвал, " отрицательных ощущений ", которые не пересекают порог сознания. Непосредственной целью работы Фехнера была проблема ум - тело. Он считал, что ум и мозг - это просто две стороны одной и той же реальности и что физические стимулы и субъективные ощущения должны быть функционально связаны. Фехнер не является создателем науки психологии, потому, что в отличие от Вундта, он не отводил психологам социально значимой роли. Тем не менее, Фехнер основал экспериментальную психологию благодаря своим методам.

Функции мозга. Галль был первым, кто всерьез высказал идею о том, что мозг является органом ума. Его исследования произвели настоящую бурю в физиологии, подтолкнув физиологов к экспериментальному изу­чению мозга. Вначале физиологи отвергли, а затем обнаружили локали­зацию мозговых функций.

Давним критиком Галля был французский физиолог Жан Пьер Мари Флоран (I794-I867), пионер экспериментального исследования мозга. В своих выводах Флоран был более подвержен философским идеям, неже­ли Галль. Он верил, что душа пребывает в мозговых полушариях, а по­скольку душа едина, то и действие полушарий должно быть таким же. Он был также убежден, что не существует органической связи между сенсорными и моторными функциями низших и высших отделов мозга. Его взгляды оказались догмой на десятилетия.

Английский физиолог Чарльз Белл (1774-1842) обнаружил существование сенсорных и моторных нервов, а в 1822 году Франсуа Мажанди (1783-1855) обнаружил то же самое, но не только анатомически, но и функционально в результате экспериментов на живых животных. Он считал, по­добно Флорану, что все способности - это только модификации восприятия, и он не видел, какую роль могут играть полушария в регуляции поведения.

Следующий важный шаг в изучении мозга сделал Пьер Поль Брока (I824-1880). Он установил, что разные части мозга имеют разные поведенческие функции. В первую очередь это касалось нарушений речи в связи с травмами мозга. Особенно вводило физиологов в заблуждение отсутствие чувствительности в головном мозге. Никакие механические воздействия не вызывали болевых ощущений. Это подводило к мысли о том, что полушария не участвуют в деятельности. Однако, в 1870 году германские исследователи объявили, что электрическое раздражение мозга вызывает движение в различных частях тела. Так родилась "новая френология", были созданы карты мозга, указывающие расположение каж­дой сенсорной и двигательной функции. Но эти карты отличались от френологических.

Понимание мозга как отражающего устройства, объединяющего сенсор­ную информацию с двигательными актами сделало возможным соединение британского ассоцианизма с физиологией. Эту работу проделал Алек­сандр Бейн (I8I8-I903). В 1851 он писал своему другу и коллеге, Джону Стьюарту Миллу: "Я не желал бы ни чего больше, чем объединить физиологию и психологию". Он выполнил свое желание, выпустив две книги: "Ощущения и интеллект" (1855) и "Эмоции и воля" (1859). Это обширный обзор психологии с точки зрения ассоцианизма и физиологии, охватывающий каждую психологическую тему от простых ощущений до эс­тетики и этики.

Бейн предложил мало новых идей. Его ассоцианизм восходит к Гартли и Миллу, однако он писал как психолог. Его меньше интересовали мировоззренческие вопросы, чем объяснение человеческого мышления и поведения. Благодаря этому он воспринял сенсомоторную физиологию германского физиолога Иоганнеса Мюллера (I80I-I858). Даже сегодня наиболее общие психологические учебники строятся по Бейну: начиная с простых нервных функций в ощущениях и далее обращаясь к мышлению и социальным отношениям.

Результат работы Бейна имел большие последствия. Благодаря ему позднее английские исследователи обратились к изучению полушарий головного мозга. Журнал "Разум" (Mind), который он основал в 1874 году, существует до сих пор как орган философской психологии. Его концепция разума вскоре устарела. Несмотря на использование физиологических данных, он не проводил экспериментов. Признавая важность работы Дарвина, он не учитывал эволюционной теории. Будущее ассоциативной психологии состояло в обращении к эволюции, a не к физиологии.

Во Франции философскую психологию развивали " идеологи ". Термин ввел Антуан Луи Клод Дестют де Траси (I754-I836). "Идеология" означает изучение идей и их происхождения. Она продолжала просвещенческую традицию французского эмпиризма. Идеологи обращались к взглядам Локка, к социальным реформам, интересовались улучшением образования и созданием нового общества.

Наиболее известен из идеологов Пьер Жан Жорж Кабанис (I757-I808) врач, которого иногда называют отцом физиологической психологии. Его девиз: "Мы ощущаем, мы существуем". Он сравнивал функ­цию мозга и функцию желудка. Сам он эксперименты никогда не прово­дил, но ссылался на "эксперименты" с гильотиной, доказывая, что ум­ственная активность и действия имеют многоуровневую природу: тело продолжает дергаться, когда голова удалена, но это всего лишь бессознательная рефлекторная активность. Сознание существует в мозгу и исчезает в момент казни. Он был воинствующим материалистом.

Мари Франсуа Пьер Мен де Биран (I766-1824) начал как идеолог, затем обратился к католицизму. Он считал, что психология должна изучать всю личность. Он полагал, что человеческая природа - это несколько больше, чем просто материя. Он доказывал, что основным методом психологии должна быть рефлексия и называл это "экспериментальной пси­хологией". В результате рефлексии им был найден центральный психологический факт - это "воля" или "чувство усилия" которое мы испытываем, совершая произвольные действия. Подобно Вундту, Де Биран был волюнтаристом, с той лишь разницей, что его экспериментальная психология использовала напряженную картезианскую форму интроспекции, а не вундтовское простое самонаблюдение. Он оказал прямое воздействие в Фрейда. Фрейду было известно суждение де Бирана, что многие важные влияния на душевную жизнь являются неосознаваемыми, и только внимательная рефлексия может их обнаружить. С возрастом де Биран обратился к религии. В конце жизни он верил в отдельную бессмертную душу, чьи отношения с Богом следует изучать. Это направление его мысли помогло впоследствии созданию французской школы спиритуализма, которая противостояла материализму, но не изучала психические явления. Умер он католиком.

Последний французский философский психолог Ипполит Адольф Тэн (I828-I893). Хотя большинство его работ посвящены истории и литера­туре, он гордился более всего своей психологической работой "Об ин­теллекте" (I870). Уильям Джеймс использовал эту книгу как учебник психологии когда учился в Гарварде. Тэн полагал, что любые абстрактные идеи можно свести к простым ощущениям, и задача психологии такая же как и у химии: понять принципы группирования элементов. Вслед за Лейбницем Тэн считал, что осознанные ощущения являются совокупностями более слабых и едва осознаваемых. Таким образом, он подобно мно­гим в XIX столетии верил в бессознательное.

Тэн был также сторонником психофизического параллелизма, полагая, что каждое событие в сознании имеет своего нервного двойника. Работы Тэна оказали, конечно, меньшее влияние на развитие психологии, чем работы Бейна. В своей философии он ближе, чем Бейн подошел к бихевиоризму. Его понимание науки напоминало поздних логических позитивистов. По его мнению первейшая задача науки состояла в том, чтобы со­бирать наблюдаемые данные и делать простые обобщения, а затем логи­чески их организовывать, опираясь на дедукцию. Наконец, явление может быть предсказано на основе теоретической системы. Эти предсказания можно проверить наблюдением. Благодаря Тэну французская психология развивалась в сторону объективной эмпирической науки, интегрированной с биологией.

Германия. Преобладающей философской системой в Германии после Канта был идеализм в той или иной форме. Это отразилось на психологии. Вундт изучал индивидуальное сознание, проповедовал исторический генетический подход к изучению высших мыслительных процессов. Он считал волю силой, объединяющей духовную жизнь. Все это части идеалистической философии. Фрейд также находился под влиянием кон­цепции Шопенгауэра о бессознательных примитивных силах, скрывающихся в личности. Тем не менее германские идеалисты вслед за Кантом рассматривали психологию как науку будущего. Психология изучает конкретного индивида или собрание индивидов, в то время, как идеалис­ты стремились к трансцендентному познанию богоподобного Абсолютного Духа, которого они считали нуменальной реальностью, стоящей вне физического мира и индивидуального разума. Хотя Вундт изучал человеческий ум в целом, он не верил в Абсолютный разум. Эмпирическое исследование представляется идеалисту тривиальным и он активно сопротивляется развитию эмпирической психологии, как это делал Гегель.

Тем не менее в Германии были те, кто пытались разработать научную психологию. Среди них главной фигурой был Иоганн Фридрих Гербарт /I776-I84I/. Он пытался математизировать психологию. Он рассматри­вал психологию как прикладную метафизику. Гербарт описывал разум как собрание элементарных идей, различающихся по интенсивности. Некоторые из них настолько сильны, что пересекают порог сознания. Другие остаются неосознанными. Гербарт предвосхитил Фрейда, утверждая, что ни одна идея никогда не разрушается полностью. Идеи сражаются друг с другом за то, чтобы проникнуть в сознание. Диссонирующие идеи от­талкивают друг друга, а ассоциированные идеи помогают друг другу проникнуть в сознание или увлекают друг друга в бессознательное. Гербарт пытался математически описать взаимодействие идей внутри разума. В одном уравнении за другим он выводил формулы того, как идеи входят в сознание или покидают его. Тупиком в системе Гербарта было то, она не могла быть связана с эмпирической реальностью. Ему так и не удалось измерить разум в отличие, например, от Фехнера. Но это и не было его целью. Он хотел лишь построить гипотетические системы. С этой точки зрения Гербарт напоминает современных психологов - структуралистов, например, Хомского или Пиаже. Пиаже рассматривал мышление как абстрактную активность, которая может быть описана языком формальной логики. Что думает ребенок, не важно для Пиаже, а важна логическая структура мышления. Западный ребенок может думать о классификации спортивных машин. Африканский ребенок - о классификации антилоп, но логика классификации универсальна. Гербарт занимал по­хожую позицию: ум каждой личности абсолютно уникален, поскольку наш опыт уникален, но общими для всех людей оказываются математические законы взаимодействия идей. Прямое влияние Гербарта было невелико, так как у него не было преданных учеников, но его идеи помогли сформулировать Фехнеру психофизику. Следует отметить и некоторое его влияние на систему образования.

Другим значительным германским философским психологом был Рудольф Герман Лотце/1817-1881/. Он был другом Фехнера и по профессии врачом. Он утверждал, что хотя физиология и предложила методы исследования материальной стороны разума и поведения, человеческие существа и животные имеют божественно данные души. Он яростно отрицал материализм в пользу картезианского дуализма.

Возможно, величайшим ученым-естественником XIX столетия был Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821-1894). Большую часть своей деятельности он посвятил физиологии. Помимо проводимости нервов он также изучал физиологию оптики и акустики. Но он был также одним из лидирующих физиков: когда ему было 26 лет, он сформулировал закон сохранения энергии. Его понимание разума близко к эмпиризму Локка.

Особый интерес для психологии представляет его теория бессозна­тельного. Если, например, зрительное восприятие пространства - это не внутренняя интуиция, тогда в процессе развития мы должны научиться вычислять расстояния до объектов, как говорил Беркли. Но мы не знаем производим ли мы такие вычисления. Гельмгольц предполагал, что подобные вычисления или выводи должны быть бессознательными. Более того, научение им происходит бессознательно, как при овладении языком. Подобно словам, идеи /включая ощущения/ - это содержание разума, который представляет реальность. Как дети спонтанно овладевают языком, также спонтанно и бессознательно они познают значение идей. Теория бессознательного у Гельмгольца отличается от других. Для Гербарта бессознательное - это место, где идеи находятся, если они не осознаны. Для романтиков - это хранилище древних и иррациональных сил. Для Гельмгольца - это функция, автономная от сознания, но рациональная, а бессознательные решения имеют ту же форму, что и осознанные.

Гельмгольц был защитником естественных наук. Он приветствовал их развитие в германских университетах. Более того, его собственные исследования поддерживали материализм. Он, однако, признавал опасность чрезмерного увлечения материализмом: "Пожалуйста, не забывайте, что материализм - это метафизическая гипотеза. Если забыть об этом, ма­териализм становится догмой, которая замедляет прогресс науки и как все догмы, приводит к неистовой нетерпимости". Он предпочитал держат ум открытым и полагаться на факты.

Кризис XIX столетия. XIX столетие было веком конфликтов и его конфликты являются нашими. Этот век видел Индустриальную революцию и материальный прогресс, и нищету, распространение религии и подрыв веры наукой, множество моральных ограничений и преступность, расцвет науки и искусства и бездуховность. Психология оказалась в середине этих противоречий. Ужаснее всего было поверить, что люди - это всего лишь химические машины, лишенные не только духа но и свободной воли. Вследствие этого психология стала ареной столкновения материалистов которые верили в это и теми, кто не мог с этим смириться. Этот кон­фликт не окончен.

Основание психологии. Из XIX века вышли три основные формы психологической науки. Вундт основал психологию сознания. Фрейд основал психологию бессознательного. Многие психологи-эволюционисты основа­ли психологию адаптации. Концепции по сути дела уже существовали, ожидая только творческие умы и сильные личности, которые бы могли создать подходящие психологические программы.

 

Глава 7. Психология сознания

 

 

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 г. в Некрау, Баден, Германия. Он был четвертым ребенком в семье священника. Многие предки с обеих сторон были интеллектуалами, учеными, профессорами, правительственными служащими и врачами. В 13 лет Вундт начал формальное образование в католической гимназии. Ему не нравилась школа и он провалился на экзаменах, но будучи переведен в школу в Гейдельберге, он закончил ее в 1851 году. Он решил заняться медициной, и после довольно неудачного начала, преуспел в занятиях. Его научные интересы касались фи­зиологических исследований. Он получил докторскую степень в 1855 году и после занятий у физиолога Иоганнеса Мюллера, в 1857 году получил вторую докторскую степень, требовавшуюся в германских уни­верситетах для чтения лекций. Он тотчас взялся за преподавание курса экспериментальной психологии для четырех студентов в квартире своей матери в Гейдельберге. Эти занятия были прерваны тяжелой болезнью, от которой он едва не умер.

Во время выздоровления Вундт предложил свои услуги и получил место ассистента у Германа фон Гельмгольца. Хотя Вундт восхищался Гельмгольцем, они никогда не были близки, и Вундт отвергал материализм Гельмгольца, но работая под его началом, он провел свой первый курс "Психология как естественная наука" в 1862 году. Тогда же стали появляться его первые значительные работы.

Он продвигался по академической лестнице в Гейдельберге, одно время увлекся политикой как социалист-идеалист. Наконец, он получил кафедру философии в Лейпциге, где преподавал с I875 по I9I7 год. Там же он основал психологический институт в 1879 году и содержал его на свои средства до 1881. Только в 1897 году институт переехал в специально построенное для него здание, разрушенное во время II Мировой войны.

За годы работы в Лейпциге Вундт проделал колоссальную работу. Под его руководством выполнено около 200 диссертаций. Он обучил свыше 24000 студентов, регулярно выпускал работы и статьи в психологичес­ком журнале, который сам же и основал. Он обучил первое поколение психологов. Многие из них были американцами.

В 1900 году Вундт начал публикации своей "Фелькерпсюхологи" ("Психология народов"), которая была завершена в 1920 году, в год его смерти. В этой работе Вундт развивал то, что по его мнению составляло другую половину психологии: изучение человека в обществе, как противопоставление лабораторному изучению индивида. Вундт работал до последнего. Его последней работой были воспоминания, которые он завершил за несколько дней до смерти, 31 августа 1920 года. Ему было 88 лет.

Психология Вундта не искала практических результатов, но и не исключала их. Наконец, она отрицала изучение индивидуальных различий в пользу почти платонических исследований человеческого разума. Такой рационализм объясняет не только определенные особенности системы Вундта, но также и то, почему она не нашла питательной почвы в Америке. Она была чуждой. Американские студенты Вундта получили свои степени в Лейпциге, но вернувшись домой, следовали функциона­лизму - преимущественно американской психологии. В Германии Вундт терпел нападки и обвинения в атомизме от еще более синтетической гештальт-психологии. Во время П Мировой войны под давлением нацистов его идеи, да и вся интеллектуальная общественность были рассеяны.

Психология Вундта - это гибрид физиологии и философии. Алкмеон получил звание первого психолога потому, что он был врачом и фило­софом. Бейн и Лотце также соединили физиологию и философию, но ни один из них не основал психологию. Вундту это удалось, потому что он объединил физиологию с философией и результат такого объединения сделал независимым. К философским вопросам он приложил эмпирически методы физиологии, а также создал новую роль психолога, отличавшегося от философа, физиолога или врача.

Созданию новой дисциплина способствовали особые причины. Вторая половина XIX века в Германии отмечена бурным развитием фи­зиологии в 60-е годы, а затем и философии. Занимаясь обеими этими дисциплинами, Вундт прерывал некоторое время в состоянии когнитив­ного диссонанса. Так что создание новой дисциплины имело для него личностный смысл.

Вундт никак не называл свою школу психологии. Как основатель он говорил просто о психологии. Позднее его студент Титченер назвал свою собственную систему "структурализм". Этот ярлык ошибочно применяется к психологии Вундта. Германские студенты Вундта назвали его систему "ганпхайт-псюхологи", что означает холистическая (всеобщая) психология.

По Вундту психология занимается изучением непосредственного опыта, и таким образом, человеческого сознания или разума. Естественные науки также основываются на опыте, но на таком, который Вундт наз­вал промежуточным опытом, поскольку опыт зависит от внешних объек­тов, а все субъективные элементы удалены. Психология изучает любой опыт, включая субъективные элементы, такие как чувства, и опыт рассматривается непосредственно как он дан в сознании и как он зависит от психического состояния наблюдателя.

Это интроспективная психология, но отличающаяся особенностями, По Вундту необходимо постулировать особое внутреннее чувство, поз­воляющее наблюдать собственное сознание. У одного просто есть впе­чатления и он может описать их. Другому вообще не нужно наблюдение за происходящими событиями. Вундт особо отрицал идею Локка об отражении как источнике идей. Для Вундта весь опыт - это прямой опыт.

Другое отличие психологии Вундта от философских интроспективных психологий заключалось в изучении индивидуального опыта. Этот метод был экспериментальным. Для Вундта обычный акт интроспекции недостоверен, потому, что он нарушает опыт и потому, что он применяется к какому-то единичному опыту, уже миновавшему. Эту ненадежную форму интроспекции Вундт заменил множеством объективных процедур, включавших изме­рение времени реакции, эмоционального состояния, других переменных. Эта была та психология, которую Вундт (I896) назвал физиологической психологией. Физиологическая психология, таким образом, была экспериментальной психологией индивида и являлась физиологической только из-за экспериментального подхода, заимствованного Вундтом из физио­логии.

Окончательное различие между Вундтом и другими интроспективными психологами и философами состоит в том, что его работа не ограничи­валась экспериментальной психологией. Важной темой он считал разви­тие ума, что можно частично адресовать детской и сравнительной пси­хологии. Но более всего его интересовало изучение исторического развития человеческого рода. Жизнь коротка, поэтому наш опыт ограничен, но мы можем сослаться на исторический опыт человечества, записанный и сохраненный в существующих культурах. Этот коллективный опыт позволяет нам изучать вну­тренние тайники сознания, удаленные от сенсомоторных реакций, и та­ким образом, недостижимые для экспериментального изучения по Вундту. Он назвал это "Фелькерпсюхологи"- этническая или психология народа, охватывающая изучение языка, мифов и обычаев.

Вундт не принимал метафизику так же как любой современный экспериментальный психолог. Он отрицал любые формы спекулятивной психологии как дуалистической, так и материалистической. Он отказался постулировать существование отдельной духовной или ментальной субстанции, как это делал Декарт. Поступить так - значит отойти от современной нау­ки - считал Вундт. И кроме того в этом нет необходимости, так как психология изучает опыт, данный в сознании, а не отдельный вещественный ум. С другой стороны, Вундт отрицал материалистический редукционизм. Он признавал, что все психические явления имеют телесный субстрат, но считал, что опыт и физиология должны изучаться независимо.

Позднее он считал, что опыт сознания и физиологические события на­столько различны, что между ними невозможно установить смысловые связи. Такое разделение психического и физического на связанные, но раздельные сферы, каждую со своими законами причинных связей, Вундт назвал " принципом психологического параллелизма ". Это, однако, не тот параллелизм, с которым мы уже встречались. То, что Вундт рассматривал как параллель, не было телесной и психической субстанцией, но только телесными и психическими событиями. Для Вундта существовала только одна реальность, но она могла изучаться с двух позиций: психической и физической.

Вундт сопротивлялся любой попытке материализовать ум. Для него идеи "не бильярдные шары, связанные друг с другом,". не пассивные элементы, взаимодействующие по механическим законам, а активные про­цессы. Любой опыт - это событие, но не вещь, появляющаяся в сознании и исчезающая в бессознательном. Память - это не воскрешение прежней идеи, что Вундт считал невозможным, поскольку сознание постоянно изменяется. Память - это использование правил для реконструкции пред­шествующего опыта.

Для Вундта ум был активным даже в простейших проявлениях. В его доктрине это звучит как " актуальность ума ". Он также называл свою систему волюнтаристической, чтобы подчеркнуть ее сосредоточенность на психической активности, а также на важной роли умственных процессов, чувств и воли. В соответствии с этим, Вундт заменил атомистический редукционизм на доктрину ментального синтеза. Сложные умственные события основываются на более простых, но по Вундту происходит активный синтез простых элементов в сложные, а не разложение сложных на простые.

Экспериментальная психология сознания. Представление о ганцхайт-психологии дает описание одного их важнейших экспериментов. При изучении сознания естественен вопрос: Сколько идей могут присутствовать в сознании одномоментно? Простая интроспекция не может дать ответа, так как просто невозможно анализировать поток сознания. Требуется эксперимент: испытуемый сидит в затемненной комнате, глядя на проекционный экран. Стимул высвечивается на экране в течение 0,09 сек. Стимульный материал - 4 столбика по 4 буквы в каждом. Буквы расставлены в случайном порядке. Необходимо припомнить как можно больше букв. Припоминаемый материал показывает, сколько простых идей можно ухватить мгновенно. Стало быть, можно ответить на поставленный вопрос. Вундт обнаружил, что нетренированные субъекты могут припомнить около 4 букв, тренированные - до 6, но не более. Эти результаты полностью согласуются с современными измерениями объема кратковременной памяти.

Еще два важных явления можно наблюдать в этом эксперименте. Немного меняется стимульный материал: строчки в столбцах образованы сло­вами, содержащими по 4 буквы. В этих условиях испытуемый запоминает три иди четыре слова, то есть от 12 до 16 букв. Также быстро человек может прочитать и слово, которое содержит большее количество букв. Таким образом, организованные элементы заполняют сознание в большем объеме. По Вундту, буквы синтезируются в большее целое, которое понимается как отдельная сложная идея и ухватывается как один новый элемент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.